СТАНОВЛЕНИЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Павел ГУСТЕРИН | 09.08.2015 | 00:00
Главное назначение востоковедения — осуществление обратной связи между восточным типом менталитета и типом западным. Востоковедение изначально было призвано объяснять миры восточных цивилизаций миру цивилизации западной. Поскольку понимание той или иной культуры возможно только при всестороннем ее изучении, то это и обуславливает многоаспектность востоковедения.
За свою историю наука о Востоке прошла долгий путь, полный поисков и открытий, неудач и разочарований. Некоторые достижения на этом поприще можно назвать научным подвигом. Однако нельзя сказать, что история востоковедения превратилась в самостоятельную науковедческую дисциплину. Развиваясь стихийно, она не стала единой системой знаний: до сих пор не существует целостной картины развития мирового востоковедения как науки. Единственной работой по этому направлению остается «История изучения Востока в Европе и России» В. В. Бартольда (последнее издание в кн.: Академик В. В. Бартольд. Соч. Т. IХ. М., 1977) , но и та, как видно даже из названия, не охватывает деятельность, например, американских востоковедов.
Как правило, в наше время ученые-востоковеды знакомы лишь с историей развития своих узкоспециальных дисциплин, и то, весьма поверхностно. В то же время знание путей достижения тех или иных результатов в других областях востоковедения или хотя бы в смежных его дисциплинах могло бы оказать помощь в их текущих исследованиях, а общая востоковедная эрудиция — породить новые идеи или стимулировать научные интересы.
Конечным результатом востоковедной деятельности является собственное или коллективное понимание и возможность объяснения другим инаковых, отличных от западного обществ или, говоря о повседневной жизни, групп населения, являющихся представителями этих обществ, и их культурного наследия. Таким образом, востоковедение является социальным фактором, регулирующим общественные отношения на различных уровнях: личностном, групповом, государственном, международном. Этим, отчасти, объясняется сложившаяся в России со времени возникновения СССР широкая практика замещения дипломатических должностей в странах мусульманского Востока представителями мусульманских народов, а высших дипломатических должностей в загранучреждениях в странах Востока — послов и советников-посланников — карьерными дипломатами, посвятившими всю свою жизнь изучению конкретного восточного языка, страны, региона.
Желание знать, понимать и объяснять себе подобным себе подобных, но других, и отличает востоковедов, например, от физиков, чьи научные достижения вносят вклад в научно-технический прогресс, но никак не в осознание людьми своего единства в своем разнообразии. В понимании человечеством своего единства во всем его разнообразии и есть путь к складыванию человеческого сообщества без угроз и насилия, о котором следует думать каждому культурному человеку.
Основы востоковедных знаний стали складываться еще в эпоху античности: содержание некоторых книг «Истории» Геродота Галикарнасского (V в. до н.э.), «Анабасис» и «Киропедия» Ксенофонта Афинского (V–IV вв. до н.э.), «Персия» и «Индия» Ктесия Книдского (V–IV вв. до н.э.), перевод «Пятикнижия» на греческий язык александрийскими учеными («Септуагинта»; III в. до н.э.), «Иудейские древности» и «О древности иудейского народа. Против Апиона» Иосифа Флавия (I в. н.э.), «Анабасис Александра» и «Индия» Арриана Флавия (II в.), перевод Библии на латынь Иеронима Стридонского (“Vulgata versio”; IV–V вв.). Но создание этих трудов нельзя принимать за начало востоковедения, поскольку оно происходило спорадически.
Благоприятные условия для возникновения востоковедения в Средневековье возникали не раз: бегство в V в. несториан в Персию, где они пользовались особым покровительством государства; исход ок. 531 г. членов Афинской Академии также в Персию ко двору сасанидского царя Хосрова I Ануширвана (Ктесифон); контакты между халифатом Харуна ар-Рашида (Багдад) и империей Карла Великого (Ахен) в конце VIII – начале IX в.; переводческое движение с арабского языка на латинский (XII–XIII вв.); просветительская деятельность Фридриха II Штауфена (Неаполь): он сам владел «латынью Востока» — арабским языком — и основал в 1224 г. Неаполитанский университет, где преподавали также арабы и евреи; плодотворное сотрудничество иудейских, мусульманских и христианских ученых в университетах Испании, в частности, в Саламанке, и др.
