«…С ПОМОЩЬЮ РОССИИ СИРИЯ СНОВА ВСТАНЕТ НА НОГИ И БУДЕТ ТОЙ ПРЕКРАСНОЙ СТРАНОЙ, КОТОРУЮ МЫ ВСЕ ЗНАЛИ»
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Арман СААКЯН | 22.10.2015 | 14:53
Интервью депутата Национального собрания Армении, член Республиканской партии Армении Армана СААКЯНА
1. Господин Саакян, как человек, непосредственно посещавший Сирию, наблюдавший ситуацию «в динамике», включая весь ужас и масштабы трагедии, какую характеристику могли бы вы дать обстановке в стране до начала операции Воздушно-Космических сил России?
- К сожалению, ситуация в Сирии в последние четыре года ухудшилась, и эта ближневосточная страна оказалась перед потерей государственности, которая была угрозой для всего региона, о чем свидетельствует и огромный поток мигрантов в Европу и в соседние страны. И действия, которые происходят в последние две недели, дают надежду, что очень скоро ситуация урегулируется и Сирия вернет себе государственность, и в стране будет мир.
2. Согласны ли вы с тем, что так называемое «Исламское государство» (запрещённая в России террористическая организация – Прим. ред.) чинит геноцид по конфессиональному признаку в отношении тех, кто не разделяет проповедуемое ею радикальное религиозное мировоззрение, будь то христиане, мусульмане, иудеи, буддисты или атеисты?
- Нам, армянам, хорошо знакома тема Геноцида. И то, что происходит в Сирии – это настоящий геноцид. Сирия является многоконфессиональной страной, где в течение многих веков вместе дружно жили люди разных вероисповеданий. В этой стране никто бы никогда не потерпел никаких радикальных группировок. А основа государственности состоит именно во взаимопонимании и терпимости. «ИГ» также совершает и культурный геноцид, уничтожая культурные ценности разных народов и вероисповеданий. В сентябре 2014 года террористы «ИГ» уничтожили армянскую церковь Мучеников, расположенную в сирийском городе Дейр-эз-Зор. Эта храмовая постройка была особенно важна для армян еще и потому, что внутри ее располагался памятник Геноциду и мавзолей с останками жертв турецких зверств. Каждый год 24 апреля сюда съезжались тысячи людей, чтобы почтить память жертв Геноцида. А в Ракке, которая считается столицей «ИГ», исламисты учинили погром в армянской католической церкви Св. Мучеников, где они уничтожили крест на колокольне, заменив его флагом ИГИЛ.
Так выглядит в настоящее время армянская католическая церковь в захваченном джихадистами сирийском городе Ар-Ракка. Фото: pandukht.livejournal.com
3. Какова ситуация в армянонаселенных районах Сирии?
В армянонаселенных районах ситуация, конечно очень тяжелая: многие армяне эмигрировали, большинство из них переехали в Армению. При этом, конечно, все они своей родиной считают Сирию, мечтают вернуться, молятся о мире. Катастрофически тяжелая ситуация у армян, остающихся в Алеппо. Если в тех районах, которые находятся под контролем государственных войск, армяне ещё проживают, то в районах, которые находятся под контролем ИГИЛ и других террористических организаций, их, по понятным причинам, не осталось. Армяне всегда дружно жили с мусульманами и всегда себя чувствовали частичкой той страны, где они проживали – будь то Сирия, Ирак, Египет, Ливан или Иран. Я считаю, что нет на свете такой веры, что может уничтожать святыни, будь они христианские, мусульманские, иудейские или другой веры.
4. Какие процессы способствовали тому, что, так называемое «Исламское государство» смогло столь стремительно расширить зону своего влияния? Можете ли вы подтвердить, что нефть из месторождений, контролируемых «ИГ», поступает в Турцию, откуда в последствии перепродается в третьи страны?
Это общепризнанно, что «ИГ» контролирует нефть в этом районе, от продажи которого у них есть огромные средства на оружие. И это обеспечивает им стабильный доход. И все знают, и никто особо не скрывает, что Турция является покупателем нефти «ИГ».
5. Может ли военная операция ВКС России стать отправной точкой для консолидации мирового сообщества в реальной борьбе с международным терроризмом? Ведь сегодня все больше государств заявляет о солидарности с предпринимаемыми Россией активными действиями по борьбе с ИГ, государств как христианских, так и мусульманских, как населенных шиитами, так и суннитами.
Надеюсь, что да. За короткое время атмосфера уже изменилась. Я общался со знакомыми и друзьями в Сирии, настроения там в корне изменились, и все ждут позитивного разрешения этой ситуации. Все уверены, что уже скоро будут видны положительные результаты борьбы России с «ИГ». Думаю, что скоро к России присоединятся многие страны, и вместе будут бороться со злом, которое охватило весь Ближний Восток, и люди снова вернутся в свою страну, в свои дома, к своей нормальной жизни.
6. Верно ли, что ситуация на международной арене в некоторой степени дублируется в многоконфессиональной Сирии, где также проживают бок о бок сунниты, шииты, последователи различных христианских течений, алавиты, друзы и представители других вероисповеданий? Ведь, по статистике, от боевиков «ИГ» в равной степени страдают все, а большинство беженцев в Европу – именно сунниты. Россия в этом смысле выступает защитником сторонников всех традиционных религий.
Я встречался с главой суннитов в Сирии, он очень мудрый и умный человек, и в разговоре с ним понимаешь, что религиозность и радикализм несовместимы. Сирия – многоконфессиональная страна, и в этом ее уникальность. Один из высокопоставленных чиновников Сирии, однажды в разговоре, показав на ковер, сказал мне: ‘Смотри, этот ковер выткан из многих разных узоров, и он прекрасен. Представь, если не будет пару узоров на нем, он уже не будет выглядеть так как сейчас, не будет уникален. Вот так и наша страна, мы состоим из многих народов и вероисповеданий. Нас нельзя разделить’.
И в заключение нашей беседы хочу выразить надежду, что с помощью России Сирия снова встанет на ноги и будет той прекрасной страной, которую мы все знали.
Армения безопасность Ближний Восток диаспоры Россия терроризм