«Я НЕ ДУМАЮ, ЧТО СЕЙЧАС АЗЕРБАЙДЖАН ГОТОВ К НАЧАЛУ СЕРЬЕЗНОЙ ВОЙНЫ…»
ИНТЕРВЬЮ | Александр СКАКОВ | 08.10.2015 | 20:59
Азербайджанские провокации направлены на то, чтобы проверить настроенность и отклики международного сообщества и структур. В беседе с Tert.am подобное мнение высказал российский политолог Александр Скаков. «Азербайджан пытается доказать всем, и, в первую самому себе, что у Армении якобы нет ресурсов для противостояния провокациям со стороны Баку, и Россия, являющаяся гарантом безопасности Армении, не вмешивается и ничего не предпринимает по этому поводу», - отметил политолог, сказав, что Армении следует ожидать поддержки не со стороны ОДКБ, а со стороны России.
- В последнее время вокруг урегулирования карабахского конфликта начались новые развития. Параллельно с ростом напряженности на границе, состоялись встречи с сопредседателями Минской группы ОБСЕ и главами МИД двух стран. Что Вы думаете относительно этого процесса?
- Напряженность на линии соприкосновения и армяно-азербайджанской границе происходит перманентно, постоянно, но волнами. Нарушения систематические. Конечно, во время Игр в Баку это было невыгодно для Азербайджана, когда игры закончились напряженность возросла. И конечно, это связано с тем, чтобы отвлечь внимание населения от проблем, которые есть в Азербайджане, что, в первую очередь, конечно, связано с экономическим кризисом и падением цен на нефтяные ресурсы. Поэтому такая напряженность очень удобный метод.
И вторая причина – это стремление Азербайджана доказать всем и, в первую очередь, самому себе, что у Армении якобы нет возможности противостоять этим провокациям со стороны Баку, и то, что Россия, являющаяся гарантом безопасности Армении, не вмешается, ничего не делает, ничего не может сделать, чтобы поддержать своего союзника.
Поэтому здесь очень важна четко заявленная позиция России по недопустимости таких провокаций. Я не думаю, что сейчас Азербайджан готов к началу серьезной войны. Он не рискнет, не имея гарантий того, что выиграет, и никто не вмешается. Но проблема в том, что война может начаться независимого от желания или нежелания Баку, просто по стечению обстоятельств и случайно. Как говорится в любой пьесе, рано или поздно повешенное на стену ружье выстреливает.
- Г-н Скаков, не думаете ли Вы, что ситуация немного поменялась, если сравнить с прошедшими годами, поскольку вследствие перестрелок уже умирают мирные люди и Азербайджан начал применять новую технику, которая не применялась после окончания Арцахского освободительного движения. Как Вы думаете, может ли это свидетельствовать об объявленной войне?
- Случаи гибели среди мирного населения были и до этого, но, конечно, масштабы вооружения, качественно новые виды оружия, новые провокации – это факт. И это также входит в политику Азербайджана. Опять же это желание сделать шаг больше и увидеть реакцию на это. То есть, это своеобразная проверка реакции не только Армении, но и реакции ее партнеров, реакции России, в первую очередь, и реакции Европы – проверить их реакцию на использование новых вооружений, на ужесточение своих действий, на ужесточение риторики и так далее.
- Г-н Скаков, по этому поводу звучало мнение, что международное общество и международные организации, к примеру НАТО или ОДКБ, ООН, не делают адресованных заявлений Азербайджану. Как Вы думаете, нужны или адресованные заявления и почему международное сообщество молчит?
- Это может быть связано с тем, что сейчас Армения и Азербайджан не находятся в фокусе внимания международного сообщества. Для них существуют более актуальные регионы, в этом контексте опять же можно назвать Сирию, Ирак, Украину и, наконец, Афганистан. И другие регионы, можно много всего назвать, к примеру, Северную Африку. Поэтому сейчас образовался конфликт, а не интерес в той степени, в которой он мог быть. Поэтому со стороны международного сообщества не прилагаются соответствующие меры для установления мира в этом регионе. Что касается того, почему ОДКБ не делает заявлений, отмечу, что эту организацию также не особо интересует этот вопрос, а Россия может сделать так, чтобы избежать войны на Южном Кавказе.
Ясно, что участнику ОДКБ -Казахстану ближе Азербайджан, нежели Армения, Беларусь имеет много общих интересов с Азербайджаном, а для таких стран, как, к примеру, Киргизия, эта тема вообще не актуальна. Поэтому в этом случае я бы не рассматривал ОДКБ в качестве серьезного фактора, я бы говорил именно о России.
- Если будет нужно, Россия станет на защиту Армении, учитывая, что гарант нашей безопасности продает оружие нашему противнику?
- Россия обязана быть гарантом безопасности Армении. Я думаю, что случаи продажи оружия были ошибкой, и я надеюсь, что в дальнейшем подобных случаев не будет. Конечно, об этом были всякие объяснения, но это было не очень убедительно, поскольку политика должна ставиться выше бизнеса.
- В Армении заявили о том, что, возможно, пора менять документ о примирении и поставить новые условия. Как Вы думаете, есть ли в этом необходимость, готов ли Азербайджан принять новый документ по примирению?
- Я думаю, что Азербайджан ни в коей мере не готов к этому, думаю, чтобы добиться какого-то прогресса в переговорном процессе, нужно давление стран Минской группы и международного сообщества на все стороны конфликта. Чтобы со всех сторон конфликта – Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджан были уступки, с помощью которых можно было бы достичь мирного урегулирования, но такого давления нет, оно сейчас и не предвидеться, хотя бы по той причине, что, как я уже заметил, этот регион не находится в центре внимания мирового сообщества, а, во-вторых, потому что между странами Минской группы нет согласия между ними самими, существуют противоречия между Россией и Западом по целому ряду важнейших вопросов.
Азербайджан Армения безопасность дипломатия Нагорный Карабах США