ВИЗИТ БУРДЖАНАДЗЕ В МОСКВУ, ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА И СИТУАЦИЯ В ПАНКИССКОМ УЩЕЛЬЕ: ОБЗОР СМИ ГРУЗИИ (1-15 июля 2015 года)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Обзор прессы | 28.07.2015 | 16:52
9-10 июля в Москву состоялся визит Нино Бурджанадзе, которая возглавляет партию «Демократическое движение - объединенная Грузия». Грузинские СМИ посвятили этому визиту несколько материалов.
Газета «Сакартвелос амбеби» от 11 июля публикует материал на эту тему. Представители партии говорят, что Бурджанадзе на этот раз не встречалась с Путиным, однако пригласил ее спикер Госдумы Сергей Нарышкин. По словам соратников Бурджанадзе, которые приводятся в газете, она затронула все главные темы во время встреч в Москве - восстановление территориальной целостности Грузии, безвизовый режим между Россией и Грузией и т.д.
Сама бывший спикер парламента Грузии говорит, что ее встречи в России с российскими политиками важны «для завтрашнего дня Грузии». «Для решения острых проблем нашей страны необходим диалог с Россией», утверждает она.
Касаясь вопроса о вступлении в НАТО Грузии, Бурджанадзе считает, что Грузию никто не ждет в эту организацию, поэтому, по ее мнению, объявлять о том, что «главной целью Грузии является вступление в НАТО или Евросоюз, является фундаментально неправильным».
Соратник Бурджанадзе по партии Гигла Барамидзе в интервью того же номера газеты говорит, что Грузия всегда была частью европейской цивилизации,и после исторического разрыва связей, сейчас вновь туда стремится. Однако, по словам Барамидзе, это не значит, что с соседом (с Россией) нужно прекращать отношения. Одно другого не исключает, считает политик. Налаживать отношения с Россией нам советуют и западные партнеры, говорит Гигла Барамидзе.
Видимо, у нынешней власти нет ресурсов, чтобы вести переговоры с Россией. Поэтому мы предлагаем им помощь. Если сами не могут начать переговорный процесс, пусть используют наш потенциал и возможности, предлагает выход Барамидзе.
Один из лидеров националов, депутат Давид Дарчиашвили, в интервью газете «Ахали таоба» от 11-12 июля говорит, что «Бурджанадзе может стать опорой Иванишвили». Это возможно, по мнению Дарчиашвили, потому, что «власть проявляет беспринципность во внешней политике, а в это время можно ожидать всего, в том числе, выдвижения Бурджанадзе на передние роли».
Дарчиашвили также говорит, что недавние заявления ряда членов «Грузинской мечты» (Гоги Топадзе, Зураба Ткемаладзе и Гоги Кавтарадзе) о скептическом отношении к НАТО также могут быть связаны с Бурджанадзе, так как она «хочет повезти выгодные ей заявления в Москву и показать, что не все в Грузии поддерживают вступление в НАТО».
Лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава в интервью газете «Ахали таоба» от 13 июля утверждает, что Бурджанадзе поехала в Москву искать финансы. По его словам, «ни для кого не секрет, что Бурджанадзе ездит туда только для целей поиска предвыборных финансов, а не для того, чтобы лоббировать интересы Грузии». По мнению Кукава, когда он проводил встречи в Москве, у этих встреч была конкретная повестка дня - возвращение грузинской продукции на российский рынок. Теперь же непонятно, какую цель преследует г-жа Бурджанадзе, говорит Каха Кукава.
Внутриполитическая активность в Грузии снижается в связи с летним сезоном, однако политическая жизнь продолжается. Газета «Версия» (15 июля) печатает интервью с одним из лидеров националов, депутатом парламента Акакием Бобохидзе. Отвечая на вопрос журналиста о цели визита Нино Бурджанадзе в Москву, Бобохидзе говорит, что главная проблема не в Бурджанадзе, не скрывающей своих позиций, а во власти, которая проводит «беспомощную и безответсвенную политику и своим бездействием усиливает нигилизм среди населения по отношению к западной цивилизации». По мнению депутата, у «Грузинской мечты» нет никакой ориентации и она хочет лишь сохранить власть. Поэтому уже не имеет большое значение, для своих целей эта власть использует Бурджанадзе или Инашвили (лидер партии «Альянс патриотов» - прим.) или кого-то другого, считает Бобохидзе. По его словам, «постепенно в Грузии усиливается российское лобби, которое начинает управление процессами».
Политический активист, писатель, руководитель общественного движения «За новую реальнось», Мераб Шатиришвили, в интервью газете «Резонанси» (9 июля) прогнозирует объединение либеральных партий в будущем парламенте Грузии. По его мнению, в будущих парламентских выборах примет участие около трети избирателей, а в парламент войдут «Грузинская мечта», «Национальное движение», «Свободные демократы», партии Бурджанадзе и Инашвили. При этом, первое место займет правящая партия, а за ней - националы и свободные демократы. Но, как только завершатся выборы, либеральные силы в парламенте объединятся (свободные демократы, республиканцы и «очищенные» националы»), а «Грузинская мечта» будет сотрудничать с партиями Бурджанадзе и Инашвили, предрекает Шатиришвили.
