РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В АБХАЗИИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр КРЫЛОВ | 21.07.2015 | 14:31
От редакции. Вопросы религиозно-политической ситуации в Республике Абхазия были затронуты в выступлении Василия Авидзба в ходе международной научной конференции «Религия и политика на Юге России: аспекты взаимодействия». В этой связи мы сочли целесообразным поместить данную статью в сборник материалов конференции с тем, чтобы напомнить об основных выводах, содержащихся в исследованиях Александра Крылова на эту тему.
Годы, прошедшие после распада СССР, стали временем возрождения сохраненных абхазами традиций, обычаев и самобытной дохристианской религии. В условиях политической нестабильности важную роль в жизни абхазского социума сыграла традиционная религия, которая сохранилась у абхазов вопреки таким обстоятельствам, как официальное обращение абасгов (предков современных абхазов) в христианство в VI в., произошедшее в XVI-XVIII вв. распространение в их среде ислама, затем период активного «восстановления христианства» (1810-1917 гг.), и, наконец, семь десятилетий господства государственного атеизма.
Традиционная религия абхазов – это автохтонная религия, которая сложилась у абхазов в процессе их исторического развития без формообразующего воздействия мировых религий. Эта религия часто называется «языческой» из-за получившей широкое распространение богословской терминологии негативно-оценочного характера. На недопустимость ее использования в науке указывал крупнейший отечественный религиовед С.А. Токарев: «Об употребляемых иногда обозначениях – «языческие религии», «идолопоклонство» и т.п. – нечего и говорить: им место разве лишь в церковно-миссионерской литературе, а никак не в научной» (1). Это в полной мере относится к утверждениям о «языческой религии» абхазов, которые делались в прошлом и, к сожалению, продолжают повторяться до сих пор.
Собранные в ходе многолетних полевых исследований в Абхазии данные о религиозных представлениях и ритуалах в традиционной религии абхазов не подтверждают распространенного до сих пор мнения о политеизме (язычестве) абхазов (2). Эти данные свидетельствуют о том, что традиционная религия абхазов – это монотеистическая религия, ее центральной идеей является существование единого Бога-Творца (Анцэа). Анцэа бесконечно множественен в своих проявлениях, он является первоисточником всего сущего, по его воле существуют ангелы-хранители (апаимбары), обеспечивающие абхазам защиту и благоденствие.
Традиционная религия абхазов отвечает определению теизма, в котором мир есть осуществление божественного промысла, а абсолютно бесконечный Бог стоит над миром и человеком, и определению «строгого монотеизма», где Бог является единственным источником добра и зла (к которому, по мнению многих религиоведов, нельзя отнести христианство и ислам). Эта религия представляет собой систему религиозных взглядов, канонов и ритуалов, которая сформировалась у абхазов в процессе длительного исторического развития. Несмотря на значительное количество локальных разновидностей, это – единая религия, в которой сохраняются устойчивые основополагающие представления и ритуальная практика. Степень влияния на эту религию со стороны иудаизма, христианства и ислама была незначительной и таким образом ее нельзя отнести к синкретическим религиям.
Отсутствие в абхазской традиционной религии профессионального жречества, составляющего в обществе отдельное сословие, способствовало сохранению передававшихся из поколения в поколение древних представлений и обрядовой практики. Они не были продуктом какой-то определенной исторической эпохи, в них как бы в спрессованном виде присутствуют все пройденные этим народом стадии развития. Сходные с абхазами монотеистические представления и ритуальная практика бытовали в прошлом и сохраняются до сих пор у многих других народов Кавказа. Наиболее наглядно это проявляется у осетин, также сохранивших до наших дней собственную традиционную религию (3).
Сохраняющееся влияние традиционной религии объясняет почти полное отсутствие в среде абхазов мировоззренческих разногласий и бытовых различий между людьми, формально относящими себя по религиозной принадлежности к христианам и мусульманам. В своей истории абхазы, сохранявшие приверженность религиозным представлениям своих предков, под давлением политических обстоятельств были вынуждены объявлять себя христианами, мусульманами и атеистами. Однако у них не было двоеверия: вне политики, в народной массе, продолжала господствовать традиционная религия, и именно этот народный, а не официально-государственный характер данной религии получил отражение в получившем широкое распространение термине «народная религия абхазов».
