КОНСТИТУЦИОННАЯ Я РЕФОРМА: СТРАХИ АРМЯНСКОЙ ВЛАСТИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Наира АКОПЯН | 23.09.2015 | 22:17
Процесс конституционных изменений, инициированный президентом Сержем Саргсяном с целью воспроизводства своей власти, перешел в активную фазу. В наших публикациях мы неоднократно рассматривали различные детали преобразований, предусматривающих переход с парламентско-президентской на парламентарную форму правления.
11 сентября проект конституционных реформ поступил на пленарное заседание Национального Собрания (НС). Ранее комиссия парламента по государственно-правовым вопросам одобрила проект новой Конституции, также было принято решение о рассмотрении проекта в ускоренном режиме. Обсуждение в НС проходило в напряженной атмосфере. Представители оппозиции в лице фракции «Армянский национальный конгресс» («АНК») вновь заявили, что истинной целью проекта Конституции является воспроизводство власти Сержа Саргсяна. По словам главы фракции «АНК» Левона Зурабяна, Серж Саргсян никогда публично не говорил о том, что не стремится к должности председателя НС, таким образом исходящие от других лиц заверения в том, что Саргсян не намерен занимать пост спикера, направлены на дезинформацию общественности. Интересно, что в общем хоре республиканцев, указывающих на многочисленные положительные стороны новой Конституции, на целесообразность смены формы правления, нашелся человек, открыто признавший право нынешнего президента на воспроизводство своей власти. Депутат от правящей Республиканской партии Армении (РПА) Маргарит Есаян даже в сердцах заметила: а почему, дескать, человек вроде Сержа Саргсяна не должен воспроизводить свою власть?
В целом же процесс принятия конституционных изменений идет по намеченному графику, но это лишь временной аспект процесса. Атмосфера вокруг процесса стремительно меняется, и ее окраска с «пастельных» переходит в гамму кричащих тонов. Одним словом, уверенность властей (или, во всяком случае, внешнее спокойствие) начинают уступать место нервозности.
Панические настроения, проглядывающие у различного рода экспертов и маргинальных политиков, обслуживающих режим, а также у подконтрольных ему СМИ по времени совпали с окончанием рабочего визита президента Сержа Саргсяна в Москву. Сведения о данной поездке были довольно скудными. Согласно информации пресс-службы президента России, во время переговоров обсуждалось дальнейшее углубление двусторонних отношений в политической, экономической, культурно-гуманитарной сферах, а также интеграционное взаимодействие на евразийском пространстве. Самым интересным оказалось то, что армянская сторона не распространила никакой официальной информации о состоявшейся 7 сентября встрече между Сержем Саргсяном и президентом РФ Владимиром Путиным. Это беспрецедентный случай, который, надо полагать, может свидетельствовать об определенном замешательстве официального Еревана.
Сегодня многие наблюдатели, исходя из молчания армянской стороны, делают вывод о том, что в Москве вопрос конституционных изменений, причём в не очень удобном для армянских властей контексте, в той или иной форме обсуждался. В пользу этой версии свидетельствует и официально объявленная повестка дня переговоров, которая вполне могла уложиться в формат встречи двух премьеров.
Интересна в этом плане публикация в газете «Грапарак» («Площадь»), в которой со ссылкой на собственные источники во власти говорится о возможности отказа Сержа Саргсяна от конституционных реформ: «Сержа Саргсяна в Москве убедили отказаться от мысли о конституционных изменениях. Причем, отказ будет оформлен на основе демократического принципа – посредством голосования в парламенте, по итогам которого не наберется нужное для одобрения проекта число голосов».
Еще дальше в этом вопросе пошла оппозиционная газета «Четвертое самовластие», по сведениям которой, в Москве обсуждался вопрос о конституционных изменениях. Серж Саргсян попросил у Владимира Путина содействия России в этом вопросе. «Несмотря на то, что С.Саргсян подробно представил процесс конституционных реформ, заверив, что он не связан с воспроизводством его власти, Путин заметил, что они не в восторге от этого проекта и соответственно, речь о поддержке идти не может. Саргсян также попытался заверить своего российского коллегу в том, что 70 % населения Армении поддерживает конституционные реформы. Однако Путин ответил, что у них есть свои источники информации», – пишет газета «Четвертая власть» со сслыкой на достоверные источники.
Также в армянской оппозиционной прессе появились сведения о том, что Саргсян просил российского президента, чтобы в официальном пресс-релизе об итогах встречи не было упоминания об обсуждении внутриполитических проблем. Действительно, в официальных сообщениях не было сказано ни слова об обсуждении внутренних вопросах Армении, однако российские эксперты в один голос утверждают, что такой разговор в Москве все-таки состоялся.
Не исключено, что все эти сведения, включая статью в газете «Четвертое самовластие», являются лишь предположениями отдельных аналитиков, но возможно – и результатом намеренной утечки информации. Важным косвенным подтверждением негативных результатов встречи в Москве является волна истерики, охватившая три направления.