Политический эксперт Сосо Цискаришвили анализирует текущую политическую ситуацию в Грузии. Материал об этом публикует газета «Сакартвелос амбеби» (2 июля). Говоря о Республиканской партии, которая входит в правящую коалицию, Цискаришвили предполагает, что эта партия, рано или поздно, захочет проводить независимый политический курс. Однако, на данный момент, по мнению эксперта, республиканцы не могут самостоятельно преодолеть 5-процентный барьер в парламенте. Цискаришвили хотел бы, чтобы Республиканская партия, в альянсе с 1-2 единомышленниками, смогла бы преодолеть барьер и способствовать, тем самым, многопартийности. По прогнозу эксперта, на будущих парламентских выборах ни один политический субъект не сможет получить большинство.
Леван Мамаладзе, бывший губернатор региона Квемо Картли, скрывающийся за рубежом во время правления Саакашвили, создает, вместе с другими жертвами режима Саакашвили (Эмзаром Квициани и Сулханом Молашвили) общественное движение «Народная справедливость». На вопрос журналиста газеты «Версия» (13 июля) о том, каким будет внешнеполитический курс нового объединения, Леван Мамаладзе отвечает: «Прозападный или проросийский курс губителен для Грузии. Сегодня национальные интересы Грузии подчинены интересам западных стран. Если учитывать экономические и демографические проблемы, к 2025 году мы получим необратимые катастрофические результаты. Грузия не должна менять часть своего суверенитета на обещания вступления в военно-политические объединения. Мы должны превратить наш нейтралитет в гарантию безопасности страны и сотрудничать со всеми, кто считает нас партнерами и предлагает дружбу».
Из внешнеполитических событий следует отметить обострение отношений между Грузией и Россией в связи с инцидентом на границе между Южной Осетией и Грузией и «футбольный скандал» между Грузией и Азербайджаном. Эти события освещались грузинскими СМИ. Газета «Ахали таоба» от 14 июля публикует интервью с Майей Панджикидзе, бывшим министром иностранных дел Грузии, одним из лидеров «Свободных демократов». Говоря об инциденте у села Хурвалети, когда во время демаркационных работ часть сельскохозяйсттвенных угодий села оказалась за линией границы, Панджикидзе отмечает: «В эти дни Грузия не получила практически никакой международной помощи, в чем вина очень слабой работы правительства. Нет нормальной коммуникации с нашими западными партнерами и не проведена работа с ними, которая нужна. Приоритеты властей Грузии на сегодняшний день неадекватны. Они занимаются открытием спортивных объектов, вместо того, чтобы обеспечивать безопасность страны».
Касаясь формата «Абашидзе-Карасин», Майя Панджикидзе утверждает, что этот формат исчерпал себя. Сейчас происходит искусственное поддержание формата. «На всречах Карасина и Абашидзе уже присутствуют представители министерства экономики Грузии и министерства транспорта РФ. Это порождает подозрения, что вопрос железной дороги через Абхазию в какой-то форме рассматривается в этом формате. Карасин постоянно заявлял об этом, а Абашидзе постоянно опровергал. Это опровержение не убедительно для меня», - заявляет бывший министр иностранных дел Грузии.
Газета «Сакартвелос амбеби» публикует материал об инциденте в Баку, когда во время футбольного мачта между клубами из Азербайджана и Грузии, часть болельщиков совершала антигрузинские действия, в частности, были зафиксированы факты сжигания флагов Грузии. С оценками событий выступили премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили и вице-премьер Кахи Каладзе. «Это обыкновенная провокация и такие провокации, конечно, никак не отразятся на наши дружественные отношения. Как в нашей стране есть провокаторы и авантюристы в виде националов, так и в Азербайджане», заявил премьер-министр. Каладзе практически повторил слова Гарибашвили и тоже обвинил во всем неких провокаторов.
Депутат парламента Грузии, председатель парламентского комитета по делам спорта и молодежи, Лери Хабелов отметил, что если этот факт не будет рассследован, то в будущем отношения между двумя странами могут испортиться. «Как мы знаем, у властей двух стран дружеские и ответственные отношения, но остаются еще общества с обеих сторон, часть которых не может контролировать свои эмоции и легко поддается на провокации, поэтому это должно быть осуждено и два государства должны взять ответственность на себя, иначе ситуация еще больше обострится», заявил Хабелов.
Положение в Панкисском ущелье и планы т.н. исламского государства в отношении Кавказа, в том числе Грузии, вновь обсуждались грузинскими СМИ в первой половине июля. Газета «Резонанси» от 3 июля помещает интервью с экспертами по Кавказу Мамукой Арешидзе и Алеко Квахадзе. По словам Арешидзе, создание «вилаята Кавказ», которое было объявлено от имени «исламского государства», может в скором времени привести к некоторым изменениям в тактике действия исламистов на Кавказе. Возможно, отныне боевики не будут отправляться в Сирию и Ирак, а будут оставаться на месте, чтобы создать сильный очаг сопротивления, говорит эксперт. Главное - понять, этих людей будут использовать как «идеологических работников» или как исламистских партизан.
