НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ – ПО СТАРОЙ МЕТОДЕ?
ИНТЕРВЬЮ | ПОПУЛЯРНОЕ | Рубен САРКИСЯН | 22.07.2015 | 13:14
В многоаспектной общественно-политической жизни Армении периодически случаются всплески общественной активности по тому или иному поводу. Между тем, в информационном потоке не очень заметно проходят мероприятия, посвященные проекту реформы Основного Закона РА – Конституции. А ведь это основополагающий стержень дальнейшего развития общества. По мнению ряда специалистов, проект реформы Конституции в случае принятия, даст возможность Армении совершить огромный скачок в политико-правовой сфере, встать в ряды стран-лидеров демократических преобразований, повысить свой международный статус и имидж. Но, как свидетельствует практика, начало процесса реформ было инициировано не «низами», а по «по велению» свыше. Причем в момент, когда ни международная геополитическая ситуация, ни грянувший экономический кризис, к проведению (пусть и считающихся в перспективе благотворными) реформ не способствуют. Тем не менее, маховик запущен, и процесс изменений Основного закона страны набирает обороты. Общественная организация «Передовая группа общественных исследований» презентовала по итогам своих исследований труд, посвящённый проведению конституционных реформ в Армении. Мы попросили рассказать о них и поделиться своим мнением о ходе конституционных реформ в Армении Рубена Саркисяна, председателя общественной организации «Передовая группа общественных исследований».
- В чем состоит необходимость проведения конституционной реформы в столь тяжелые для страны времена?
- Этот вопрос как раз интересовал и нас. Когда в правительстве начали работу по изменению Конституции, был объявлен процесс реформы, тут же возник вопрос: почему, есть ли для этого потребность у общества? В принципе обоснования, которые были опубликованы, были интересны, даже чуть ли не оппозиционные. А проблемы, которые существуют в государстве – как в системе управления, так и в обществе в целом – волнуют всех. Нам было интересно понять, есть ли потребность в столь масштабных реформах со стороны общества? В действительности, самым главным фактором было то, чтобы вовлечь общество в этот процесс. Конституционные реформы обычно проходят в закрытом формате, на уровне политических клубов. Лидер государства, политические партии принимают решения, что отныне должно быть так и все. Общество принимает минимальное участие. Надо прийти и сказать «за» или «против». Идея нашего проекта состоит в том, что каждый может принимать участие в формировании Конституции. От этой темы мы пошли к социологии, чтобы включить в процесс больше людей. Мы провели социологическое исследование, в интервью приняло участие 1300 человек по всей Армении, по всем регионам: возрастная группа респондентов с 18 лет. Отдельное исследование провели среди экспертов. В исследовании приняли участие представители всех социальных слоев, получился полный спектр, включение всех возрастных групп, половых групп, уровень образования, сфера занятости и т.д. То есть, все возможности прикладной социлогии мы применили.
- И какова у вас допустимая погрешность?
- Погрешность – 2,7 %. Если говорить о потребности общества в проведении конституционных реформ, то однозначно можно сказать, что ее нет. Более актуальной проблемой является сегодня уровень доверия общества к самой власти. Общество с большим подозрением смотрит на её инициативы, даже на проведение самых лучших преобразований, исходя из опыта прошлых лет. Все проблемы начинаются из-за этого. И общественность, и экспертное сообщество задаются одним и тем же вопросом: почему именно сейчас, в чем насущная необходимость реформы Конституции? Нас интересовало, доверяют ли люди властям, изменится ли к лучшему положение, внутриполитический климат после проведения реформ? Однако проценты говорят об обратном. То есть уже есть определенный уровень недоверия со стороны общества к данному процессу. Недоверие формируется по многим причинам. Конституцию будут принимать через референдум. А референдум означает, что всё должно пройти через избирательную систему. А у самой избирательной системы существуют проблемы легитимности. Таким образом, уровень доверия к самой избирательной системе, насколько верно она показывает итоги выборов и референдумов, насколько сильно фальсифицируются их итоги, формы, механизмы формирования власти, – всё это вызывает вопросы у людей.
