РЕФОРМЫ КОНСТИТУЦИИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРИВЕСТИ К ПОТРЯСЕНИЯМ В АРМЕНИИ
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 27.07.2015 | 20:26
1 комментариев
- Минская группа обеспокоена ситуацией в зоне НК конфликта и хочет организовать президентскую встречу. На днях министр иностранных дел России сказал, что для Москвы приоритетно разрешение Карабаxского конфликта, потом Джеймс Уорлик заявил, что разрешение конфликта невозможно без уточнения статуса Kарабаха. “Армения должна вернуть 7 районов” ,- сказал Уорлик. Как разрешится по Вашему новый переговорный раунд и когда звучат такие предложении, возможен прогресс?
- Заявление Уорлика вызвало большой интерес в СМИ, но по сути оно не содержит ничего нового. Много лет есть два разных подхода – поэтапный и пакетный, попытки их совместить пока остаются безрезультатными. На фоне нынешней напряженной ситуации в зоне конфликта возврат 7 районов без одновременного определения статуса Карабаха с надежными международными гарантиями безопасности резко изменит баланс сил в пользу Азербайджана. Это повысит вероятность новой полномасштабной войны, так как в Баку может возникнуть надежда на быстрое силовое решение карабахской проблемы. О том, насколько легко начать войну в современном мире свидетельствует все, что происходит к югу от Армении, причем тенденция расширения зон военных действий все более нарастает.
Очевидно, что Армения по призыву Уорлика или представителей других государств не может “возвратить 7 районов” или другие территории просто в надежде на добрую волю и миролюбие Азербайджана. Все новые переговорные раунды могут продолжаться еще очень долго. В мире есть насчитывающая более 300 лет проблема Гибралтара, еще множество территориальных споров, которые длятся многие десятилетия. Именно к таким “долгоиграющим” конфликтам относится карабахский конфликт, он слишком сложен, чтобы его можно было решить быстро. При этом ситуация развивается не в сторону снижения напряженности, а в противоположную сторону: об этом свидетельсвуют рост взаимной нетерпимости и вражбебности в обеих странах, рост военной напряженности на линии разграничения.
В этих условиях посредникам было бы полезнее не делать громкие заявления по поводу передачи тех или иных районов, а сосредоточиться на тех проблемах, без которых мирное решение невозможно в принципе. А это повышение уровня доверия между конфликтующими сторонами, снижение накала пропагандистской войны, разблокирование транспортных путей и многое другое. Только решая эти проблемы можно создать основу для мирного и взаимоприемлемого компромисса. Пока этого фактически не делается, поэтому нынешняя ситуация может оставаться без заметных изменений еще долгое время. Это на сегодняшний день представляется наиболее вероятным сценарием. Менее вероятен вариант коренного изменения ситуации в зоне конфликта в силу внешнего фактора (приход на Южный Кавказ сил радикального ислама, внутриполитическая дестабилизация Армении или Азербайджана и т.п.), но и этот сценарий нельзя исключать. Судя по всему власти Армении учитывают вероятность и этого сценария, об этом свидетельствуют предпринимаемые меры по совершенствованию системы коллективной безопасности и борьбе с международным терроризмом в рамках ОДКБ и в других форматах.
- В последнее время наблюдается эскалация ситуации в зоне конфликта. Насколько вероятно, на Ваш взгляд, возобновление военных действий в регионе?
- При условии сохранения нынешнего баланса сил в зоне карабахского конфликта вероятность начала новой войны не следует преувеличивать. Обострение ситуации происходит постоянно, это часть азербайджанской политики давления на Армению. Но для не имеющего надежных союзников в новой полномасштабной войне Азербайджана начинать такую войну было бы слишком опасным, а власти в Баку никак нельзя отнести к бездумным авантюристам типа М.Саакашвили.
Искус начать войну может в Баку возникнуть если там будут совершенно уверены в быстром и победоносном исходе войны. Пока никаких оснований для такой уверенности нет, более того, членство Армении в ОДКБ не может не оказывать сдерживающего влияния на Баку. Поэтому пока азербайджанское руководство продолжает следовать старой политике всемерного давления на Армению в надежде путем изматывания врага добиться его ослабления и капитуляции. Думаю, что после последних событий на проспекте Баграмяна вероятность внутриполитической дестабилизации в Армении под влиянием социально-экономических проблем оценивается в Баку как более высокая, чем прежде.
- Как Вы оцениваете вероятность усиления позиций Ирана в южнокавакзском регионе и в переговорном процессе НК конфликта? Возможно ли участие Ирана в Нагорно Карабахском конфликте?
- У Ирана слишком много своих проблем чтобы он имел возможность реально заниматься чужими. Влияние на ситуацию может оказать снятие наложенных на Иран экономических органичений, это может несколько улучшить ситуацию в зоне карабахского конфликта. Однако в целом все это вряд ли сильно повлияет на ситуацию. Подключение Ирана к переговорному процессу в той или иной роли возможно, так как и самому Тегерану важно укреплять свои позиции на международной арене. Однако ожидать от всего этого каких-то прорывов в решении карабахской проблемы не приходится по тем же причинам, по которым является неэффективной деятельность всех нынешних посредников в переговорном процессе.
- Спецкомиссия по конституционным реформам (СККР) опубликовала предварительный вариант проекта 1-7 глав новой Конституции. Подготовка проекта конституционных изменений близится к завершению, уже 1 августа он будет представлен президенту. Из проекта Конституции, некоторые эксперты говорят, что следует, что Серж Саргсян планирует совместить посты спикера и лидера правящей Республиканской партии Армении. Интересно как к таким развитиям относится Москва?
- Москва относится к этому как к внутреннему делу Армении. Мне не приходилось встречать упоминаний о привлечении российских специалистов к работе над проектом нынешних конституционных реформ. Однако предложенная концепция этих реформ получила одобрение Веницианской комиссии, которая, однако, подчеркнула: «…хотя документ основан на комплексном правовом анализе ситуации, определенные альтернативы, такие как выбор в пользу системы парламентского правления, содержат также политическую составляющую, что необходимо широко обсудить в стране». В заключении Венецианской комиссии есть ещё один интересный момент: «Люди, которые до сих пор привыкли к прямым выборам президента Республики, могут чувствовать себя лишенными права голоса. Если будет введено подобное изменение, то электорат и гражданское общество должны быть надлежащим образом информированы о причинах». Известно, что многие оппозиционные деятели в Армении расценивают инициированный властями процесс конституционных реформ как попытку оставить у власти нынешнего президента С.Саргсяна. В интересах России в этой ситуации чтобы реформы не привели к политическим потрясениям в Армении и способствовали бы ее более успешному политическому и социально-экономическому развитию. Это пошло бы на пользу развитию наших двусторонних отношений и стало бы свидетельством жизнеспособности тех интеграционных проектов, которые осуществляются Москвой на постсоветском пространстве.
По материалам: 168.am
Армения дипломатия Нагорный Карабах политика и право