«ИГ» НА ВЕСАХ ШАРИАТА: НЕ ЗАМАЛЧИВАТЬ ПРОБЛЕМУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Елена БАДЯКИНА | 25.08.2015 | 21:03
Шумная история с Варварой Карауловой вновь привлекла внимание к проблеме пополнения рядов «ИГ» за счет российской молодежи. Вакуум идеологии, образовавшийся после распада СССР и огульного поношения советского периода, начали заполнять всевозможные радикальные течения и сомнительные проповедники, массово хлынувшие в нашу страну. Огромную разрушительную роль оказывает и работа с молодежью в соцсетях. Ислам, веками являвшийся традиционной религией в РФ, подвергается сейчас невиданному давлению извне. На смену умеренному исламу приходят радикальные течения, исповедующие нетерпимость и призывающие к «священному джихаду». Именно из таких, откровенно экстремистских группировок, идет приток новобранцев в запрещённую в России террористическую группировку «Исламское государство» («ИГ»).
Не стал исключением и Северный Кавказ, только-только пришедший в себя после двух разрушительных военных кампаний в Чечне. Но, к сожалению, социально-экономическая ситуация в регионе такова, что у многих молодых людей не слишком много возможностей реализовать себя. Предприятия, где могли бы работать молодые люди, закрываются, в упадке сельское хозяйство. В том же Моздоке, где до перестройки было восемь фабрик и заводов, 14 довольно крупных процветающих колхозов и совхозов, сейчас практически не осталось ни крупных производств, ни процветающих хозяйств. Экономическая ситуация в районе довольно сложная. Работу найти очень трудно, да и зарплаты копеечные. Единственным живым сегментом остались рынки, куда люди привозят свою сельхозпродукцию. Борьба за места идет не шуточная, и зачастую, бытовые ссоры приобретают национальную окраску, что тоже не способствует умиротворению в обществе. Не имея возможности реализовать себя, молодые люди, прежде всего, русские, покидают район. Непросто трудоустроиться и молодым людям из кумыкских, чеченских, турецких семей. Между тем, проповедники в соцесятх и в личном общении сулят огромные заработки в рядах «ИГ», признание и почет со стороны единоверцев. И это, действительно, может увлечь неокрепшие молодые души, которые жаждут объединяющих идей. А общество таких ярких и объединительных идей предложить не может, поскольку любая идеология у нас запрещена Конституцией РФ. И потому идеи социального равенства и больших возможностей крайне притягательны для поколения, выросшего в эпоху дикого капитализма. Это и становится главным фактором при принятии решения вставать под знаменами «ИГ». При этом, безжалостно разрываются связи с родными, что не характерно для Кавказа с его сильными родовыми традициями.
Местные муфтияты пытаются вести работу по предотвращению вербовки молодежи, отговаривают молодых людей от необдуманных решений. Но желающих отправиться в Сирию, в ряды «ИГ» всё ещё немало. Нет точных данных, сколько выходцев с Северного Кавказа воюет стороне группировки, но счет идет на сотни. Выяснить точное число уехавших непросто, т.к. родные или скрывают, куда уехали их сыновья и дочери, либо сами пребывают в неведении. Больше всего «новобранцев» из Чечни, Дагестана, Ингушетии. Глава Чечни Рамзан Кадыров издал специальный указ, запрещающий молодым людям, воющим в рядах «ИГ» возвращаться на родину, чтобы распространять там свои радикальные воззрения.
Не обошла стороной эта проблема и Северную Осетию, где традиционно соседствуют православие и ислам. Уже известно о нескольких молодых парнях-выходцах из РСО-А, погибших в Сирии. Противостоять радикализации ислама и вовлечению молодежи в ряды «ИГ» пытается Духовное управление мусульман РСО-А во главе с Хаджимуратом Гацаловым.
Этой теме была посвящена и конференция «"ИГ" на весах шариата», которая прошла в Моздоке. Место ее проведения было выбрано не случайно. Моздокский район - самый многонациональный район республики. Ранее он входил в состав Ставропольского края, но был переподчинен в состав Северо-Осетинской АСССР в 19 44 году. На момент передачи русское население составляло более 80%. Сейчас русских уже меньше 40%, и процесс оттока коренного населения продолжается, приобретая угрожающие масштабы. На место уезжающих прибывают выходцы из соседних республик, что, конечно, влияет на этноконфессиональный состав населения и порождает множество проблем, особенно, в сфере межнациональных отношений.
В район зачастили проповедники радикальных течений ислама, активно работающие с молодежью и призывающие участвовать в «джихаде». Но как отметил в своем выступлении приглашенный на конференцию православный священник отец Борис, «джихад подразумевает, прежде всего, борьбу со своими внутренними страстями и пороками, а не с «внешним врагом».
