ЕАЭС – ЗАКАВКАЗЬЕ: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРИТЬ?..
Публикации | Алексей ЧИЧКИН | 03.08.2015 | 00:00
Тенденции развития экономической ситуации в Закавказье, как и в других регионах бывшего Советского Союза в целом, требуют выработки долговременной экономической политики ЕАЭС в отношении этих регионов. Ориентиры в истории межгосударственных интеграционных блоков можно поискать и в прошлом, и в современности. Например, в рамках Совета экономической взаимопомощи (1949-1991 гг.) проводилась определённая политика по отношению к не входящим в него Югославии, Мексики, Финляндии, Австрии, Алжира, Ирака, Сирии, стран Индокитая (действовали специальные комиссии СЭВ с этими странами). Или как это имеет место, например, в случае АСЕАН, развивающего связи с Австралией, Новой Зеландией, КНР, Японией, Тайванем, Индией, Южной Кореей, Гонконгом и Макао.
Разумеется, что, исходя из упомянутого опыта, внутри «основного» блока должна быть полностью согласована внутри- и внешнеэкономическая политика, на основе которой можно переходить к выработке приемлемых, взаимовыгодных для всех сторон направлений торгового и инвестиционно-технологического сотрудничества. Разумеется, с учетом и географической специфики взаимодействующих стран.
Применительно к Закавказью, очевидно, что очень многие вопросы дальнейшего экономического сближения Армении с другими участниками ЕАЭС впрямую зависят от взаимоотношений России и других стран ЕАЭС с Грузией, позиция которой в отношении антироссийских санкций Запада обусловлена прежде всего позицией США и не отвечает экономическим интересам самой этой кавказской страны. Между тем, бизнес этой страны тоже «наводит мосты» с бизнес-структурами стран ЕАЭС на предмет восстановления и реконструкции крупнейших в Европе месторождений марганцевой руды (Чиатура), одного из крупнейших в СССР завода ферросплавов (Зестафони), целлюлозно-бумажного комбината (Зугдиди), заводов железнодорожного машиностроения и металлургического (Рустави). Эти факторы, в свою очередь, дополняют роль Грузии как важнейшего транзитного коридора между регионами ЕАЭС. Достаточно сказать, что 100% объемов природного газа и до 90%нефтепродуктов Армения получает из России именно транзитом через Грузию (в т.ч. по паромному маршруту порт Кавказ – порт Поти, далее по железной дороге в Армению).
Отметим также сохраняющейся обмен электроэнергией между РФ и Грузией (в целом – до250 млн. квт-ч.), участие (пусть и формальное) Грузии в Совете сотрудничества железных дорог стран СНГ.
Таким образом, несмотря на все препятствия, можно говорить о стратегических факторах взаимного экономического притяжения ЕАЭС и Грузии. Тем более что РФ, Грузия и Армения участвуют в проектах Общечерноморского электроэнергетического «кольца» и Черноморской автомагистрали (инициированы Организацией Черноморского Экономического Сотрудничества). Помимо этого, активно развиваются двухсторонние экономические связи Грузии с Арменией. В свою очередь, в географическом плане Грузия расположена, между двумя «секторами» ЕАЭС – европейским (РФ и Белоруссия) и Закавказским (Армения, одна из наиболее экономически проблемных стран ЕАЭС). Данное обстоятельство также не может не влиять на внешнеэкономическую и транзитную политику Грузии. В таких условиях политические симпатии или антипатии, при здравом расчёте, должны постепенно «уходить» на второй план.
Не менее важно азербайджанское направление внешнеэкономической политики ЕАЭС. «…Мы же несколько критично относимся к вопросам коллективного членства, коллективной ответственности», – заявил в минувшем июне помощник президента страны по общественно-политическим вопросам Али Гасанов, вновь подчеркнув оптимальный характер нынешнего внешнеполитического курса страны. Тем не менее, недавнее вступление Азербайджана и Армении в ШОС в качестве стран-наблюдателей свидетельствует, помимо прочего, об их заинтересованности в развитии взаимного диалога и в международных организациях. Отметим также и некоторые другие важные «связки» Азербайджана с ЕАЭС. Во-первых, это транзит нефти по трубопроводу Баку – Махачкала–Кизляр – Тихорецк – Новороссийск – почти треть от всего объема экспорта нефти из Азербайджана,и поставки азербайджанского газа на Северный Кавказ. Во-вторых – участие РФ, Белоруссии, Грузии и Азербайджана, а также Ирана в проекте евроазиатского транзитного коридора «Север-Юг» (например, РЖД участвует в строительстве прикаспийской соединительной линии вокруг погранпункта Астара – проект ещё начала 1950-х годов...). При этом Армения – составная часть дополнительного, т.е. причерноморского коридора «Север-Юг», маршрут которого – соединяет Россию и Иран через территории Грузия и Армении.
