СОПРЕДСЕДАТЕЛИ МИНСКОЙ ГРУППЫ ОБСЕ ВЕДУТ ПОДГОТОВКУ ВСТРЕЧИ ПРЕЗИДЕНТОВ АЗЕРБАЙДЖАНА И АРМЕНИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Давид ПЕТРОСЯН (Армения) | 29.07.2015 | 00:00
В первой половине июля президент де-факто Нагорно-Карабахской республики Бако Саакян совершил поездку в Лондон где провёл ряд встреч с представителями как армянских, так и международных политических кругов. В частности:
- 7 и 8 июля в Лондоне президент встретился с руководителями и представителями британских структур традиционных армянских партий: Социал-демократической партии «Гнчакян», Армянской революционной федерации - «Дашнакцутюн» и партии «Рамкавар-Азатакан»;
- 8 июля состоялась встреча Б.Саакяна с представителями британских структур, близких к партии АРФ - Дашнакцутюн: Союза армянской помощи, культурного союза «Амазгаин», спортивного союза «Оменетмен»;
- 8 июля Б.Саакян посетил парламент Великобритании, где выступил с речью, посвященной государственному строительству и экономическому развитию НКР, урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а затем ответил на вопросы присутствующих;
- 8 июля состоялось главное мероприятие визита – выступление президента НКР в Chatham House (Королевском институте международных отношений) в ходе слушаний на тему «Нагорный Карабах. Внутренние развития и региональные вызовы». В своем выступлении Б.Саакян коснулся государственного строительства, внешней и внутренней политики НКР, урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и региональных процессов, ответил на вопросы присутствующих. Глава НКР отметил, что республике близок девиз Chatham House «содействовать построению безопасного, благополучного и справедливого мира», добавив, что эти идеи присутствуют также в мировосприятии карабахцев. По словам президента, подобного рода встречи полезны как для Арцаха, так и для различных государств и международных структур. Полный текст выступления Б.Саакяна, а также стенограмма его ответов на вопросы присутствующих, следуя правилам Chatham House, в открытой печати не представлены. Таким образом, главные тезисы встречи остались закрытыми как для небританского экспертного сообщества, так и для общественного мнения;
- 9 июля в зале Goldsmiths' Hall в Лондоне президент НКР Б.Саакян принял участие в званом ужине армянского общинного совета Великобритании, где также выступил с речью.
Беглого взгляда на график встреч и выступлений Б.Саакяна в Лондоне достаточно для того, чтобы понять, что в основном он встречался с представителями армянских организацияй. Встреча в британском парламенте носила скорее церемониальный (хотя достаточно важный с политической точки зрения) характер. Центральным событием поездки Б.Саакяна, безусловно, было его выступление на слушаниях в Chatham House. Можно сказать, поездка в Лондон была совершена ради этого выступления.
Как и следовало ожидать, реакция Баку и его лоббистов в Соединенном Королевстве на поездку в Лондон Б.Саакяна была чрезвычайно болезненной. В частности, британский посол в Баку был вызван в МИД Азербайджана, где ему был выражен решительный протест. В свою очередь, посольство Азербайджана в Лондоне провело встречу во внешнеполитическом ведомстве Великобритании и вручило соответствующее письмо протеста, аналогичное письмо было направлено также в Королевский институт. Азербайджанское посольство заявило, что «сделает все, чтобы не допустить нарушения международных норм и конвенций».
Заметим, что позиция Соединенного Королевства в нагорно-карабахском конфликте в Ереване и Степанакерте воспринималась как традиционно более благосклонная к Баку. В этом нет ничего удивительного, т.к. в разработке крупных нефтегазовых проектов в Азербайджане активно участвует британская ВР. Хотя в последний год, в связи со снижением уровня нефтедобычи на Каспии и падении цен на энергоносители, ВР и объявила о сокращении персонала, значимость Азербайджана в стратегических региональных планах Лондона остается достаточно высокой. Ключ для понимания этой позиции Соединенного Королевства следует искать в неизменности ее интересов в бывшем Советском Закавказье, включая вытеснение из региона России. Азербайджан, по-прежнему, является страной, которая проводит прозападную политику в вопросе поставки энергоносителей как на европейский, так и на мировой энергетический рынок. Значимость Баку в этом вопросе была достаточно четко обозначена в пункте 28 Декларации недавнего саммита «Восточного партнерства» в Риге, согласно которому участники: «...признают прогресс, достигнутый по основным проектам энергетической инфраструктуры и улучшение взаимосвязанности, введенной в действие с момента последнего саммита, в том числе открытие мощностей реверса газа в Украину из Венгрии, Польши и Словакии, особую роль, которую играет Азербайджан, а также взносы других, в том числе Грузии, в реализации Южного газового коридора и текущей работы по расширению Южно-Кавказского трубопровода, Транс-Анатолийского газопровода... приветствуют работу по включению членов Энергетического сообщества в Управляющую группу Центральной и Юго-Восточной Европы и интерес Азербайджана к участию в качестве наблюдателя в группе...»
Таким образом, налицо официальный документ, в котором прямо указана геополитическая и геоэкономическая значимость Азербайджана для Европейского Союза в вопросе транспортировки энергоносителей на Запад в обход России. Поэтому в Баку, конечно же, возмутились поездкой Б.Саакяна в Лондон, однако в действительности, думается, беспокоиться нет никакой нужды.
