На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

О ЧЕЧЕНСКОЙ ДИАСПОРЕ В ПОЛЬШЕ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 21.08.2015 | 09:47

Польская полиция идентифицировала личности 200 боевиков, прибывших воевать в рядах Исламского государства (ИГ) в Сирии и Ираке из Польши. Об этом заявил заместитель руководителя Агентства внутренней безопасности Яцек Гаврышевский (1). 

Этнических поляков среди этих двухсот – не более пяти - десяти человек. Остальные – в основном, чеченцы, получившие убежище на территории Польши. Многие из них проживали в лагере для беженцев под Белостоком, в 54 км. от белорусской границы. 

Эта информация прозвучала на фоне других тревожных сообщений. 

В Ломже (недалеко от Белостока) польские правоохранители задержали трёх чеченцев по подозрению в связях с ИГ. По словам представителей Апелляционной прокуратуры г. Белостока, задержанные занимались сбором денег для ИГ. По польским законам, им может грозить наказание в виде 12 лет лишения свободы (2). 

В лагере беженцев в Линине произошла очередная перебранка между проживающими там чеченцами, грузинам и украинцами. Чеченцы потребовали от беженцев-христиан не ходить в шортах, потому что «Исламское государство везде, где есть последователи Мухаммеда» (3).

Отношение польского общества к приезжим из Чечни сменилось с восторженно-эпического на критическое. Во время первой чеченской кампании Польша поддержала дудаевских боевиков не только морально. То же было и во вторую кампанию. Подавляющее большинство лиц, получивших тогда статус беженца в Польше, были беженцы из Чечни.

Появился целый ряд НПО, специализировавшихся на чеченской тематике, и «дипломатических» представительств, как то представительство Республики Ичкерия в Польше, Комитет «Свободный Кавказ», и др. (4). Польские власти принимали всех подряд, не утруждая себя поисками связей прибывших с северокавказским бандподпольем. В итоге, среди беженцев оказались, как обычные люди, ищущие спасения от войны и разрухи, так и боевики-исламисты. Впрочем, если польская полиция докапывалась до экстремистского прошлого кого-нибудь из чеченских беженцев, это служило обладателю такого прошлого, скорее, плюсом, чем минусом. В таком беженце поляки видели борца с «российским империализмом», подсознательно экстраполируя свою традиционную русофобию на антироссийские взгляды эмигрантов из Чечни.

Тогда у польских журналистов, публицистов, историков и политиков были популярны тезисы об истории польско-чеченской дружбы, основу которой поляки видели, исключительно, в обоюдном исповедании русофобской идеологии. Из исторического забытья извлекались имена польских рекрутов в царской армии, которые, либо перебегали на сторону горцев во время Кавказской войны, либо, оставаясь российскими солдатами, выражали симпатии горцам. Поскольку у поляков были свои счёты с царизмом (российские самодержцы поставили жирный крест на Речи Посполитой «от моря до моря», приостановив шляхетско-католическую экспансию на земли канонического православия), оставленные поляками мемуары о событиях Кавказской войны были идеологически ангажированы, и не всегда трезво передавали дух того времени. 

Серьёзный урон имиджу чеченской диаспоры нанесла бесчеловечная атака экстремистов в Беслане. Поляки принялись пристальней всматриваться в прибывших из Чечни. С приходом Рамзана Кадырова большинство польских СМИ инерционно сохраняют свой антироссийский настрой, но симпатии к чеченским эмигрантам тоже значительно снизились. 

Представители чеченской диаспоры в Польше высказывают опасения в росте античеченских настроений из-за принадлежности некоторых её членов к ИГ. Общая численность чеченцев в Польше – 6 тыс., и далеко не все из них симпатизируют фанатикам из ИГ (5). 

Для многих Польша – лишь транзитный пункт на пути в Западную Европу. Но и это настораживает польских правоохранителей. Например, те пять – десять поляков, вставших в ряды ИГ, идеологией исламизма «заболели» не в Польше, а в Западной Европе, куда стабильно движется мощный миграционный поток польской молодёжи. 

В Германии, Дании, Австрии, Великобритании приверженцев радикального ислама более чем достаточно, и оттуда исламский экстремизм может прийти в Польшу. Погибший на Донбассе командир т.н. батальона им. Дудаева в составе ВСУ Иса Мунаев до начала войны на Украине проживал в Дании. Костяк батальона тоже составили чеченцы из западноевропейских стран. 

Масла в огонь подлила британская «Гардиан», опубликовавшая интервью с чеченцами, воюющими на Донбассе, как в ополчении, так и в рядах украинского войска. С украинской стороны интервью давал командир т.н. батальона им. Шейха Мансура Муслим. Он не скрывал своей принадлежности к террористическим группировкам, ответственным за теракты в «Норд-Осте» и Беслане, и признался, что дважды нелегально пересекал польскую границу, когда отправился на встречу с И. Мунаевым в Данию, и возвращался обратно (6). 

С И. Мунаевым в Дании они обсуждали планы своего участия в войне на Донбассе. Добраться из Польши до Дании Муслиму помогли, по его словам, «чеченские братья». Теперь в планах у батальона им. Шейха Мансура привлечь к войне против Донбасса чеченцев, воюющих за ИГ на Ближнем Востоке. Проникать на территорию Украины они, видимо, тоже будут через Польшу. 

Все это вместе обостряет «чеченский вопрос» в Польше. Польские спецслужбы говорят, что уровень террористической угрозы в стране низкий, но это не значит, что Польша не может стать целью для террористов. 

Исторически единственной группой мусульманского населения Польши были т.н. польские татары – потомки золотоордынцев и крымских татар, осевших на землях Речи Посполитой по приглашению польских королей ещё в XV в. Польские татары верно служили польской короне, и к настоящему моменту почти полностью ассимилировались. В стране действует Союз татар Речи Посполитой и Мусульманский религиозный союз (штаб-квартира – в Белостоке), который тоже объединяет, в основном, лиц татарского происхождения, но почти все они носят польские или полонизированные имена и фамилии, а польский язык для них – родной. 

Численность польских татар – от 3 до 5 тыс., и они прочно инкорпорированы в польское общество. На их фоне новоприбывшие мусульмане, в т.ч. чеченцы, смотрятся чужаками, но зато ближе стоящими к исламским традициям. Учитывая, что Польше, в рамках квот по распределению нелегальных мигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока, разработанных Брюсселем, придётся принять 2 тыс. нелегалов, доля мусульманского населения увеличится, и польские татары утратят монополию на роль посредника между польской и исламской культурой.

Польские татары плотно интегрированы в польскую культуру. Например, знаменитый писатель Генрик Сенкевич имеет татарские корни. Польским чеченцам и др. мусульманам ещё предстоит процесс адаптации, и он уже даёт сбои. Пока самым успешным примером служит Мамед Халидов – польский боец чеченского происхождения, многократный победитель турниров по смешанным единоборствам. 


Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской  общественной организации Общество «Знание» 

безопасность диаспоры Общество «Знание» Польша Россия Чечня



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info