В-третьих – российское участие, как мы писали ранее, в развитии нефтегазохимии в Азербайджане (на базе Сумгаитского химического комплекса) и заинтересованность азербайджанской стороны в восстановлении мощностей по добыче и обогащению бокситов и железной руды (район Дашкесан – Алунитдаг на западе страны). Развитие цветной металлургии и черной металлургии также входит в число экономических приоритетов прикаспийской страны.
В-четвертых, по мере развития транспортно-экономических связей между РФ и Азербайджаном и роста объемов международного грузотранзита на этом направлении, скорее всего, будут востребованы проекты дополнительных транскавказской железной дороги или автомагистрали Белоканы (северо-запад Азербайджана) – Буйнакск (Дагестан),около 370 км. Это также проекты начала 1950-х годов, впоследствии отложенные в «долгий ящик»…
Наконец, в-пятых, серьёзное значение имеют политико-экономические интересы России, Казахстана и Азербайджана в Каспийском бассейне, в дополнение к их межкаспийским границам. Напомним и о том, что среди стран не входящих в ЕАЭС стран бывшего СССР Азербайджан с 2014 года занимает первое место по темпам роста экспорта сельхозсырья и готового продовольствия в РФ. Естественно, ко всем эти факторам добавляется необходимость взаимного согласования интересов РФ, Казахстана и Азербайджана в сфере экспорта нефти и газа.
Все эти факторы, в совокупности, требуют от ЕАЭС тщательно выверенной, продуманной политики, в том числе экономической, в отношении Закавказья.
Но имеется ли в самом ЕАЭС таковая – хотя бы по основным направлениям?..
Перед нами – официальный пресс-релиз Евразийской экономической комиссии от 9 июля с.г.: «8 июля в Москве состоялось 23-е заседание Консультативного комитета по таможенному регулированию под председательством члена Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству Владимира Гошина.
В настоящее время не существует единого перечня условий, которые необходимо выполнить производителю при переработке товаров из иностранного сырья и комплектующих для признания их товарами Союза со всеми полагающимися преференциями (здесь и далее выделено нами – авт.). Производители ориентируются на требования, прописанные в национальных законодательствах. А они в каждой стране Союза разные, – пояснил член Коллегии (Министр) по таможенному сотрудничеству Владимир Гошин. – Наша задача – обеспечить равные условия для производителей всех стран Союза. Считаем, что данная мера также поспособствует повышению уровня локализации производства в государствах-членах ЕАЭС.
...Стороны согласились со справедливостью использования единых критериев признания достаточной переработки товаров в Союзе, а также с необходимостью усиления контроля выполнения требований достаточной переработки товаров в свободных (специальных, особых) экономических зонах и на территориях свободных складов, функционирующих в государствах-членах...
– Вопрос, опять же, касается равных условий для всех участников ВЭД. Анализ усредненных стоимостных показателей по товарам, импортируемым в государства – члены Евразийского экономического союза, показал, что диапазон цен, по которым национальными таможенными администрациями выпускается ряд одних и тех же ввозимых продовольственных товаров, между странами ЕАЭС огромный, – прокомментировал Владимир Гошин. – Комиссия и национальные таможенные администрации видят в этом предпосылки для перетоков импорта товаров, а также для снижения уровня поступлений от уплаты таможенных пошлин, распределяемых между бюджетами государств – членов Евразийского экономического союза».
А тем временем в ходе встречи с предпринимателями в Ереване министр Евразийской экономической комиссии по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский призвал армянскую сторону как можно скорее выполнить взятые ей на себя обязательства и перейти с национальных технических регламентов на евразийские. По его словам, республика, в отличие от своих партнеров по Евразийскому экономическому союзу, все еще не выполнила это требование. «Следование единым техрегламентам – не только обязанность, но и преимущество. Если у вашего товара есть соответствующий сертификат и маркировка, то никто не имеет права не допустить продукцию на свой рынок внутри ЕАЭС. Если возникают вопросы – сразу обращайтесь к нам. Мы уполномочены решать эти вопросы максимально быстро», – заверил министр.
Хотелось бы верить, что в конечном итоге так оно и будет. Ведь не известная пословица гласит: семь раз отмерь – один раз отрежь. Иными словами, затруднительно выработать и реализовывать единую, тщательно выверенную экономическую линию в отношении стран Закавказья и других регионов СНГ, а также призывать следовать общим правилам, если в самом ЕАЭС сохраняется немало «разночтений» и других взаимных недомолвок…
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Азербайджан Армения Грузия Евразийский Союз Общество «Знание» Россия экономика