В этой связи возникает вполне естественный вопрос: чем объяснить приглашение Б.Саакяна в Лондон, и конкретно в один из ведущих мозговых центров стратегического планирования Соединенного Королевства? Можно, конечно, привычно сослаться на «армянское лобби», но «туманный Альбион» это не США, и армянские структуры здесь имеют крайне ограниченное влияние на позиции британских парламентариев или представителей исполнительной власти. При этом особо подчеркнем то обстоятельство, что Великобритания не является членом Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху – международной структуры, которая ведет весь переговоры процесс уже более 23 лет.
При этом следует не забывать о том, что Великобритания является единственной страной Европейского Союза, официальные лица, эксперты и неправительственные организации (НПО) которой активно и системно работают не только с политическим истеблишментом Азербайджана, Армении и Грузии, но также Абхазии, Нагорного Карабаха и Южной Осетии. Причем среди этих организаций – не только собственно британские, но и международные со штаб-квартирами в Лондоне. Начиная с 1990-х, после завершения «горячих» фаз конфликтов в регионе, вышеупомянутые организации, базирующиеся в Лондоне, организовывали множество проектов, нацедленных на коммуникацию участников НПО и экспертного сообщества сторон конфликтов, где сами выступали в качестве модераторов и фасилитаторов.
Именно при поддержке британских НПО и международных организаций со штаб-квартирами в Лондоне были изданы ряд книг и сборников, посвященных конфликтам в регионе, в подготовке которых приняли активное участие и эксперты из конфликтующих сторон.
Относительно конечного статуса Нагорного Карабаха негласная позиция Лондона, в свете многочисленных встреч НПО и экспертов, долгие годы остается неизменной: высокий уровень автономии в составе Азербайджана (как вариант – автономия Аландских островов в Финляндии).
При этом британские официальные лица не избегают встреч с общественным образованием «Азербайджанская община Нагорного Карабаха».
Государственный министр по вопросам Европы МИД Великобритании Дэвид Лидингтон, находясь в начале ноября 2014 года с визитом в регионе, обозначил в Баку одно из главных направлений британской политики по урегулированию нагорно-карабахского конфликта: работу с гражданскими обществами, экспертным сообществом, представителями СМИ сторон конфликта,
Тот же Д. Лидингтон во время выступления с Университете АДА в Баку не исключил возможности пересмотра состава Минской группы ОБСЕ добавив, что в этом случае придется начать все «с чистого листа». Хотя, ради справедливости, он ясно дал понять азербайджанской аудитории, что изменение состава Минской группы – крайне труднореализуемая задача.
Приглашение президента НКР для выступления в Chatham House является лишь отражением линии, ранее озвученной американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Джеймсом Уорликом. Суть её заключается в том, что необходимо чаще встречаться с руководством де-факто НКР. Эти встречи являются своеобразным сигналом Баку, который, с одной стороны, пытается отойти от согласования «Мадридских принципов» и начать переговоры по «Всеобъемлющему мирному соглашению по Нагорному Карабаху», а с другой – нагнетает напряженность на линии соприкосновения сторон в регионе конфликта с тем, чтобы вынудить посредников вместе с Ереваном и Степанакертом согласиться на их условия. Пока ничего не получается.
13 июля в Москве состоялась встреча сопредседателей Минской группы ОБСЕ с заместителем главы МИД России Григорием Карасиным, во время которой были обсуждены вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. По её окончании американский сопредседатель сделал два заявления о необходимости возвращения территорий, находящихся под контролем Армии Обороны НКР, но при этом подчеркнул, что «без уточнения статуса Нагорного Карабаха всеобъемлющее урегулирование невозможно».
О необходимости интенсифицировать усилия по решению нагорно-карабахской проблемы заявил глава МИД РФ Сергей Лавров во время переговоров с азербайджанским коллегой Эльмаром Мамедъяровым.
Надо полагать, что все происходящее является отголоском работы сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые готовят новую встречу президентов Армении и Азербайджана. Исходя из хода подготовки, можно предположить, что сопредседатели хотели бы чтобы она имела позитивный результат. Но для этого, как заявил американский сопредседатель: «...мы должны подготовить дискуссии».
Весьма важным, несмотря на нынешние непростые отношения Москвы с Западом, является то, что США, Россия и Франция будут продолжать участвовать в поиске путей урегулирования конфликта, совместно вырабатывая повестку дня.
Успешное завершение переговоров «шестерки» с Ираном демонстрирует, что несмотря на имеющиеся между крупными игроками серьезные проблемы, есть круг вопросов по которым они могут продолжать достаточно тесно сотрудничать. К этим вопросам относится и урегулирование нагорно-карабахского конфликта.
Вышеупомянутый визит Б.Саакяна – один из шагов по подготовки к встрече президентов Азербайджана и Армении, которая, скорее всего, должна состояться до конца нынешнего года.
Как нам представляется, поездка Б.Саакяна в Лондон и его выступление в Chatham House – лишь часть сложного процесса вокруг нагорно-карабахского урегулирования, который Великобритания ведет по согласованию с Вашингтоном и Парижем. Насколько успешной была работа британцев – покажет время.
Давид Петросян, независимый журналист
Великобритания дипломатия Нагорный Карабах НПО политика и право США