«МЁРТВЫЕ ДУШИ» ТОЖЕ УМЕЮТ ГОЛОСОВАТЬ: ГРАНИ ПОДГОТОВКИ К РЕФЕРЕНДУМУ В АРМЕНИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 13.11.2015 | 07:48
Набирает ход агитационная кампания в преддверии референдума по конституционным изменениям, который назначен на 6 декабря 2015 года. Любопытным в этом плане является то обстоятельство, что к началу агитационной кампании законодатели Армении не довели «до ума» ряд положений той части «Избирательного кодекса», которая связана с голосованием на предстоящем референдуме, а также законопроекта «Об идентификационных картах» (ID). Обладателями последних являются свыше 180 тысяч граждан страны.
Почему этот вопрос, казалось бы, сугубо технического характера, стал актуален именно сейчас? Дело в том, что по положению на сегодняшний день в обращении находятся три документа, удостоверяющих личность гражданина Армении: обычный паспорт, биометрический паспорт и идентификационные карты. «Избирательный кодекс» ранее предоставлял право на участие в голосовании только тем избирателям, которые предъявляют членам участковых избирательных комиссий обычные паспорта.
Однако в конце октября Национальное собрание большинством голосов приняло поправки в «Избирательный кодекс», согласно которым допускается участие в выборах и избирателей, которые предъявляют ID-карты. При этом принятые в первом чтении поправки не предусматривают:
- использования каких-либо механизмов или приборов перепроверки того, голосовал ли обладатель ID-карты на каком-то другом участке;
- возможность проверки данных о регистрации по месту жительства избирателя;
- проставления каких-либо меток на ID-карте во избежание повторного голосования с использованием одного и того же документа;
- электронного «оповещения» какого-либо центра или накопителя (базы данных) о проголосовавших владельцах ID-карт с тем, чтобы избежать многократного голосования по одной и той же карте.
Все попытки парламентской оппозиции внести какие-либо коррективы в данный законопроект, по сути стимулирующий возможность многократного голосования одним и тем же обладателем ID-карты, были отвергнуты сторонниками принятия конституционных изменений, составляющими в действующем парламенте подавляющее большинство. При этом его руководство в лице спикера Галуста Саакяна, который является членом «политбюро» правящей Республиканской партии Армении (РПА), полагает, что какое-то «компромиссное» решение по голосованию обладателей ID-карт всё-таки будет найдено.
Казалось бы, в сложившейся ситуации достаточно логичным могла бы стать маркировка одного пальца избирателей видимой краской, как это практикуется во многих странах, в том числе славящихся достаточно продвинутыми демократическими процедурами. Однако, по мнению депутатов из РПА, маркировка каких-то частей тела во время выборов является неприемлемой.
Учитывая то неопровержимое обстоятельство, что в момент референдума немалая часть (не менее полумиллиона) избирателей будет находиться за пределами Армении, возможность обладателей ID-карт голосовать по нескольку раз создаёт немало проблем для тех, кому положено предотвращать нарушения закона. К сожалению, технологические предпосылки к голосованию «мёртвых душ», как было сказано выше, уже созданы на законодательном уровне.
О точной же идентификации обладателя ID-карты по месту жительства приходится, видимо, только мечтать. В списках избирателей, которые (и это в стране с убывающим населением!) растут от одной избирательной кампании к другой, уже появилось огромное число людей с одними и теми же именами и фамилиями. Так, в некоторых избирательных округах ереванских общин Шенгавит и Арабкир уже появились 38 Ованнисян Гаяне, 37 Арутюнян Анаит, 36 Григорянов Арменов и 51(!) Саргсян Анаит. Согласно данным оппозиции, повторяющиеся имена в некоторых округах составляют до 20% от числа избирателей. Внести сколько-либо серьезные коррективы либо получить более достоверные данные о такого рода избирателях в полиции – дело практически безнадежное.
Одновременно, согласно сообщению работающей в Гюмри телекомпании GALA-TV, многим гражданам в полиции неожиданно стали настойчиво рекомендовать заменить обычные паспорта на ID-карты. В условиях складывающейся ситуации такие «предложения» случайными не выглядят.
Другим тревожным сигналом, подтверждающим точку зрения оппозиции о том, что агитационная кампания по референдуму для сторонников «нет» и «да» будет проходить в разных условиях, является намерение властей активно задействовать имеющийся у них административный ресурс. Так, главой штаба «за» назначен премьер-министр страны Овик Абрамян. Среди шести его заместителей мы видим руководителя администрации президента Вигена Саркисяна, главу Министерства по территориальному управлению и чрезвычайным ситуациям Армена Ерицяна, главу Контрольной службы при президенте Овика Овсепяна, а также других значимых лиц, наделенных серьёзными властными полномочиями. Штабы «да» в марзах возглавляют губернаторы. По сути, вся агитационная пирамида «за» конституционные изменения – это и есть армянская вертикаль власти. Между тем, согласно тому же «Избирательному кодексу», государственные чиновники не имеют права участвовать в агитационной кампании.
