26 августа в Южной Осетии отметили очередную годовщину одного из важнейших событий в новейшей истории республики – признания независимости со стороны Российской Федерации.
Подчеркивая значимость этой даты, тем не менее, следует обратить внимание на один нюанс. За последние годы часть исследователей, говоря о государственности Южной Осетии, за точку отсчета берут 26 августа 2008 года, однако это неверный подход. Государственность Южной Осетии и Абхазии начала создаваться в начале 90-х годов XX века как средство обеспечения физического выживания южных осетин и абхазов в борьбе против политики геноцида со стороны Грузии. В августе 2008 года Россия пришла на помощь не неким аморфным этническим объединениям, а во многом сложившимся государствам, равноправным участникам имевшихся на тот момент переговорных форматов с участием международных организаций.
Признание независимости и масштабная помощь России стали мощнейшим импульсом для дальнейшей легитимизации государственности РЮО, создав все условия для того, чтобы этот процесс вышел на качественно новый уровень и получил все шансы на успех.
Важнейшим из этих условий является наличие надежных гарантий безопасности от возможной агрессии, а также непрекращающаяся социально-экономическая помощь, которая позволяет хоть и медленно, но повышать уровень жизни населения и создавать предпосылки для экономического развития.
Вот уже семь лет Южная Осетия живёт в мире и безопасности, без страха постоянных обстрелов, делавших до 2008 года повседневную деятельность и жизнь жителей Цхинвала и других населённых пунктов РЮО опасным занятием. Дислоцированная в республике российская военная база надёжно защищает Южную Осетию от открытой вооружённой агрессии, а меры по укреплению границ, предпринимаемые совместно российскими и югоосетинскими пограничниками – от провокаций, захватов заложников в приграничных населенных пунктах и терактов, регулярно организуемых грузинскими спецслужбами в республике до августа 2008 года. И это, безусловно, важнейший результат признания Южной Осетии со стороны России, который не может быть подвергнут сомнению.
Вместе с тем, прошедшие после признания независимости РЮО годы показали, что и население, и политические элиты республики во многом оказались неспособны оперативно перестроить сложившуюся общественную и политическую системы в соответствии с новыми условиями. С одной стороны, сказались завышенные ожидания, которые, естественно, не оправдались, с другой – стало невозможным ретушировать длительно скрываемые проблемы в процессе государственного строительства. В условиях перманентной агрессии и давления со стороны Грузии многие вопросы отходили на второй план или замалчивались. После 26 августа 2008 года весь накопившийся балласт вышел наружу как из «ящика Пандоры», усиливая дестабилизирующие тенденции. В частности, речь идет о неспособности различных групп в политической элите договариваться об общих правилах игры без навязчивого стремления к тотальной монополии в политической и экономической сферах республики. Именно это стало одной из главных причин событий, развернувшихся в конце 2011 года.
Политический кризис зимы 2011-2012 гг. возник не спонтанно. К этому привели многолетние негативные тенденции. С тех пор политические элиты Южной Осетии получили неплохой урок, к чему может привести неуемное стремление любой ценой избавляться от политических противников и пытаться игнорировать наболевшие проблемы населения.
Судя по взаимоотношениям между различными центрами влияния за прошедшие несколько лет, теперь они предпочитают не доводить дело до острых конфликтов, используя тактику компромиссов. Свою роль в этом играет фигура нынешнего лидера республики Леонида Тибилова: как бывший переговорщик, он более склонен решать вопросы путем переговоров, а не силовым давлением на оппонентов.
Относительная либерализация политической системы Южной Осетии после жесткого авторитаризма породила свои проблемы, в числе который - так называемый «партийный бум» и попытки различных групп влияния создать свой «домен» - неприкосновенные позиции в различных сферах, включая строительство и участие в решении кадровых вопросов. Впрочем, эти проблемы, пусть и медленно, но решаются. Прошедшие выборы и поправки в законодательство в условиях активной политической конкуренции позволят предотвратить дальнейшую фрагментацию политического поля республики, а в кадровой политике все большее предпочтение отдается молодым профессионалам, не принадлежащих тому или иному клану или политической силе.
Реальная политическая конкуренция, возможность легальной деятельности различных политических сил, прозрачные выборы 2014 года, позволившие сформировать действительно независимый от исполнительной власти парламент, пытающийся осуществлять функции парламентского контроля над деятельностью правительства – все это безусловные достижения Южной Осетии во внутриполитической сфере за последние несколько лет, которые позволили создать более сбалансированную политическую систему. Теперь на ближайшее пятилетие перед республикой стоит задача повысить эффективность органов власти, сохраняя при этом достигнутую стабильность и условия для реальной политической конкуренции.
Несмотря на ряд положительных изменений, от своей главной проблемы политическая элита Южной Осетии пока так и не избавилась – местечковое, провинциальное мышление, неспособность проявлять инициативу в государственном масштабе, концентрировать усилия в деле решения проблем, тормозящих развитие республики, по-прежнему остаются ее «родимыми пятнами».
