СМОЖЕТ ЛИ АРМЕНИЯ СТАТЬ «МОСТОМ» МЕЖДУ ЕАЭС И ИРАНОМ?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Айк ХАЛАТЯН | 06.10.2015 | 16:22
Одним из приоритетов внешнеполитической повестки армянских властей является решение транспортных проблем республики. Кроме того, учитывая проблемы российской экономики, которые сильно влияют и на тесно связанную с ней армянскую экономику, встаёт вопрос диверсификации экономических связей Армении.
В обоих этих вопросах ключевую роль может сыграть Иран, особенно в случае реализации проекта строительства железной дороги Армения-Иран. И если главным препятствием для восстановления железнодорожного сообщения через Абхазию являются политические проблемы (и предпосылок для их решения пока не видно), то в случае с железной дрогой Армения-Иран проблема лишь в нахождении источников финансирования. А речь идет о немалых суммах – стоимость проекта оценивается в 3,5 миллиарда долларов. На эти деньги планируется построить в сложных горных условиях железную дорогу протяженностью 300 километров, и в ее инфраструктуру будут включены 64 моста общей длиной в 19,4 километра, 60 тоннелей протяженностью 102,3 километра и 27 станций.
Надежда на Китай
Именно поэтому, в ходе визита в Китай премьер-министра Армении Овика Абрамяна, одной из главных тем переговоров с председателем Госсовета КНР Ли Кэцяном стали инвестиционные программы строительства железной дороги Иран-Армения, дорожного коридора Север-Юг.
Как сообщила по итогам переговоров пресс-служба правительства Армении, Ли Кецян подтвердил заинтересованность китайской стороны в этом вопросе, а также выразил готовность осуществлять в Армении совместные программы в сфере развития инфраструктур, в промышленной, гуманитарной и других областях. Согласно армянским властям, интерес к проекту проявляют китайские банки, которые выразили готовность профинансировать 60% программы строительства железной дороги. К тому же и сам проект железной дороги был разработан Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCCC International).
Кроме того, в рамках визита Абрамян встретился с заместителем председателя правления Экспортно-импортного банка Китая Лю Лянгом, который отметил ту важную роль в деле развития региона, которую может сыграть строительство железной дороги Иран-Армения.
Сопровождавший Абрамяна в ходе визита в Китай министр экономики Карен Чшмаритян сообщил армянским журналистам некоторые подробности переговоров в Пекине. По его словам, китайская сторона начала изучение целесообразности строительства железной дороги Иран-Армения, ее прибыльность, и если дорога будет оценена Пекином как выгодная, Китай профинансирует проект. В этой связи он отметил, что премьер-министр КНР поручил соответствующему чиновнику – заместителю министра по линии коммерции и торговли, который одновременно является сопредседателем комиссии по экономическому сотрудничеству Армения-Китай, координировать с армянской стороной эти работы.
При этом министр добавил, что китайская сторона заинтересована в этой железной дороге, так как основная идея проекта состоит в том, чтобы связать Китай с Европой.
Ереван в роли лоббиста
Однако Ереван занят не только поиском средств для строительства железной дроги с Ираном. Вторым проектом, имеющим стратегическое значение для Армении, является созданием зоны свободной торговли (ЗСТ) между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Ираном. Заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян сообщил журналистам, что по инициативе Еревана будет создана рабочая группа, которая будет заниматься вопросом упрощения торгового режима ЕАЭС с Ираном. По словам замглавы МИД, уже есть решение о создании рабочей группы и в ближайшее время она займется изучением рынка, его возможностей, преимуществ, открывающихся перед участниками ЕАЭС.
Он также отметил, что Иран со своей стороны выражает заинтересованность в создании ЗСТ, о чем иранские власти неоднократно заявляли, в том числе, в ходе личных встреч.
