«ТУРЕЦКИЙ ПОТОК»: СВЕРТЫВАНИЕ ПРОЕКТА ИЛИ СМЕНА ФОРМАТА?
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Николай УСТИМЕНКО | 15.09.2015 | 22:37
Проект газопровода «Турецкий поток», увы, забуксовал на стадии обсуждения. После подписания меморандума о взаимопонимании между «Газпромом» и турецкой госкомпанией Botas прошел почти год. Межправительственного соглашения до сих пор нет, а намеченное на июнь строительство подводного участка так и не началось. Хотя и Москва, и Анкара продолжают декларировать свою заинтересованность в проекте, некоторые эксперты сомневаются, что новый газопровод действительно будет построен в обозримой перспективе и в полном объеме.
Точка перелома
В своем первоначальном виде «Турецкий поток» предусматривал строительство газопровода общей емкостью 63 млрд. м3, состоящего из четырех ниток емкостью по 15,75 млрд. м3 каждая. Первая нитка предназначена для внутреннего турецкого потребления, а остальные 47 млрд. м3 должны были поступать на греческо-турецкую границу, образуя там новый газовый хаб. Сейчас эти планы поставлены под сомнение.
В феврале стороны согласовали место выхода газопровода на сушу, точку сдачи газа для турецких потребителей и сухопутный маршрут до греческой границы. Уже 8 мая «Газпром» запустил работы «по подготовке и мобилизации для начала строительства морского участка» трубы, а 22 июня он получил разрешение на инженерные изыскания по морскому участку в исключительной зоне Турции. Через восемь дней трубоукладочное судно итальянской компании Saipem вышло из болгарского порта Бургас и направилось к российским берегам. Но строительство морского участка «Турецкого потока» так и не началось.
Постепенно проект стал «откатываться» назад. 8 июля «Газпром» расторг контракт с субподрядчиком Saipem, а 29 июля министр энергетики Александр Новак признал, что существуют риски сдвига сроков сдачи проекта. В СМИ появилась информация, что вместо четырех ниток газопровода будут построены только одна-две. «И с российской стороны, и с нашей стороны есть документы, в которых просматривается одна нитка», – подтвердил выводы наблюдателей посол Турции в России Умит Ярдым. Хотя официальные источники в «Газпроме» не подтвердили эту информацию, 27 августа в квартальный отчет компании был внесен ряд изменений. Из него исчезли слова «новый газовый хаб», а формулировка о мощности проекта скорректирована с однозначного «будет состоять из 4-х ниток» на размытое «при полном развитии составит 63 млрд м3».
В режиме ожидания
На этом «Турецкий поток» перешел в режим ожидания. «Причина здесь в значительной степени заключается в том, что там [в Турции] нет правительства», – объяснил задержку с реализацией проекта российский премьер Дмитрий Медведев. Схожие заявления сделали пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и глава Минэнерго Александр Новак, который добавил, что судьба межправительственного соглашения «зависит в первую очередь от турецкой стороны».
Турецкая сторона, в свою очередь, кивает на Москву. Мол, она не провела все подготовительные работы, которые включают правовые аспекты, экологию, проработку технологического и экономического обоснования. Кроме того, Анкара требует обещанную скидку на российский газ в 10,25% без привязки к строительству нового газопровода.
По словам директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, турецкая сторона «потеряла всякое чувство меры». «Турецкое правительство попросило не только о скидке на газ, но стало требовать согласования с нею всего маршрута. Наконец, захотела самостоятельно реализовывать весь российский газ, который пойдет по газопроводу в Европе», – говорит эксперт. В любом случае быстрых подвижек по проекту наследники Блистательной Порты не обещают. «Для сравнения: с момента принятия решения и до реализации проекта «Голубой поток» прошло пять лет», – напоминает турецкий посол У. Ярдым.
«Потоку» нет альтернативы
Отказываться от «Турецкого потока» Анкара, конечно, не будет, что регулярно подтверждают ее официальные лица. Вопрос скорее в сроках строительства трубопровода и объемах прокачиваемого через него газа. Москве отступать некуда, т.к. вся наземная инфраструктура для двух ниток на территории России уже построена, а трубы закуплены. Турция понимает, что в 2019 году транзитный контракт с Украиной истекает, и продлевать его российский монополист не намерен, потому пытается воспользоваться моментом, чтобы добиться для себя максимально выгодных условий. Но история с итальянской Saipem, с которой «Газпром» расторг контракт, несмотря на финансовые потери, говорит о твердой переговорной позиции Москвы. Россия не будет уступать до бесконечности и готова ждать, пока турецкие партнеры не созреют для взаимовыгодной сделки.