За семь лет, прошедшие после признания, политические круги Южной Осетии так и не очертили перед обществом своего рода горизонты развития, не сформулировали, так сказать, новый югоосетинский политический проект, который мог бы привлечь основную часть политических сил, общества и диаспор к более активному участию в процессах становления государственности. Коррупционные проблемы, в принципе, есть везде, однако объяснить только этим фактором процессы стагнации в РЮО трудно. Решающую роль в этом играет, образно говоря уровень притязаний элит, которые пока что предпочитают роль частичных распорядителей российской финансовой помощи, не слишком активно используя ресурсы самой республики, и не применяют нестандартные подходы к развитию экономики, опробованные во многих малых государствах Европы и Азии.
Данный фактор остается одним из главных препятствий на пути возрождения югоосетинской экономики. Ведь практически невозможно выводить страну из экономического коллапса без четкого видения приоритетов и концентрации усилий в выбранных точках роста.
Безусловно, за семь лет, пусть и с серьезными проблемами и громкими скандалами, но проделан огромный объем работ по восстановлению Южной Осетии. На сегодняшний день этот ставший мучительным процесс близится к завершению. Восстановлены сотни объектов жилья, инфраструктуры, в том числе в районах республики. Сфере образования и здравоохранения продолжает оказываться масштабная помощь со стороны России.
Ежегодно Российская Федерация предоставляет Южной Осетии квоты на обучение в лучших учебных заведениях. Подписано Соглашение, в соответствии с которым гражданам РЮО предоставляется специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь на территории России. Также решен вопрос о пенсионном обеспечении военнослужащих и сотрудников внутренних дел. Появились первые инвесторы. «БТК-групп» Таймураза Боллоева восстановила производство на Цхинвальской швейной фабрике, где создано около 300 рабочих мест, планируется открытие филиалов предприятия и в районах республики.
В процессе реализации находится проект уроженца Южной Осетии, основателя крупнейшего агропромышленного холдинга в России «Евродон» Вадима Ванеева, который планирует открыть аналогичное производство и на территории республики. На фоне этих примеров успешных вложений инвестиций в Южную Осетию в дальнейшем будет легче вести диалог с потенциальными инвесторами. Для реализации программы развития реального сектора экономики и, в частности, возрождения сельского хозяйства и промышленности, впервые концентрированно заложены средства в Инвестпрограмму на 2015-2017 гг. Создано «Инвестиционное агентство», которое будет заниматься привлечением инвесторов и поддержкой проектов реального сектора экономики в Южной Осетии.
Процесс финансирования за последние три года стал более прозрачным и, по крайней мере, обходится без громких коррупционных скандалов. Но эти позитивные тенденции не могут отменить тот факт, что Южной Осетии сегодня необходим модернизационный рывок, прежде всего в экономике и в сфере управления, способный в сжатые сроки вывести республику на качественно новый уровень развития и резко снизить уровень дотационности бюджета РЮО. Медленное улучшение ситуации не позволяет решить хронические проблемы, создающие угрозу национальной безопасности республики. В их числе - демография и продолжающаяся миграция, не в последнюю очередь обусловленная высоким уровнем фактической безработицы среди молодежи.
Многие в Южной Осетии видят единственный выход из сложившейся ситуации в присоединении к России или же в максимальной интеграции по всем ключевым сферам. Дискуссии по этому поводу не утихают в республике все последние годы, то снижая накал, то разгораясь с новой силой. Во многом эти ожидания оправданы, поскольку помощь со стороны России позволяет оставаться республике, что называется «на плаву», а дальнейшее сближение вплоть до вхождения позволит шире использовать возможности федерального центра для решения узловых проблем.
Однако, как показывает пример многих субъектов РФ, даже в этом случае очень многое зависит от способности политической элиты того или иного субъекта федерации обеспечить соответствующее качество управления и обозначить четкие приоритеты развития, в том числе в социально-экономической сфере, снижая при этом уровень коррупции. Другими словами, необходимо формирование устойчивой политической системы с четкой иерархией ценностей, способствующей ускоренному развитию Южной Осетии. Таким образом, независимо от того, как будет решаться в ближайшие пять-десять лет вопрос о присоединении Южной Осетии к России, обновление политической элиты и резкое повышение эффективности управления, прежде всего в социально-экономической сфере, остается одной из важнейших задач молодой республики.
Благоприятные внешние факторы, которые могут стать катализаторами этого давно назревшего процесса, на сегодняшний день практически имеются в наличии. Прежде всего, речь идет о создании необходимой законодательно-правовой базы для взаимодействия России и Южной Осетии по всем важнейшим направлениям.
После подписания базового Договора о дружбе и взаимопомощи, РЮО и РФ заключили более 80 межгосударственных соглашений, несколько десятков находятся в проработке. Создан масштабный правовой фундамент двустороннего сотрудничества. Отлажен механизм взаимодействия российских федеральных ведомств с югоосетинскими партнерами в формате рабочих групп. Идет интенсивная работа по совершенствованию законодательства республики, его унификации с российским.
Подписанное и ратифицированное в этом году на высшем уровне Соглашение о союзничестве и интеграции позволяет интенсифицировать процессы интеграции двух стран в ключевых сферах, а вопросы обеспечения безопасности республики вышли на новый уровень, гарантируя мирную жизнь населения республики от текущих и перспективных угроз. Кроме того, на стадии решения находится вопрос о снятии таможенных барьеров между странами. Югоосетинские производители получат возможность на льготных условиях экспортировать свою продукцию на территорию Российской Федерации. На уровне президента РФ Владимира Путина озвучено предложение Южной Осетии принять участие в программе импортозамещения.