Что касается сроков решения в рамках ЕАЭС вопроса о ЗСТ с Ираном, то Кочарян заметил, что это длительный процесс, напомнив подписание аналогичного соглашения между ЕАЭС и Въетнамом (от начала переговоров до подписания соглашения прошло 2 года). «Это длительный процесс, который предполагает подготовку большого пакета документов. Процесс сейчас начался, сроки пока не известны, поскольку это продолжительная и кропотливая работа, которая будет, в том числе, касаться льготных товаров, а каждый из них требует отдельного согласования», — сказал он.
В свою очередь первый заместитель министра международной экономической интеграции и реформ Армении Сурен Караян сообщил порталу Sputnik-Армения, что вопрос создания ЗСТ с Ираном прояснится в течение года. «Создана рабочая группа, состоящая из представителей всех стран-членов ЕАЭС. Переговоры еще не начались, они будут проходить под эгидой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)», — сказал Караян.
При этом Караян также затруднился ответить о возможных сроках создания ЗСТ в случае успешных переговоров.
Треугольник Ереван-Москва-Тегеран
По мнению армянских властей и экспертов, реализация этих двух стратегических проектов может стать мощнейшим стимулом для развития армянской экономики, существенно повысит роль Армении в регионе. Они позволят Армении более эффективно пользоваться преимуществами пребывания в ЕАЭС, став своеобразным мостом между союзом и Ираном (в перспективе и другим странами Ближнего Востока) странами, страной-транзитером.
Строительство железной дроги имеет для Армении не только важное экономическое, но и политическое значение, позволив свести практически на нет экономические потери от блокады республики Азербайджаном и Турцией. Что, в свою очередь, существенно укрепит армянские позиции в переговорном процессе по карабахской проблеме. К тому же железная дорога Армения-Иран многократно повысит экономические выгоды от открытия железнодорожного сообщения через Абхазию, что может стать серьезным козырем в переговорах Армении и России с Грузией.
Однако если в вопросе создания зоны свободной торговли перспективы оптимистичные, учитывая курс России и самого ЕАЭС на взаимовыгодное сотрудничество с другими странами и экономическими союзами, то в случае с железной дрогой не все так однозначно.
Большие надежды в реализацию проекта строительства дороги в Армении связывали с вступлением республики в ЕАЭС. И Ереван получил расплывчатые обещания помощи от Москвы в постройке этой железной дороги, после объявления президентом Сержом Саргсяном курса на вступление республики в Таможенный (Евразийский) союз. Тогда, 3 сентября 2013 года, в ходе встречи со своим армянским коллегой президент России Владимир Путин заявил, что РЖД могут инвестировать в развитие армянской железнодорожной сети около 15 миллиардов рублей (500 млн. долларов в ценах 2013 года).
Однако многолетний глава РЖД Владимир Якунин со скепсисом относился к реализации проекта, неоднократно публично выражая сомнение в его целесообразности. Даже несмотря на готовность иранской стороны за свой счет построить участок дороги на иранской территории. К сожалению к моменту отставки Якунина с поста главы РЖД, резко изменилась экономическая ситуация в России, и у Москвы в условиях санкций и падения цен на нефть уже нет прежних финансовых возможностей.
Определенные надежды дарит процесс нормализации отношений США с Ираном и возможное снятие самых жестких санкций с Тегерана. Это положительно скажется, как на армяно-иранской торговле, в которой в течение последних лет наблюдается спад, так и повысит возможности Ирана участвовать в крупных инфраструктурных проектах в регионе. А учитывая дружественные отношения между Ереваном и Тегераном, а также наличие ряда серьезных проблем в отношениях Тегерана с Баку (и с главным союзником Баку Анкарой), при прочих равных условиях предпочтение будет отдаваться проектам с армянской стороной.
Учитывая то обстоятельство, что армянская экономика в условиях отсутствия общей границы с другими странами ЕАЭС не получает в полном объёме тех выгод, что экономики других стран-участников союза, Москва может с полным пониманием отнестись к более тесному сотрудничеству Армении с Ираном и Китаем. Особенно на фоне того, что Россия сама выступает за тесное сотрудничество ЕАЭС с Китаем в рамках китайского проекта экономического пояса «Шелкового пути».
специально для kavkazoved.info
Армения Евразийский Союз Иран Китай коммуникации Россия экономика