Так же, как и сочинения древности, спорадический характер носили записки средневековых путешественников: «Хожение игумена Даниила» (XII в.), «Путешествие» Вениамина Тудельского (XII в.), «Историческая книжка» Джованни дель Плано Карпини (XIII в.), «Путешествие в восточные страны» Гильома Рубруквиса (XIII в.), «Книга Марко Поло» (записана пизанцем Рустичано; XIII–XIV вв.), письма-отчеты Джованни Монтекорвино (XIII–XIV вв.), «Жизнь и деяния великого Тамерлана» Рюи Гонзалеса де Клавихо (XV в.), «Четыре книги об изменчивости судьбы» (составлены Поджо Браччолини по рассказам Никколо Конти; XV в.), «Хожение за три моря» Афанасия Никитина (XV в.) и др.
Первым востоковедным трудом в полном смысле можно считать сочинение армянского историка Гайтона “Historia orientalis” (XIV в.), посвященное Монгольской империи.
Перевод Корана, выполненный Иоанном Сеговийским в середине XV в., мог бы многое объяснить в мусульманской культуре, но этот перевод не был издан, и от него до нашего времени дошло лишь введение переводчика. Первым научным переводом Корана стал латинский перевод с обширными комментариями, выполненный Людовико Мараччи и изданный в Падуе в 1698 г.
Интерес к Востоку проявляли видные гуманисты XV–XVI вв.: Николай Кузанский, Мишель де Монтень, Джованни Пико делла Мирандола, Иоганн Рейхлин, Жозеф-Жюст Скалигер и др.
В XVI в. в Парижском университете впервые в Европе начинается преподавание восточных языков. Первым профессором «восточных языков» (арабского и еврейского) становится в 1538 г. Гильом Постэль — востоковед-универсал, проявивший себя как арабист, гебраист и османист, а также как исламовед и специалист по письменностям восточных языков. За составление грамматического справочника по восьми восточным языкам (Paris, s.а.) Постэля называют первым французским востоковедом.
В XVI–XVII вв. сближению христианского Востока с Европой служило духовное общение Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского и Константинопольского патриархатов с Москвой, Маронитской церкви с Папским престолом.
Большое значение для развития востоковедения имела деятельность иезуитского ордена, основанного в 1534 г. Так, основателем коптологии стал иезуит Афанасий Кирхер, издавший 1643 г. латинский перевод нескольких средневековых грамматик и словарей коптского языка, написанных по-арабски. Первым сочинением, в котором были приведены китайские иероглифы, стал труд иезуита Мендосы “Historia del gran reyno de la China”, появившийся в 1585 г.
C 1559 по 1948 г. Папский престол издавал “Index librorum prohibitorum”. Книги, осужденные Римской католической церковью и внесенные в этот “Index”, запрещались к чтению и какому-либо распространению. “Index” постоянно переиздавался с дополнениями. В него, кроме сочинений «еретиков», был включен также ряд востоковедных трудов, в том числе некоторые работы на арабском и древнееврейском языках.
В 1584 г. герцогом тосканским Фердинандом Медичи в Риме была основана типография (Typographia Medicea), в которой печатались на восточных языках, главным образом на арабском, христианские тексты, а также сочинения ученых стран Востока. За 35 лет существования типографии из нее в свет вышли десятки изданий, в том числе «Евангелие» (1590), «Канон врачебной науки» Ибн Сины (1593) и «Тринадцать книг элементарной геометрии Евклида в изложении Насир-ад-Дина Туси» (1594) на арабском языке, грамматики арабского и сирийского языков и др.
Возникший у европейцев интерес к Османской империи, развившийся позднее в филоориентализм, породил ряд сочинений, в том числе Джоаннеса Левенклавиуса “Historiae Musulmanae Turcicorum de monumentis ipsorum exscriptae libri XVIII” (Francfort, 1591), Жан-Жака Бюиссара “Vitae et Icones Sultanorum Turcicorum” (Francfort, 1596) и Ричарда Кноллеса “The General History of the Turkes” (London, 1603) и др.
Голландия дала миру много замечательных востоковедов, среди которых — первый крупный арабист Томас ван Эрпе (Эрпениус), профессор восточных языков Лейденского университета и автор “Grammatica arabica” (Leiden, 1613), “Proverbiorum arabicorum centuriae duae” (Leiden, 1614) и “Grammatica ebraea generalis” (Leiden, 1621), а также переводов библейских текстов на арабский язык. Голландский миссионер Франциск Валентин после многолетнего пребывания на Молуккских островах в 1724 г. издал “ Oud en Nieuw Oost-Indiën”.
Также миссионеры издали первые работы о Японии и японском языке: патер Родригес в 1604 г. в Нагасаки ( ! ) — “Arte da Lingoa de Japam”, патер Амати в 1615 г. в Риме — “Historia del Regno di Voxu del Giapone”.