В Абхазии христианство, ислам (и атеизм) играли в первую очередь роль не религии, а официальной государственной идеологии. Именно на политическую роль мировых религий на Кавказе указывал еще в 1833 г. Фредерик Дюбуа де Монпере, подчеркивавший, что завоеватели всегда стремились использовать христианство и ислам для утверждения своих позиций на Западном Кавказе. По его мнению, это привело местное население «к глубокому равнодушию как к той, так и к другой религии и полному возврату к древним суевериям» (4).
Официальное принятие христианства или ислама свидетельствовало не о переходе абхазов в новую веру, а о политической лояльности их правителей по отношению к утверждавшим свое правление в регионе державам (Византия, Османская империя, Россия). О том, что это мало сказывалось на жизни народов Западного Кавказа указывает все тот же Фредерик Дюбуа де Монпере: «Только черкесские князья и знать – мусульмане соблюдают магометанские обряды, но они выполняют их только ради успокоения совести и с полным равнодушием, насмехаясь зачастую над всеми этими церемониями. Черкес из народа в сущности все тот же язычник» (5). Именно этим объясняется та легкость, с которой абхазы номинально переходили в новую веру, а затем, в случае изменения политической обстановки, отказывались от, казалось бы, безраздельно господствовавших в их среде в течение длительного времени мировых религий.
О том, что переход абхазов в новую веру имел характер политического акта и носил формальный характер, свидетельствуют события ХI в., когда, как отмечал абхазский историк М.М. Гунба, «с исчезновением абхазской царской династии в Абхазии прекращается церковное строительство. Это обстоятельство можно объяснить не иначе как отмиранием христианства в Абхазии. Если в Грузии в ХI-ХIII вв. процветало христианство, тогда почему в Абхазии другая ситуация? В мировом масштабе ничего не произошло в христианстве. Значит, причины падения христианства в самой Абхазии, в ее негативном отношении к христианству» (6).
Подобное развитие событий было названо М.М. Гунба загадочным (7). Действительно, произошедшему трудно найти объяснение, если не учитывать разницы между религией как официальной государственной идеологией и народной религией. У абхазов это были совершенно разные религии. Поэтому справедливо отмеченный М.М. Гунба полный упадок христианства в Абхазии после переезда царского двора в Кутаиси представляется вполне закономерным именно в силу изменения политической конъюнктуры в ситуации, когда подавляющее большинство местного населения в течение многих столетий лишь формально числилось христианами, а на деле сохраняло приверженность собственной традиционной религии. То же самое произошло после распада СССР с, казалось бы, безусловно господствовавшим многие десятилетия ХХ в. атеизмом. Естественно, что приверженность абхазов собственной традиционной религии отнюдь не исключает наличия в их среде в прошлом и в настоящем искренних адептов христианства, ислама и других религий, а также атеизма.
Примечания
(1) Токарев С.А. Ранние формы религии. М. 1990. С. 24.
(2) См. подробнее: Крылов А.Б. Религия и традиции абхазов (по материалам полевых исследований 1994-2000 гг.). М.: ИВ РАН. 2001.
(3) Подробнее см.: Басилов В.Н., Кобычев В.П. Николайи кувд (осетинское празднество в честь патрона селения) // Кавказский этнографический сборник. Т. 6. М. 1976; Крылов А.Б. Абхазия. Осетинское святилище Ирон дзуар в Пицунде // Азия и Африка сегодня. № 3. 2000; Чибиров Л.А. Традиционная духовная культура осетин. М. 2008.
(4) Дюбуа де Монпере Фредерик. Путешествие вокруг Кавказа. У черкесов и абхазов в Колхиде, в Грузии, в Армении и в Крыму. Т. 1. Сухуми. 1937. (пер. с фр.). С. 53.
(5) Там же.
(6) Гунба М.М. Абхазия во II тысячелетии нашей эры (XI-XIII вв.). Сухум. 1999. С. 155.
(7) Там же.
Абхазия традиционализм