- Ваши исследования показали высокий уровень недоверия населения к проводимой реформе, к институту власти в целом. Но одно дело говорить, выражать недоверие, другое – допустить проведение реформ. Это достаточно распространенное явление...
- По итогам наших исследований, 60 % опрошенных утверждают, что потребности в изменении Коституции сегодня нет. Это исследование проводилось в прошлом году. На вопрос о том, насколько можно доверять процессу конституционных реформ, 48 % ответило, что полностью не доверяют; частично – соответственно 12 и 15 %. Итого 75 % людей относятся с недоверием к инициированной властями конституционной реформе. Тех, кто ответил, что потребность в реформах есть – 25,4% . У них мы поинтересовались: насколько можно поменять конституцию – полностью или частично?
- Конституция действительно нуждается в модернизации, изменениях. Но почему этот важный процесс инициируется самой властью? Есть мнения, что это делается для укрепления своих позиций, долголетия... Насколько это верно?
- Дело в том, что в руководстве страны есть люди, которые пользуются откровенным неприятием со стороны граждан. И это не два-три человека. Их присутствие во власти вызывает отторжение уже ко всей власти. Это, конечно, ненормально. Но механизмов избавления от них нет. И укрепление самой власти через конституционную реформу воспринимается как способ укрепления их власти.
- Судя по имеющимся оценкам, предлагаемый проект Конституции намного прогрессивнее, изменения некоторых статей делает ее одной из самых передовых и лучших в мире...
- От первой до седьмой главы проект новой Конституции опубликован. Первые три главы были опубликованы на сайте Венецианской комиссии (1), что, по крайней мере, странно. Если это Конституция Армении – было бы правильнее, чтобы первыми с нею ознакомились граждане той страны, которую ожидают реформы. У Венецианской комиссии есть нерушимый принцип публичности. Они публикуют на своем веб-сайте все документы. Почему публикуются там, а не здесь? Сейчас же здесь опубликованы только семь глав. Где остальные? И эта половинчатость вызывает негативное и подозрительное отношение к самому процессу. Если бы шли открытые обсуждения, своевременные публикации изменений в Конституции – было бы совсем другое отношение.
- Как вы думаете, с чем это связано? Почему такая осторожность?
- Осторожность – принцип работы власти. Старый стиль работы. Конституция – это все-таки для элиты. Не для каждого человека. Возможно, я ошибаюсь. А может просто наплевательское отношение…
- Судя по опубликованным семи главам, там действительно содержатся прогрессивные и передовые изменения в системе государственной власти...
- Прогрессивные изменения содержатся. Но если уже в процессе есть факторы, подрывающие доверие к реформам, это может привести в тупик. Конституция может быть самой прогрессивной, передовой, не иметь мировых аналогов. Конституции бывают такие, какие они есть, и такие, какие должны быть государства. Но они постепенно изменяются в зависимости от развития уровня страны, от социальных отношений. Но как бы мы хорошо не оформили Конституцию, главное, чтобы каждый человек действовал по этой Конституции, чтобы она была бы действующим Основным Законом. Это договор между каждым жителем Армении и государством, как он будет действовать дальше. А если договор изначально подрывается, Конституция перестает действовать.
- Для того, чтобы воспринимать прогрессивные реформы, само общество должно для этого созреть...
- Я тоже в свое время думал, что есть общество, элита, которая знает все. Сегодня армянское общество совсем по другому живет. На данный момент – это образованное, знающее, умеющее анализировать и измерять, определять что к чему сообщество. Об уровне правовых знаний можно сказать одно – очень высокое. В действительности люди хорошо разбираются что к чему. Даже не нужно быть хорошим юристом, чтобы понять правовой вопрос. Но у нас нет связи между гражданином и государственной правовой машиной. И в данный процесс, к сожалению, не все общество включено. Не проводится сбор и предоставление информации политическими партиями. Партии не являются представителями общества в целом. Можно сказать, что государственная машина управления серьезно отстает от развития общества. И тут начинаются основные проблемы. Те проблемы, которые есть сейчас, вероятнее всего, останутся таковыми и в дальнейшем.