Анкара же пребывает в цейтноте, т.к. зависима от украинского транзита. Около 14 млрд м3российского газа попадает в Турцию через украинскую ГТС. Попытки противопоставить «Турецкому потоку» проект TANAP пока терпят неудачу. Буквально сразу после заявления министра энергетики Азербайджана Натига Алиева, что «азербайджанский газ попадет в Европу раньше срока», в турецкой провинции Карс взорвали основную линию газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум. Недавно в том же регионе был выведен из строя магистральный газопровод из Ирана и нефтепровод Киркук–Джейхан. Подобные подрывы в курдских провинциях стали уже привычным делом, но азербайджанская пресса не нашла ничего лучше, как обвинить в подстрекании курдских террористов… «Газпром».
Скорее всего, Турция после формирования нового правительства согласится на строительство первой нитки газопровода емкостью 15,75 млрд. м3, предназначенных для нужд своих западных регионов. Москву такой вариант устраивает. Поскольку проектная документация предусматривает поэтапную укладку всех четырех ниток, на практике ничего не изменится. «Газпрому» нужно начинать строить первую нитку, которая с учетом сдвига сроков будет сдана не ранее 2017 года. По окончании работ можно будет вернуться к обсуждению следующего этапа проекта. Об этом говорит и зампредправления «Газпрома» Александр Медведев, подчеркивая, что Турция официально не отказывается от второй, третьей и четвертой ниток.
Есть и другой взгляд. «Это [строительство одной нитки газопровода] самый плохой вариант для акционеров «Газпрома» и российских налогоплательщиков», – считает глава консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. «Новая труба может потребовать постоянных субсидий из федерального бюджета наподобие газопровода Сахалин–Хабаровск–Владивосток», – озвучивает популярное среди скептиков мнение эксперт. Первая нитка действительно станет самой дорогостоящей из всех ($4,2 млрд без НДС) за счет фиксированных затрат (подводные исследования, береговая инфраструктура и т.д.).
Стоит уточнить, что упомянутый газопровод Сахалин–Хабаровск–Владивосток не субсидировался государством. Из бюджета компенсировали только сниженную цену газа ТЭС Хабаровска и Владивостока для удержания внутрироссийских цен на электроэнергию. Поскольку никаких российских электростанций на западе Турции нет, сравнение некорректно. Весь прокачиваемый через первую нитку «Турецкого потока» газ будет напрямую идти исключительно для нужд Анкары и позволит «Газпрому» обойти кормящихся на транзитных путях Молдавию, Румынию, Болгарию, а главное – Украину. Первой ниткой Москва закладывает прочный фундамент на будущее, которым она сможет воспользоваться в любой момент, как это уже произошло с «Северным потоком».
Украина, до свидания!
18 июня в Санкт-Петербурге «Газпром» неожиданно подписал с пятью европейскими компаниями меморандум о намерении удвоить мощности «Северного потока», а 4 сентября во Владивостоке – и соответствующий контракт. Проект предусматривает строительство дополнительных двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд м3 и стоимостью €9,9 млрд. Обе нитки планируют запустить до 2019 года. «Украину убираем из транзита полностью, причем не только по объемам, но и географически. «Турецкий поток» берет на себя часть Турции, потому что сейчас часть газа Турция получает через Украину, вторая нитка «Турецкого потока» берет на себя Грецию, Болгарию, Балканы. А две новые нитки «Северного потока» мы заводим в австрийский газовый хаб «Баумгартен» и тем самым переключаем на себя Австрию, Италию и Венгрию», – поясняет логику Москвы К. Симонов.
Время покажет, насколько эти планы будут реализованы на практике. Но «если кто-то думает, что, блокируя и «Турецкий поток», они добьются той цели, которую кто-то ставит, – это глубочайшая ошибка», – прокомментировал желание Запада оставить за Украиной статус транзитного государства глава «Газпрома» Алексей Миллер.
* * *
Сроки запуска первой нитки «Турецкого потока» сдвигаются из-за политического кризиса в Турции, заявил на пресс-конференции 14 сентября зампред правления «Газпрома» А. Медведев. По его словам, сейчас в стране пока временное правительство, поэтому, очевидно, подписание межправительственного соглашения сдвигается. Как следствие, можно говорить о переносе срока запуска первой нитки «Турецкого потока», ранее назывался срок – декабрь 2016 г.
По материалам: Ритм Евразии
Россия Турция энергетика