АРМЕНИЯ: «ХОД КОНЕМ» АРА АБРАМЯНА, ИЛИ АВОСЬ ПРОНЕСЕТ?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ануш СИРУНЯН | 26.10.2015 | 00:00
Сегодня практически все внутриполитические процессы в Армении, а также некоторые внешнеполитические события, в той или иной степени связаны с проектом конституционных изменений и с предстоящим 6 декабря всенародным референдумом. Как отмечалось нами ранее, конституционные реформы по задумке президента Сержа Саргсяна должны обеспечить воспроизводство его власти и утвердить правление Республиканской партии Армении (РПА), по возможности, на неопределённо долгий срок. На днях правительство приняло решение о предоставлении на подготовку и проведение референдума 1,8 млрд драмов, что составляет около 3,7 млн долларов США. В ближайшие дни будет сформирован агитационный штаб РПА. На настоящий момент власть беспрепятственно прошла все этапы, за исключением подготовки и проведения референдума. О проблемах, с которыми может столкнуться правящий режим, будет рассказано ниже.
В свою очередь, в лагере противников реформ и в первую очередь во фронте «Нет!», где основными силами являются партии «Армянский национальный конгресс» (АНК) и «Наследие», а также подконтрольная АНК инициатива «Не проведёте!», сложилась довольно непростая ситуация. И, несмотря на заверения представителей АНК о том, что в оппозиции раскола нет, некоторые факты указывают на обратное.
Так, 12 октября лидеры партии «Наследие» и организации «Учредительный парламент» (УП) – соответственно Раффи Ованнисян и Жирайр Сефилян – заявили о совместной борьбе и о формировании совместного штаба под названием общественный фронт спасения «Новая Армения». Между тем, в состав этого объединения не вошла партия «АНК» и инициатива «Не проведёте!» Не сбрасывая со щитов необходимость противодействия процессу конституционных изменений, Ованнисян и Сефилян, тем не менее, заявили о том, что этого вовсе не достаточно и до референдума нужно, ни много ни мало, осуществить смену власти. При этом Сефилян заявил, что у новой инициативы нет противоречий с фронтом «Нет!», а имеются лишь небольшие разногласия.
«Партия «Наследие» и УП заявили о том, что намерены представить более радикальное требование – о смене власти и предложили нам осуществить ее сейчас. Мы считаем, что на данный момент у нас нет соответствующих ресурсов для реализации этого лозунга. Поэтому мы идем другим путем – говорим «нет» конституционным реформам», – заявил представитель инициативы «Не провёдете!» Армен Григорян. Уже через неделю после создания фронта спасения «Новая Армения», куда, помимо УП и партии «Наследие», вошли еще несколько организаций, АНК и возглавляемая Степаном Демирчяном Народная партия Армении объявили о создании совместных штабов. Таким образом, созданный еще месяц тому назад фронт «Нет!», ещё не успев развернуться, благодаря созданию нового объединения практически уже расколот.
Несколько странно, почему вдруг Р.Ованнисяну и представителям УП при наличии фронта «Нет!», вдруг понадобилось срочно создавать альтернативную оппозиционную структуру и озвучивать радикальные лозунги? Представляется, было бы целесообразнее, чтобы противники реформ объединили сегодня усилия против реализации проекта новой Конституции. По мнению ряда наблюдателей, представители УП и некоторых других «оппозиционных» структур были специально «откомандированы» властями во фронт «Нет!» для того, чтобы нарушить нормальную деятельность оппозиции.
Другой тенденцией в стане оппозиции, которая заслуживает внимания, является выбранный АНК резко конфронтационный стиль поведения с властью. Напомним, что обычно взвешенный глава парламентской фракции «АНК» заместитель председателя одноименной партии Левон Зурабян сделал скандальное заявление о наличии фактов, свидетельствующих о том, что председатель Конституционного суда (КС) Гагик Арутюнян якобы подкупил Венецианскую комиссию для получения от нее положительного отзыва относительно проекта конституционных реформ. Более того, Зурабян пообещал эти факты опубликовать. В свою очередь, Гагик Арутюнян охарактеризовал обвинения оппозиции как маразматические, и словами Зурабяна вплотную занялись правоохранительные органы. По сведениям некоторых СМИ, оппозиционного депутата попытаются привлечь к ответственности за ложный донос и клевету.
Однако разговоры о возможном уголовном преследовании не остановили партию АНК. На днях она распространила заявление, согласно которому назначенный на 6 декабря конституционный референдум является незаконным, а его результаты изначально недействительны до тех пор, пока Гагик Арутюнян не подал в отставку с должности председателя КС. По убеждению оппозиционеров, соавтор конституционных поправок Гагик Арутюнян не может быть беспристрастным при рассмотрении иска, в котором будут оспариваться результаты референдума – а в том, что какая-либо политическая сила такой иск представит, сомнений мало. «Представьте себе футбольное поле, где играют две команды и судья играет за одну из команд. Он не только забивает гол, передает мяч, но и принимает судейские решения. Сложившаяся ситуация является беспрецедентной – когда инициированной президентом комиссией по конституционным реформам руководит председатель КС», – заявил Левон Зурабян.
