УГРОЗЫ «ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА» И РОССИЙСКИЙ ИСЛАМ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Азамат ДЖЕНДУБАЕВ | 28.09.2015 | 00:00
Первоначально к написанию этого материала меня подвигли два не связанных между собой события. 16 сентября 2015 г. в Московском Центре Карнеги прошел довольно содержательный семинар по теме «Усиление влияния исламистов (ИГИЛ) на российскую умму». А следом 18 сентября в «Российской Газете» были опубликованы следующие данные: «Две тысячи четыреста граждан Российской Федерации принимают участие в бандформированиях «Исламского государства». Около трех тысяч граждан стран Центральной Азии, в том числе входящих в ШОС, также находятся в этих рядах», – сказал Смирнов на 27-м заседании Совета РАТС ШОС в Ташкенте». Уточним, что Сергей Смирнов - Первый замдиректора ФСБ, генерал армии, а озвучил он их на 27-м заседании Совета РАТС ШОС в Ташкенте.
Если судить о влиянии «ИГ» на российскую умму только по приведенным выше цифрам, то сильное оно или нет? С учетом того, что, пусть и номинально, но в России проживает порядка 20 млн. человек, считающих себя мусульманами, очевидно, что нет.
Но это будет формальный подход и вывод на основе численных данных. Куда более серьезной проблемой представляется идейное, мировоззренческое влияние «ИГ» на умы российских мусульман.
Критерий оценки этого процесса прост и достаточно очевиден. Проявляется он через радикализацию настроений в российском исламском сообществе. Эту тенденцию подтвердили практически все участники упомянутого семинара, среди которых были известные ученые и эксперты по исламу.
Так, в ходе семинара было отмечено резкое увеличение количества «конкурирующих» между собой духовных управлений. Причем происходит это не только на уровне республик и регионов, но иногда даже в отдельно взятых деревнях. Налицо также интенсивная смена в руководстве мусульманских сообществ и учреждений представителей традиционного для России ислама, на радикально настроенных выпускников арабских религиозных учебных заведений. Характерно это для всех территорий Российской Федерации, что несет потенциальные угрозы национально-государственной безопасности России.
Однако констатация происходящего сама по себе не может служить решению возникающих угроз. А важнейшая из них заключается в том, что впервые за время многовекового мирного существования в России ислама стали наблюдаться противоречия внутри самой исламской уммы.
Для экспертного сообщества стало очевидным, что в стране явно не хватает квалифицированных специалистов по исламу на всех уровнях власти. Что государству, вероятно, стоит взять под контроль то, кем и в какие учебные заведения направляются на учебу будущие мусульманские ученые и имамы мечетей.
Однако ключевой, по мнению участников семинара, оказалась системная проблема – отсутствие государственной идеологии, опираясь на которую можно вести борьбу со сторонниками разрушительных для страны и общества радикальных течений в исламе. Проблема эта особая, и мы не будем пока здесь её касаться. Но отметим, что как показывают события последних 20-25 лет, борьба идей и мировоззрений все чаще переходит в плоскость противостояния носителей разных взглядов.
А это имеет трагические по человеческим меркам последствия – десятки убитых экстремистами представителей традиционного ислама, сотни убитых в ходе спецопераций вооруженных сторонников радикальных исламских течений и организаций, сотни жертв террористических актов и боестолкновений.
Явление действительно трагическое, ведь по сути, если называть вещи своими именами, это говорит о том, что идет пусть и не масштабная, но гражданская война. Ведь за редким исключением во всех этих случаях погибают россияне – граждане одной страны – России.
Важно отметить, что в последнее время обозначился принципиально важный критерий определения различий между мировоззрением сторонников традиционного и радикального ислама. Заключается он в вопросе соотношения гражданских и религиозных ценностей.
Как утверждают радикалы, для истинного мусульманина не важны ни его национальность, ни гражданство. Они не имеют никакого значения по сравнению с исламскими ценностями и требованиями, главное из которых – участие в джихаде.
В связи с этим, безусловно, более чем актуальной становится трактовка понятия «джихад», форм и способов его проявления. Тема эта большая и требует отдельного разговора.
Пока хочется высказать свою субъективную точку зрения. В конечном итоге, и это надо честно признать, радикализации молодежи, а именно молодые люди пополняют и ряды боевиков «ИГ» и сообщества религиозных фанатиков, способствуют, в первую очередь, не вопросы трактования сур Корана или хадисов Сунны, а проблемы вопиющей социальной несправедливости и нравственной деградации современного общества. В первую очередь это относится к Западу.
Кто-то скажет, что сами радикалы часто далеки от понятий добра и справедливости, являют собой образцы средневековой дикости. И это тоже будет правдой. Где же выход из этой ситуации?
Очевидно, что необходима активизация работы государства по упразднению главных причин роста религиозных экстремистских настроений – негативных социальных и экономических явлений в жизни российского общества. Одновременно с этим необходимо принять комплекс мер по подготовке ученых религиоведов, способных давать объективную научную оценку теоретическим религиозным постулатам и практике их применения в различных религиозных конфессиях, заниматься практической работой, в частности среди молодежи, студентов, а также военнослужащих.
Однако еще важнее содействие сохранению и развитию в России своих духовных центров, религиозных научных школ и традиций просвещенного ислама.
Надежду на реализацию такого варианта решения острых проблем дает позиция Президента Владимира Путина, высказанная им на торжественном открытии Московской Соборной Мечети 23 сентября текущего года.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
безопасность Ближний Восток ислам образование Общество «Знание» политика и право Россия