- Можно сделать вывод, что предлагаемая конституционная реформа отражает реалии сегодняшнего дня, а не нацелена на будущее?
- Если говорить о системе управления - полупрезидентской, парламентской, то полупрезидентская реально может стать суперпрезидентской. Теперь в новой Конституции предлагается перейти к парламентской системе управления. В принципе, это большой шаг вперед. Но проблема в том, что сформировались ли у нас партийные институты или нет? Можно поднять планку, но это опять-таки реформирование сверху, а не снизу. Это может привести к большим проблемам. От президента перейдем к премьер-министру. В чем разница? Самые большие полномочия будут у него. Президент будет обладать статусом английской королевы, визитной карточкой страны, и все. Но решения будет принимать премьер-министр, президент лишь подписывать. То есть происходит перемещение полюса власти. А приведет ли это к положительным результатам – большой вопрос.
- Но ведь немало экспертов считают реформу необходимой...
- Есть специалисты, которые поддерживают реформу с оговоркой на передел глав, касающихся прав человека. Есть те, кто предлагает реформировать судебную систему. Это очень важно, потому что одна из долженствующих быть независимой ветвью власти – судебная система. Сегодня она у нас не независимая. Мнений много, сколько из них учитывается – ответить сложно. В нашем экспертном сообществе 36 человек, есть представители комиссии по реформе, представители академической сферы, юристы, правозащитники. То есть весь спектр представлен. Все кроме судебного департамента были включены в процесс.
- Меня несколько смущает, что ваши исследования проводились давно, а на политическом поле ситуация меняется чуть ли не ежечасно...
- Ситуация напоминает ту, при которой больную ногу предлагают не лечить, а ампутировать. Сама идея реформы хорошая, наши исследования проводились, когда была опубликована концепция реформы. Там говорилось о расширении избирательных прав, есть предложения дать избирательные права не только военным, но и заключенным, гражданам страны, которые находятся за ее пределами. Это важный аспект.
- Последние президентские выборы прошли без участия зарубежных армянских диаспор. В частности одной из многочисленных – российской.
Действующее законодательство Армении запрещает голосование за пределами страны, что вызывает справедливые нарекания.
- Получается, военным и заключенным можно будет голосовать, а гражданам Армении в России нет…
- Новая конституция дает возможность голосовать заключенным, преступления которых не являются особо тяжкими. А диаспорам эту возможность не дает. В новой конституции есть статьи по диаспорам, как будет формироваться парламент, права выборщиков. Непонятна поэтапность, что после чего будет. Много вопросов, на которых еще нет ответов.
- То что новый проект требует доработки, признают и в комиссии, готовы принимать предложения...
- Когда мы проводили исследования, у нас было два доклада. Один из них специально для комиссии. Мы им направили наши исследования. Передали материалы в парламент, всем парламентским политическим фракциям, Конституционному суду, его председателю, который является руководителем конституционной комиссии. Но в ответ ничего не услышали...
- Страна находится в экономическом кризисе. И проводить на этом фоне дорогостоящие мероприятия по конституционной реформе несколько странно... Возможно, решение принималось задолго до кризиса.
- Может быть, действуют логика: чтобы выжить, надо совершенствоваться, несмотря ни на что – идти вперед. В действительности в обществе совсем другое мнение. Посредством реформы президент Армении получит возможность оставаться во власти и дальше.
- Кстати это мнение я уже слышал... Причем неоднократно.