Постановка вопроса именно в ракурсе незаконности предстоящего референдума указывает на крупный прокол со стороны властей. В частности, назначив председателя КС главой Специальной комиссии по конституционным реформам, инициаторы конституционных реформ нарушили судебное законодательство, которое исключает участие представителей судебной системы в подобных инициативах. Разработка и подготовка различных проектов – это дело исполнительной и законодательной, но никак не судебной власти. Таким образом, благодаря нарушению законодательства, в том числе и серьёзного нарушения закона «О Конституционном суде», Гагик Арутюнян стал заинтересованным игроком в процессе принятия реформ, и именно этот момент оппозиция использует довольно грамотно.
Однако вернемся к резко конфронтационному стилю поведения АНК. Возможно, что партия выбрала эту почти скандальную линию поведения для того, чтобы привлечь внимание пассивного большинства общества к процессу конституционных изменений. Правда, добиться ощутимого эффекта при тотальном контроле властями информационного поля практически невозможно.
Между тем, даже столь предусмотрительная армянская власть, которая, казалось бы беспрепятственно прошла все этапы в рамках процесса конституционных изменений, оказалась не застрахована от некоторых тревожных сюрпризов. Казалось, президент и творцы реформ успешно пробежали «длинную дистанцию» (включая формирование «политического консенсуса», развал партии «Процветающая Армения», обеспечение нужного голосования в Национальном Собрании 5 октября и прочие звенья), и после её преодоления предусмотрительный режим наконец-то вышли на финишную прямую. Но здесь, практически в одном шаге от референдума неожиданно появился председатель Союза армян России (САР) Ара Абрамян.
14 октября этот крупный российский предприниматель и общественный деятель (отношение к которому и в Армении и в России самое разное, что вовсе не удивительно) сделал на пресс-конференции в Ереване сенсационное заявление о том, что он намерен создать политическую партию, которая примет участие в парламентских выборах в Армении в 2017 году. По словам главы САР, он обдумывает два варианта: создать партию и идти с ней вперёд, либо же присоединиться к какой-либо другой политической силе. «Речь не идет о моих планах стать премьером или президентом Армении. Речь идет об участии партии в парламентских выборах, об улучшении ситуации в Армении. В настоящее время мы обсуждаем нашу идеологию и программы», – заявил при этом Абрамян, добавив, что окончательное решение будет принято до марта будущего года. Глава САР также сообщил, что свои планы по созданию партии он обсудил с Сержем Саргсяном: «Саргсян сказал мне: почему бы и нет, создавайте, если решили быть полезными Армении, попробуйте». Заметим, что А.Абрамян в своих выступлениях никоим образом не затронул тему конституционных изменений.
Заявленный выход на политическое поле Армении нового игрока создало возможность для некоторых подконтрольных властям экспертов и СМИ выдвинуть предположение о том, что планы Ара Абрамяна о создании новой партии являются проектом властей. Но в таком случае непонятно, почему столь успешно действующей власти вдруг понадобился еще один проект, да ещё и связанный с главой САР?
Реакция информационного поля Армении на заявление А.Абрамяна была (это продолжается и по сей день) от крайне нервной, вплоть до иступлённо-истеричной. Россию обвинили в интервенции против Армении, в стремлении получить полный контроль над политической и экономической системами; глава САР был обвинён в том, что он якобы спасает в Армении колониальную политику России. Подконтрольные властям эксперты и СМИ начали панически вспоминать армянское законодательство, запрещающее иностранцам баллотироваться, и всё в подобном духе.
Оставим в стороне истерику группы людей, стоящих у «кормушки» и панически реагирующих на возможные провалы нынешнего режима. Заметим только, что с формальной точки зрения никакого вмешательства нет, потому что Ара Абрамян – это частное лицо, рядовой гражданин России, в то время как армянское законодательство не запрещает иностранцам финансировать организации в Армении.
Конечно, представляется почти невероятным, что столь состоятельный человек, к тому глава крупнейшей армянской организации в России, может самостоятельно делать заявления о создании партии, о намерении принять участие в выборах. Это, по сути, означает, что армянским властям на парламентских выборах 2017 года придется, в том или ином виде, учитывать точку зрения России.
Вероятнее всего, Ара Абрамян привез армянским властям мессидж из Москвы, где, возможно, не в восторге от предстоящих конституционных изменений, и решили, пока опосредованно, дать это понять. Напомним, что переустройство страны в парламентскую республику некоторые оппозиционные политики и эксперты в Армении открыто называют западным проектом, направленным на выведение Армении из орбиты влияния России и включение её в зону влияния Запада. Скорее всего, в Москве осознают опасность конкурентного геополитического проекта, и Ара Абрамян выступил в качестве транслятора идей и настроений Москвы.
Вряд ли власти Армении этого мессиджа не восприняли. Вместе с тем, правящий режим в спешном порядке, без каких-либо малейших пауз продолжает гонку на финишной прямой, на которой теперь достаточно отчётливо замаячил так называемый «внешний фактор». Трудно сказать, почему армянские власти решили рискнуть, может думают – авось пронесёт, а может слов и заявлений пока оказалось недостаточно?..
Армения политика и право Россия