По мере расширения европейцами торговли и колониальной экспансии стали множиться сочинения об Индии, Китае и Японии, а также о других языках и странах Азии.
В 1622 г. папа римский Григорий XV учредил в Риме комитет кардиналов «Конгрегация пропаганды веры», благодаря чему изучение восточных языков в Западной Европе получило новый импульс. В 1627 г. при Конгрегации была основана школа миссионеров «Коллегия пропаганды веры», в которой для учебных целей не только печатались восточные книги, но и составлялись грамматики восточных языков.
Отчет о состоянии Персии “État de la Perse” (1660) французского резидента Рафаэля дю Мана стал началом критического отношения европейских ученых к странам Востока.
В XVII в. в Лейдене, Мадриде, Оксфорде, Париже и Риме было собрано большое количество восточных рукописей, благодаря чему началось целенаправленное издание источников по географии, истории и этнографии стран и народов Востока, а в 1667 г. в Париже Бартелеми д’Эрбело де Моленвиль на основе извлечений из восточных авторов издал первый энциклопедический востоковедный труд “Bibliothèque orientale”, посвященный мусульманским странам и обычаям. Труд итальянского монаха ордена цистерцианцев Джулиано Бартолуччи и его ученика Карло Имбонати “Bibliotheca magna rabbinica” (Roma, 1675–1693) заложил основы библиографии по гебраистике и стал первой библиографией по востоковедению.
Первым исследователем, предпринявшим путешествие на Восток с сугубо научными целями, В.В. Бартольд называет француза Жозефа де Турнефора, посетившего в 1700–1702 гг. Малую Азию, Армению и Персию.
В России условия для возникновения и развития востоковедения сложились в царствование Петра I. Этому способствовали и насущные потребности государства, и благоприятное стечение обстоятельств. Первым российским востоковедом по праву считается Дмитрий Константинович Кантемир. 29 июня (10 июля) 1711 г. в Яссах Дмитрий Кантемир дал клятву на верность России. Этот день можно считать датой начала российского востоковедения, поскольку у России появился первый востоковед, принесший отечественной науке о Востоке международное признание: в 1714 г. Кантемир стал действительным членом Прусской Академии наук. Его труд “Historia incrementorum atque descre¬mentorum Aulae Ottomanicae”, написанный в 1714–1716 гг., был издан на английском, немецком и французском языках. В работе “Sistema de religione et statu Imperii Turcici”, написанной в 1719 г., Кантемир выступил как исламовед, в том числе корановед и суфиолог, а также как арабист, иранист и тюрколог. В декабре 1722 г. (январе 1723 г.) в Петербурге это исследование было опубликовано на русском языке под названием «Книга Систима, или Состояние мухаммеданския религии».
В 1818 г. в Петербурге был основан Азиатский музей, ставший флагманом отечественного востоковедения и одним из крупнейших востоковедных центров мира, традиции которого в наши дни продолжает Институт востоковедения Российской Академии наук.
Со временем в рамках востоковедения сложились новые региональные отрасли, как сквозные, так и хронологически ограниченные: аккадоведение, алтаистика, арамеистика, ассириология, афганистика, бенгалистика, дравидология, египтология, кавказоведение, маньчжуристика, монголоведение, палестиноведение, пехлевистика, сабеистика, санскритология, семитология, сирология, скифология, согдология, тангутика, угаритология, урартология, финно-угроведение, хеттология, хурритология, шумерология, эламитология и др.
В результате появления новых материалов и развития науки возникли новые отрасли востоковедения: азербайджановедение, арменистика, бирманистика, вьетнамистика, грузиноведение, дагестановедение, дуньхуановедение, израилеведение, индиановедение, корееведение, кумранистика, курдология, малаистика, нусантарология, океанистика, осетиноведение, памироведение, пакистановедение, таджиковедение, тюркская руника, уйгуроведение и др.
Арабистика с падением колониализма в Северной Африке фактически разделилась на магрибоведение и машриковедение.
Для современного востоковедения характерна специализация основных его областей — истории, экономики, религиоведения (авестология- зендология, буддология, ведология, даология, исламоведение, в том числе коранистика, сунноведение (хадисоведение) и суфиология, иудаика, парсология, христианский Восток, шаманология и др.), литературоведения и языкознания, а также тенденция к дифференциации и вычленению отдельных отраслей, изучающих искусство и философию стран Востока.
Полностью выделилась из востоковедения в самостоятельную научную дисциплину африканистика.
историография