По мнению Арешидзе, главная угроза все же направлена против Северного Кавказа, а не Грузии. «На Северном Кавказе находятся организованные «джамааты», а в Грузии такое есть только в Панкисском ущелье. Да и там мы больше имеем дело с идеологическим направлением. Мы не знаем, каковы масштабы и насколько организованы исламисты в регионе Квемо Картли. Главным фронтом будет Северный Кавказ, и не исключаю, что Северный Азербайджан», отмечает эксперт.
Алеко Квахадзе говорит, что раньше группировки на Северном Кавказе управлялись местными кадрами, поэтому от них не шли какие-то радикальные идеи в отношении Грузии. Теперь же «вилаят Кавказ» управляется лицами из Сирии и Ирака, в том числе теми, которые не имеют связей с этим регионом, поэтому прогнозировать то, какие задания будут приходить оттуда, практически невозможно. Однако Квахадзе выражает надежду, что в ближайшие несколько лет на Северном Кавказе не произойдет эскалации напряженности и он не ожидает сменты тактики борьбы против России от бывших лидеров «Имарата Кавказа», которые перешли в подчинение к «исламскому государству».
По информации Мамуки Арешидзе, «имарат Кавказа» практически лишился основной массы боевиков и на данный момент преданность к этой структуре сохраняют лишь джамаат Кабардино-Балкарии и некоторые аварские полевые командиры. «Для России могут начаться горячие дни и я считаю, что в этой ситуации должны начаться консультации между спецслужбами Грузии, Азербайджана и России, против этого фронта», говорит эксперт. О роли спецслужб говорит и Алеко Квахадзе. По его словам, «пока что граждане Грузии по привычной схеме будут направлятся в Сирию и Ирак. Рекрутирование лиц из Северного Кавказа должно происходить через Грузию или Азербайджан, что создает дополнительные проблемы для нас. Тем более, что Государственный департамент США отмечает, что транзит бойцов в Ирак и Сирию происходит через Грузию. Здесь главное, как будут действовать наши спецслужбы. Если они запустят процессы, мы можем получить непрогнозируемые результаты».
Эксперт по вопросам Кавказа Гела Хмаладзе в интервью агентству IPN говорит, что у лидеров «исламского государства» пока нет каких-либо выраженных интересов по отношению к Грузии. Как утверждает Хмаладзе, заявление «исламского государства» об учреждении «вилаятя Кавказ» касалось только региона Северного Кавказа и не подразумевало Южный Кавказ. Структура «имарата Кавказа» практически распалась и почти все полевые командиры перешли в ИГ, отмечает эксперт. Что касается Южного Кавказа, и конкретно Панкисского ущелья, со стороны «исламского государства» не было конкретных месседжей, кроме заявления отдельных экстремистов, но эти заявленияне принадлежали к более или менее влиятельным лицам в составе ИГ, говорит Гела Хмаладзе.
Эксперт во вопросам международного терроризма Бадри Начкебия в интервью газете «Квирис палитра» (5 июля) говорит, что если в сторону Северного Кавказа пойдут крупные финансовые потоки, то часть денег может попасть и на территориях, где компактно проживают мусульмане в Грузии: Квемо Картли, Панкиси, Аджария, а также Абхазия.
Газета «Резонанси» (13 июля) публикует интервью с бывшим заместителем начальника Генштаба Грузии и командующим первым грузинским контингентом в Афганистане, полковником Лаша Беридзе. Информацию о создании «вилаята Кавказ» полковник анализирует с неожиданной стороны. По его словам, ИГ не представляет на данном этапе прямую угрозу для Грузии, у них нет возможности осуществить прямое нападение. Угроза, по словам Беридзе, может быть косвенной и представлять собой какую-либо провокацию или теракт с определенным подтекстом. А сделать это, по мнению Беридзе, могут русские, а не представители «исламского государства».
На вопрос журналиста, можно ли считать, что в условиях существования исламской угрозы в Грузии больше ожидается «деструктивная активизация России, а не исламского государства», Беридзе отвечает: «Если мы проанализируем месседжи России, они пытаются использовать угрозу исламистов в собственных целях. В частности, в общественное мнение Грузии вбрасывается мнение, что только русские могут защитить христианское население Грузии от исламистов. Особенно активно используется тот фактор, что США и Запад опоздали с реагированием, чтобы защитить в Сирии и Ираке мирное христианское население».
В конце интервью Беридзе предлагает несколько рекоммендации властям Грузии, среди них: усиление спецслужб и вооруженных сил Грузии, а не их ослабление, что сегодня происходит; ведение информационной кампании в обществе, чтобы не произошла маргинализация живущих в Грузии мусульман, потому что в противном случае исламистам будет гораздо легче найти опору среди них; борьба с проявлениями исламофобии; усиление разведывательной и контрразведывательной работы, чтобы ограничить действия российских спецслужб на территории Грузии, так как на данном этапе для Грузии основную угрозу представляют скрытие провокации российских спецслужб, считает полковник Беридзе.
Азербайджан безопасность Грузия НАТО политика и право Россия терроризм