Об этом говорил, открывая конференцию, и глава ДУМ РСО-А муфтий Хаджимурат Гацалов. Он напомнил, что «ИГ» – это, по сути, западный проект, направляемый США и ЦРУ на дестабилизацию обстановки на Ближнем Востоке и во всем мире. Ни один уважаемый богослов не признает это течение, осуждает его. Многие известные богословы были убиты сторонниками «ИГ» или брошены в застенки. А те зверства, которые творят адепты «ИГ» на захваченных ими территориях, должны внушить всему миру ненависть к мусульманам и к исламу. Выступавшие на конференции цитировали выдержки из Корана, высказывания известных богословов, подтверждающих, что «ИГ» не имеет ничего общего с традиционных исламом. Участникам форума была предложна брошюра с таким же, как и у конференции, названием ««ИГ» на весах шариата», подготовленная ДУМ РСО-А. В ней даются ссылки на «постановление Комитета старейшин ученых КСА о террористических организациях «ИГ», Аль-Каида и подобных им группировках, утвержденного на 80-й сессии Комитета от 22.11.1435 (17.09.2014 г.). В качестве резюме к этой рекомендациям известных богословов, говорится, что «Комитет старейших ученых, выпуская данное разъяснение, делает всем наставление крепко держаться за истинную религию, следуя по прямому пути, который выстроен на Коране и Сунне, согласно пониманиям праведных предшественников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом. И напоминает об обязанностях воспитания подрастающего поколения и молодежи на этом истинном манхадже (методологии) и прямом пути, чтобы они, с помощью Аллаха, оказались в безопасности от распространяющих порчу течений и от влияния, призывающих к заблуждениям, смутам и разделению».
В обращении, принятом по итогам конференции, так же говорится, что «"ИГ" не является праведным исламским халифатом, а Абу Бакр аль-Багдади – халифом мусульман. Никому не дозволено присягать на верность «ИГ», отправляться туда или поддерживать их каким-либо образом. Тем же, кто обманулся призывами этой группировки и последовал за ними, необходимо задуматься над своим положением, образумиться и вернуться к прямому пути». Это обращение стало как бы продолжением фетвые, запрещающей участие североосетинских мусульман в сирийских событиях, которая была принята ДУМ РСО-А в мае 2013 года, впервые на территории РФ.
Во многих выступлениях, звучавших на конференции, говорилось о необходимости усилить работу с молодежью, предотвращать попытки выходцев с Северного Кавказа примкнуть к «ИГ». К сожалению, многие добрые традиции, существовавшие в прежние времена, ныне утрачены. Но в Моздокском районе уже много лет действует Дом дружбы, объединяющий представителей различных национально-культурных обществ. Его представители были и на конференции. Без взаимодействия различных общественно-политических и национальных объединений, трудно рассчитывать на положительный результат.
Основные направления по предотвращению радикализации молодежи определены. Но нужно претворить их на практике. Работа эта непростая, требует немалых сил и средств. Зачастую, работа с молодежью строится на одном лишь энтузиазме или подменяется казенными, для галочки, мероприятиями. В своем завершающем выступлении муфтий Гацалов призвал старейшин, муфтиев (а в работе конференции участвовали представители всех районов республики) активнее взаимодействовать с молодежью, вести разъяснительную работу, предотвращать отъезд молодых мусульман с Северного Кавказа на Ближний Восток.
После конференции я спросила муфтия Гацалова, что, на его взгляд, является одной из главных причин притока молодежи в ИГИЛ, и он ответил, что это, прежде всего, утрата смыслов, идеалов. «Вы посмотрите, сейчас наибольший приток в ряды ИГИЛ идет даже не из России, а из стран Европы, где, казалось бы, обеспечено материальное благополучие, но утрачены базовые ценности, вместо которых насаждается фальшивая толерантность и т.н. «мультикультурализм». Поэтому надо возрождать наши добрые традиции взаимопонимания и уважения, ранее существовавшие в нашем обществе, но, во многом утраченные. Немалая вина в этом и средств массой информации, предлагающих молодежи искаженную картину мира, пропагандирующих культ наживы и разврата, что чуждо традиционным религиям и обществу, в целом. И особенно, это актуально для Северного Кавказа.
Не секрет, что северокавказский регион пользуется повышенным вниманием со стороны спецслужб запада и деструктивных сил, стремящихся расколоть Россию, как это произошло с Советским Союзом. И религиозный фактор далеко не последний в арсенале подрывной работы. В ряде выступлений так же звучала мысль, что хаос и межнациональная вражда на руку тем силам, которые стремятся разрушить Россию, подорвать единство живущих здесь народов. Вот почему так необходим диалог в поисках взаимопонимания. Конференция в Моздоке призвана способствовать решению сложных задач и, по заверениям участников встречи, будет не последней. Хочется надеяться, что откровенный разговор послужит оздоровлению довольно непростой ситуации в регионе, и остановит многих молодых людей от принятия роковых решений. Ведь авторитет старших на Кавказе силен, и голос муфтиев должен быть услышан.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Ближний Восток ислам Общество «Знание» Россия Северная Осетия терроризм традиционализм