Первое направление – Фронт «нет!» 12 сентября на конференции, организованной гражданской инициативой «Не проведете!», было создано объединение политических и общественных сил по борьбе с конституционными изменениями под названием Фронт «Нет!» В совместной декларации, принятой на конференции, отмечается, что политические силы, общественные организации и гражданские инициативы, присоединившиеся к декларации, ставят перед собой задачу приостановить процесс конституционных изменений и воспроизводство правящего режима: «Мы намерены инициировать всенародное противостояние и призываем граждан и все общественно-политические структуры Армении присоединиться к нашей борьбе. С помощью Конституции власть стремится установить политическую монополию, делается попытка создания партократии и устранения политических и общественных противовесов», – говорится в декларации, к которой присоединились, партии «АНК», «Наследие», Народная партия Армении, «Айазн», объединение «Национальное самоопределение», движение «Учредительный парламент», Союз политологов Армении, общественные организации «Армат», «1 марта», «Свобода и демократия», инициатива «Не проведете!» и другие организации.
В настоящее время инициатива «Не проведете!» обсуждает два варианта борьбы. С одной стороны, инициатива разрабатывает программу действий фронта, направленных на провал референдума посредством уличной борьбы. С другой стороны, разрабатываются шаги на случай проведения референдума и в частности, возможность проведения контроля на избирательных участках. По словам члена инициативы Армена Григоряна, второй вариант является запасным, на случай, если не удастся провалить процесс до референдума. Таким образом, на так называемый процесс политических консультаций по конституционным реформам, инициированных властью, оппозиция ответила формированием фронта «Нет!» что, по сути, не стало неожиданностью.
Однако власть, несмотря на самоуверенные заявления некоторых ее представителей о целесообразности принятия новой более прогрессивной и демократической Конституции, чувствует себя неуверенно в условиях крайне негативного отношения к ней подавляющего большинства граждан. Именно проявлением этой неуверенности является спешно организованный «хор» из маргиналов, различного рода экспертов и конечно же из «независимых» СМИ, которые в один голос указывают на несостоятельность оппозиции, на слабость и бесплодие фронта «Нет!». Между тем, фронт еще и не приступил к каким-либо действиям. К кампании его травли подключены даже такие давно забытые деятели, как депутат первого созыва армянского парламента (1990-95 гг.) Альберт Багдасарян, попытавшийся скомпрометировать оппозицию идеей о том, что второй президент Кочарян может послужить для фронта в качестве источника финансирования.
Второе направление – это старый и излюбленный прием армянских властей по запугиванию граждан возможностью возобновления военных действий. Ситуация на линии соприкосновения действительно напряженная, но официальная пропаганда вспоминает о ней чаще всего после той или иной неудачи армянских властей или в связи с очередной активизацией оппозиции. Многочисленные заявления о возможной войне, сделанные как на официальном, так и на экспертном уровне, направлены на отвлечение граждан от многочисленных проблем, за которыми обязательно маячит ненавистная и бездарная власть.
К сожалению, многие из тех, кто выражает сегодня свою обеспокоенность эскалацией напряженности на армяно-азербайджанской границе, в частности, на самом ее беспокойном участке в области Тавуш, забывают о том, что обстрелы армянских позиций и диверсии со стороны противника столь резко возросли именно в период президентства Сержа Саргсяна. Это обстоятельство может свидетельствовать об осознании противником слабости армянской власти.
Третье направление – Россия. Уже более пяти лет как подконтрольные властям СМИ при любом удобном случае начинают раздувать антироссийскую истерию и создавать почву для антироссийских настроений.
Так было и после решения Саргсяна вступить в Таможенный Союз; так происходит при любой сделке по продаже Азербайджану российского оружия; апогеем антироссийской истерии стало так называемое «дело Пермякова». Представители многих СМИ, так называемые «независимые» эксперты и руководители ряда НПО, видимо, плохо себе представляют, что при «успешном» для них раскладе Армения вместо Москвы получит... Анкару, как это произошло с соседней Грузией.
В настоящее время антироссийская кампания сочетается с критикой оппозиции, а также с идеей возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта. В первом случае представители официальной пропаганды пытаются внушить обществу, что за недавно сформированным фронтом «Нет!» якобы стоит Москва, которая, однако, обязательно предаст оппозицию и перейдет на сторону властей (?!). Во втором случае некоторые деятели от официальной пропаганды договорилось до того, что что за эскалацией напряженности на армяно-азербайджанской границе стоит не кто иной, как Россия.
Вместо послесловия
Сегодня власть находится в замешательстве. Для этого много причин: тяжелейший экономический кризис, крайне неутешительная социальная и демографическая ситуация, рост напряженности на линии соприкосновения, недоверие общества к режиму и лично к Сержу Саргсяну, сдержанное отношение к армянской власти со стороны основных внешних игроков в лице Москвы, Вашингтона и Брюсселя. Но есть еще одно важное обстоятельство, которое лежит не на поверхности, а носит более глубокий характер – взаимоотношения внутри властной пирамиды и дальнейшая способность вожака сохранять контроль над своим близким окружением. Ведь в основе взаимоотношений правящей верхушки лежит в лучшем случае кодекс неформального дворового сообщества. И когда его вожак слабеет, остальные участники такого сообщества начинают метаться. Последний визит Саргсяна в Москву и все догадки в оппозиционной прессе могут стать поводом для серьезных размышлений внутри команды действующего президента. Правда, этот процесс может быть достаточно долгим и сложным, что обещает новые повороты в текущей армянской политике.
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право