Для того чтобы как-то сгладить общее впечатление от своего участия в агитационной кампании, чиновники всех уровней наперебой заявляют о том, что намерены проводить агитацию «после 18 часов», т.е. в нерабочее время. Кроме грустной иронии, такие заверения не могут вызвать ничего.
Следует обратить внимание, что в отличие от предыдущих избирательных кампаний, сегодня практически не публикуются результаты социологических опросов относительно уровня поддержки населением конституционных реформ. Об одном опросе мы все-таки упомянем. Речь идет о замере, проведенном GALLAP International Association в период с 10 по 21 сентября. Отметим, что данная компания не имеет никакого отношения к всемирно известному Американскому институту общественного мнения Джорджа Гэллапа и является самостоятельной организацией, которая лишь использует узнаваемое имя.
GALLAP International Association работает в Армении начиная с 2005-2006 гг., и достоверность результатов её социологических опросов вызывает ничуть не меньше вопросов, нежели сведения, полученные местными социологическими агентствами. По мнению ряда экспертов в Ереване, GALLAP International Association тесно связан с властями и просто выдает нужные им результаты. Тем не менее, согласно результатам вышеупомянутого опроса, лишь 42% граждан страны намерены принять участие в референдуме по конституционным реформам; 47% опрошенных заявили о том, что не примут участия в референдуме, а 11% затруднились ответить на вопрос. При этом 29,1% опрошенных заявили о том, что проголосуют «за» конституционные реформы, 26,1% собираются сказать реформам «нет», а 44,8% респондентов затруднились ответить на вопрос. Всего было опрошено 1105 респондентов.
Таким образом, даже во многом провластное социологическое агентство, по сути, фиксирует то обстоятельство, что по положению на конец сентября, т.е. до начала официальной кампании, число сторонников и противников конституционных реформ было приблизительно равно. Это во-первых. А во-вторых, более 40% опрошенных не выразили желания прийти к урнам для голосования. Это достаточно серьёзная цифра, особенно если учесть, что для проведения конституционных изменений президенту Сержу Саргсяну и его команде необходимо порядка 700 тысяч голосов «за» (общее число зарегистрированных избирателей чуть более 2,55 млн).
Изменение общественных настроений, зафиксированных GALLAP International Association в сентябре, в пользу принятия конституционных изменений возможно лишь через активную агитацию. Это прекрасно понимают в администрации президента. Поэтому десятки тысяч чиновников всех рангов по всей стране, «засучив рукава», начали работу по убеждению граждан проголосовать «правильно». В этом им помогают практически все теле- и радиокомпании; исключение составляют лишь несколько финансируемых извне СМИ, включая вышеупомянутую телекомпанию GALA-TV. В целом свыше 95% СМИ прямо либо опосредованно агитируют «за» конституционные изменения.
Возникает вполне естественный вопрос: как тогда доносить до граждан свою точку зрения противникам конституционных реформ, которые не просто стеснены в финансовых средствах, но уступают в своих финансовых возможностях оппонентам на несколько порядков? В сложившейся ситуации у них остается не слишком много вариантов: общественное радио и телевидение, которое, согласно законодательству, обязано предоставить бесплатное время для агитации всем сторонам, Интернет и социальные сети, встречи с избирателями в столице и регионах. Противниками конституционных изменений изготовлены и запущены в социальные сети ряд видеороликов, видимо, будут организованы и другие информационные и PR-акции. Насколько они будут эффективны – покажут итоговые результаты предстоящего голосования.
Отметим также то обстоятельство, что пока нет никакой информации о том, что ЦИК, руководство парламента либо правительство Армении хотели бы видеть на предстоящем референдуме международных наблюдателей из ОБСЕ, Совета Европы и СНГ. Дело в том, что, согласно международным обязательствам, который принял на себя Ереван, необходимо приглашать наблюдателей на общенациональные выборы (парламента и президента), однако данная обязанность не относится к референдумам и выборам в органы местного самоуправления. Поэтому, скорее всего, соответствующие структуры ОБСЕ и Совета Европы пришлют на предстоящий референдум так называемые технические миссии по 12-15 человек.
Никто из основных внешних игроков (Брюссель, Вашингтон и Москва) никоим образом не выказывает публично своей заинтересованности в том или ином исходе референдума. Исключением, пожалуй, можно считать лишь директора департамента по связям с Россией, странами Восточного партнерства и Центральной Азии, региональному сотрудничеству и сотрудничеству с ОБСЕ Европейской службы внешних связей Гуннара Виганда. Более чем за месяц (!) до референдума он выразил твердую убежденность в том, что тот пройдёт на основе принципов демократии и в соответствии с международными стандартами. Одновременно он дал ясно понять, что в вопросе конституционных изменений главным критерием для него является точка зрения Венецианской комиссии. Между тем последняя, как известно, представленный на референдум документ полностью одобрила.
По материалам: Ритм Евразии
Армения политика и право