АЗЕРБАЙДЖАН ПОЛИТИЗИРУЕТ ПРОБЛЕМУ БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИХ, СЧИТАЮТ В СТЕПАНАКЕРТЕ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Ашот БЕГЛАРЯН | 06.08.2015 | 20:29
В конце июня и в июле месяце предметом достаточно активных обсуждений в Нагорно-Карабахской Республике стала проблема без вести пропавших в годы азербайджано-карабахской войны (1991-1994 гг.).
29 июня в республике был традиционно отмечен на государственном уровне День погибших и без вести пропавших. Эта дата выбрана не случайно – 29 июня 1992 года в бою в местечке Гасангая в Мартакертском районе НКР армянский добровольческий отряд «Арабо» попал в окружение, и большинство из 79 членов отряда пропали без вести.
Официальные лица и представители общественности НКР возложили венки и цветы на Степанакертском мемориальном комплексе. Состоялись встречи вобщественной организации «Союз родственников без вести пропавших воинов НКР», созданной в 1998 году с целью ведения поиска без вести пропавших, участия в переговорах по освобождению пленных и заложников, уточнения списков и личных дел без вести пропавших и т.д. За время деятельности организация упорядочила списки и личные дела без вести пропавших, открыла музей, издала десятки книг, сняла фильмы и продолжает принимать активное участие в общественной жизни республики.
20 июля в Степанакерте состоялось совместное заседание государственных комиссий Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армения по вопросам пленных, заложников и без вести пропавших, на котором были обсуждены проблемы данной сферы и пути их решения. Сопредседательствовали на заседании глава карабахской госкомиссии Виктор Кочарян и заместитель министра обороны РА Давид Тоноян. На заседании присутствовал также руководитель Степанакертского офиса МККК Томас Халье.
Отметим, что карабахская госкомиссия была создана в 1993-м году, и в её состав входили представители командования Армии обороны НКР, Верховного совета, ГУНБ, министерства здравоохранения, министерства иностранных дел, координатор НК комитета «Хельсинкская инициатива-92». В августе того же года (сегодня это кажется маловероятным), на фоне продолжающихся активных военных действий, карабахская госкомиссия даже заключила меморандум о сотрудничестве с аналогичной госкомиссией Азербайджана, возглавляемой Намиком Аббасовым.
В июне 1994-ого года, когда только-только было заключено соглашение о прекращении огня, в целом сохраняющееся по сей день, автору этих строк удалось взять интервью у тогдашнего председателя карабахской госкомиссии Александра Агасаряна, который поделился деталями работы и, в частности, отметил, что составлены списки военнопленных, заложников и без вести пропавших, на каждого из них заполнена карточка с указанием полных анкетных данных, все военнопленные содержатся централизованно в Степанакерте с целью облегчения работы по их обмену, контролем за состоянием здоровья, нормами содержания и т.д. Вместе с тем он добавил, что, несмотря на связь с госкомиссией в Азербайджане, власти соседней республики, политизируя сферу деятельности, упорно не желают признать карабахскую комиссию в качестве государственной, тем не менее, вынуждены идти с ней на контакты.
«Четкой системы и периодичности в переговорном процессе по обмену нет. Всё зависит от внутриполитической ситуации в Азербайджане и положения на фронте. Следует отметить, что при нынешнем руководстве Азербайджанской Республики процесс затормозился и стал более трудным. Это, на мой взгляд, объясняется желанием тамошних властей скрыть от своего народа правду об истинном положении дел на фронте, чему в немалой степени содействуют и азербайджанские СМИ, раздувающие слухи о том, что в Карабахе якобы содержатся до 5 тысяч военнопленных. Абсурд, да и только», – сказал тогда председатель госкомиссии (интервью было опубликовано в ереванской газете «Голос Армении»).