- Есть подход, что это нужно элите, чтобы укрепить свою власть. В основном превалирует то мнение, что более всего реформы нужны власти. Есть позиция, что не надо обсуждать проект реформ, поскольку выступят всё равно против. Мнение, что это нужно власти настолько сильно, что даже отклоняли наше предложение об участии в публичных обсуждениях, поскольку считали, что наша группа финансируется со стороны аппарата президента. Причем о причинах отказа участвовать также не говорят. Есть такой подход тоже.
- Мне не кажется, что если Армения примет новую усовершенствованную Конституцию, страна переживет катастрофу. Действующую Конституцию трудно назвать совершенной. В проекте новой Конституции прогрессивные начала видны невооруженным глазом. Я не вижу столкновения общественных интересов, противостояния власти и общества...
- Это настолько полномасштабное реформирование, что может привести к коллапсу. Система, привыкшая работать по определенным нормам, должна полностью измениться. А это чревато непредсказуемыми сдвигами и катастрофами. Изменение Конституции повлечет за собой изменение других законодательных актов. А любое правовое изменение – это большая нагрузка на госбюджет. Много законов в Армении требует реформирования. Но проблема настолько объемна, что госбюджет просто не потянет, особенно после девальвации армянской национальной валюты – драма. Можно обратиться за финансовой помощью проведению демократических реформ к западным странам, международным организациям, но насколько потянем мы сами, вот в чем вопрос. Предстоят огромные расходы, на которые в стране денег нет. Насколько это целесообразно сейчас – непонятно. Но то, что сам процесс затеян изнутри, это однозначно.
- С принятия последней Конституции прошло не так уж и много лет...
- Конституция не костюм, чтобы подгонять под ту или иную фигуру, находящуюся у власти. Претензии имеются к закрытости процесса, проблема недоверия к процессу реформирования, недоверие к представителям комиссии по реформированию конституции. Среди экспертов есть мнение, что причины недоверия к процессу реформирования является система отбора членов комиссии, а также уровень доверия к власти. Вызывает подозрение проведение мероприятий стахановскими темпами. Сегодня, например, состоялось заседание Центральной избирательной комиссии, где было заявлено о готовности к проведению референдума. А менять Конституцию стахановскими темпами – это признак нездоровья... Проблема, как упоминалось выше, состоит также в быстроте и закрытости процесса.
- Ваши исследования выявили активных сторонников проведения конституционных реформ?
- Их всего 2-3 %. Мы не выявляли, к какой социальной группе они относятся. Не исключено, что они находятся во власти или являются представителями провластных партий, которые поддерживают реформирование.
- Как вы думаете, будет ли принят проект реформы Конституции?
- У власти достаточно ресурсов, чтобы протащить любой проект. Хотя в последние годы в армянском обществе наблюдается качественный сдвиг. Последние события на проспекте маршала Баграмяна – яркое тому свидетельство. До этого была история с Пураком. Там хотели застройку провести, началось противостояние власти, победили протестующие. В конфликт вмешался президент. Затем прошла акция против повышения цен на транспорт. Потом реформирование пенсионного фонда, где протестующие заставили вернуть изъятые страховые взносы. И вот индексация цен на электричество. Такие самостийные движения в Армении стали расти и набирать силу. Ядро этих движений составляет молодежь, которая совсем по-другому мыслит. Она умеет быстро объединяться, трансформироваться. Те, кто считают себя лидерами движения, могут одномоментно оказаться вне игры. И если вот эта новая, неуправляемая сила найдёт, что реформа Конституции Армении не нужна, референдум может не состояться. Более того, она сможет снести всех, кто считает себя контролерами. Можно сказать, что процесс реформы Конституции пройдет, если не произойдет противостояния власти и нового протестного движения. А опасность этого чрезвычайно высока.
(1) Полное название Европейская комиссия за демократию через право (European Commission for Democracy through Law) — консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году.
Интервью подготовил Эдвард Сахинов, специально для kavkazoved.info
Армения политика и право