Сегодня, 21 год спустя после завершения фазы активных военных действий, ситуация, как это ни парадоксально, не только не улучшились, но, наоборот, ухудшилась, так как при нынешнем президенте Азербайджана практически прервались все контакты не только на уровне госструктур, но и неправительственном и личном уровнях.
Нынешний председатель карабахской госкомиссии Виктор Кочарян также отмечает, что эффективной деятельности комиссий мешает политизация вопросов и деструктивная позиция официального Баку, нежелание идти на прямой диалог со Степанакертом.
По данным госкомиссии НКР, на сегодня статус без вести пропавшего в Нагорном Карабахе имеют порядка 600 лиц. В Азербайджане же, отметил Виктор Кочарян, цифры раздуты и доведены до нескольких тысяч. Он обратил внимание представителя МККК на данную несоразмерность, заметив, что официальный Баку включает в списки без вести пропавших также жертвы своей военной авантюры против Нагорно-Карабахской Республики, и сейчас имеет много причин для воспрепятствования поисковым работам. Вместе с тем на заседании было отмечено отсутствие в НКР военнопленных, что подтверждено многочисленными международными наблюдателями.
Заметим, что ещё в 1995 году, то есть уже на следующий год после окончания войны, власти Нагорно-Карабахской Республики, проявив добрую волю, передали азербайджанской стороне всех военнопленных. С установлением перемирия имели и имеют место отдельные случая попадания азербайджанских военнослужащих в плен при попытке пересечения границы НКР. О подобных фактах карабахские власти, выполняя взятые на себя международные обязательства по соответствующим Женевским Конвенциям, незамедлительно ставят в известность Степанакертский офис Международного Комитета Красного Креста и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, соблюдают все другие необходимые процедуры.
Сегодня в Нагорном Карабахе первоочередное внимание уделяют поиску мест захоронений погибших в период войны и ожидают, что в ближайшие годы Баку под давлением международных структур также пойдёт на подобные шаги, в частности, в направлении поиска могил, эксгумации и идентификации трупов. Заместитель министра обороны РА Давид Тоноян предложил, чтобы на всех этапах этих работ присутствовали представители международных организаций. Он также выступил за проведение профессиональных курсов со стороны международных структур для местных специалистов. Госкомиссии обеих республик отмечают роль МККК в содействии осуществлению указанных работ и, в частности, оказании рабочим группам соответствующей профессиональной помощи.
Представители госкомиссий НКР и РА отметили недопустимость перевода вопроса в политическую плоскость и выразили готовность к сотрудничеству с азербайджанской стороной в любом формате, проведению встреч с представителями госкомиссии Азербайджана на нейтральной территории.
Представитель Красного Креста высоко оценил деятельность карабахской госкомиссии и сотрудничество с МККК. Были обсуждены дальнейшие планы по реализации совместных программ.
Проблема выяснения судеб без вести пропавших была затронута также в ходе состоявшейся 28 июля встречи руководителя Степанакертского офиса миссии Международного Комитета Красного Креста (МККК) Томаса Халье и региональных экспертов МККК Марии Микелиде и Зураба Бурдули с заместителем министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики Армине Алексанян. И здесь было подчеркнуто, что вопрос носит сугубо гуманитарный характер и необходимо исключить любые попытки превращения его в предмет политических спекуляций.
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что поиск без вести пропавших – сложная, деликатная и исключительно гуманитарная проблема, которую ни в коем случае нельзя политизировать. Власти и общественный сектор сторон конфликта должны приложить все усилия для выяснения судеб без вести пропавших.
Но понятно и другое – лишь с окончательным решением карабахской проблемы и налаживанием полноценных контактов между сторонами конфликта можно решить комплекс вопросов, связанных с поиском без вести пропавших. А потому сторонам необходимо проявлять добрую волю, и в первую очередь азербайджанскому руководству, не желающему вести диалог с основной стороной конфликта – Нагорным Карабахом, тем самым заводя решение проблемы в тупик.
Степанакерт, фото: Кавказский Узел
Азербайджан Нагорный Карабах политика и право