РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ АБХАЗСКИХ УЧЕНЫХ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Василий АВИДЗБА | 19.07.2015 | 09:48
Обозначенные понятия – и религия, и политика – для абхазских ученых стали предметом исследования достаточно давно. Но здесь необходимо иметь в виду одно очень важное обстоятельство, а именно то, что абхазские исследователи начинали свою работу не на голом месте. Они пользовались богатым описательным и исследовательским материалом, оставленным путешественниками, естествоиспытателями, краеведами и учеными.
Сведения об истории религии абхазов, их религиозном состоянии в достаточно большом количестве мы встречаем в официальных документах. Это различного рода докладные записки, рапорты, отношения российских чиновников, военных, священнослужителей, а также воспоминания, обозрения, статьи и корреспонденции авторов, в разное время служивших, работавших или просто побывавших в Абхазии. Из такого круга источников выделим следующих авторов XIX – начала ХХ вв.: С. Броневского, М. Серебрякова, М. Селезнева, Л. Люлье, Ф. Торнау, Г. Филипсона, П. Услара, И. Бартоломея.
В различных периодических изданиях («Кавказ», «Кавказский сборник», «Церковные ведомости», «Русская старина», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описаний местностей и племен Кавказа», «Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества», «Акты Кавказской археографической комиссии» и др.) публиковались работы о вероисповедании кавказских народов, в том числе, абхазов. Мы имеем в виду публикации С. Пушкарева, Д. Бакрадзе, И. Аверкиева, А. Введенского, В. Чернявского, А. Миллера, Н. Альбова, К. Мачавариани, Н. Джанашия, А. Дирра, Н. Марра, С. Алферова и др.
Если же говорить об этнических абхазах, то раньше всех эту тему, как, впрочем, и многие другие, затронул С.Т. Званба, который по праву считается первым абхазским этнографом. В 1853 г. в газете «Кавказ» он опубликовал статью «Обряд жертвоприношения св. Победоносцу Георгию, совершаемый ежегодно абхазами», а спустя два года, в 1855 г., другую очень ценную статью в той же газете под заголовком «Абхазская мифология и религиозные поверья и обрядности между жителями Абхазии». Эти статьи в числе других этнографических работ С. Званба дважды в 1955 и 1982 гг. выходили в свет под редакцией и с обстоятельным предисловием Г.А. Дзидзария.
Из работ, опубликованных в начале ХХ в., следует отметить статьи Н. Джанашия «Религиозные верования абхазов» и «О религиозных верованиях абхазов», напечатанные в журнале «Христианский Восток» (1915), а также статьи, описывающие религиозные ритуалы: Н. Патейпа «Молния Лейбовых» (1912), А. Чукбар «Ет-ных Аг-ных (божество Ампаровых)» (1912) и Н. Ладария «Священная гора Дыдрыпш» (1913) в журнале «Сотрудник Закавказской миссии».
Настоящее научное осмысление религиозной проблематики Абхазии происходит в ХХ в., а становление ее как системного научного направления происходит, как это ни парадоксально, уже в советское время. Это связано, прежде всего, с созданием научных учреждений и появлением профессиональных, прошедших специальную подготовку, научных кадров. Правда, в этот период в исследованиях акцент делается на истории религиозных верований абхазов, т.е. преобладает диахронный метод изучения, при котором синхронный подход играет значительно меньшую роль, в связи с господствовавшей атеистической доктриной. Из работ первых десятилетий советского периода, посвященных религиозных тематике, следует назвать исследования Д.И. Гулиа «Божество охоты и охотничий язык у абхазов» (1926) и «Культ козла у абхазов» (1928), а также раздел о религии в книге С.П. Басария «Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношениях». В ряде исследований, поднявших на более высокую ступень этнографическую науку об Абхазии и религиоведение в частности, в первую очередь следует назвать работу Г.Ф. Чурсина. Несмотря на то, что его «Материалы по этнографии Абхазии» не были завершены и вышли только через 17 лет после смерти автора, рукопись была известна исследователям, а после издания стала настольной книгой по данной теме.
Позже, уже во второй половине века, появляются фундаментальные работы Л.Х. Акаба – «У истоков религии абхазов» (1979) и «Исторические корни архаических ритуалов абхазов» (1984). В них, на основе скрупулезного изучения литературы и богатого полевого материала, предпринята попытка системного изложения исторической эволюции традиционной религии абхазов и связанных с ней ритуалов и обрядов. Не остались без внимания роль и место мусульманства в Абхазии, которые отражены в книге Г.В. Смыр «Ислам в Абхазии и пути преодоления его пережитков в современных условиях» (1972). Тот же автор, уже в постсоветское время, издает брошюру «Исламский фактор в Абхазии и на Северном Кавказе: правда и домыслы» (1994).
В ряду религиоведческих работ особое место занимает исследования Ц.Н. Бжания. В частности, раздел «Об основных пережитках религиозных верований абхазов», вошедший в посмертное издание его книги «Из истории хозяйства и культуры абхазов» (1973). В этой работе автором рассмотрены вопросы о соотношении язычества, христианства и мусульманства у абхазов, об их языческом пантеоне, о христианских и мусульманских праздниках и обрядах. Религиозная тематика занимала немалое место в работах философов И. Тарба и М. Квициния.
После распада СССР резко возросло количество публикаций, отражающих различные аспекты религии, в том числе, её историю, формы бытования в современных условиях. Первым, кто написал капитальную научную монографию, на основе проведенных многолетних экспедиций в Абхазии, был А.Б. Крылов. Его работы о традициях и религии абхазов пробудили интерес других исследователей (в том числе и абхазских) к этим проблемам. На мой взгляд, недостаточную оценку получил крайне важный вывод автора о монотеистической сущности абхазской традиционной религии. По словам А.Б. Крылова, «собранные сведения о религиозных представлениях и ритуалах абхазов наглядно свидетельствуют, что в данном случае мы имеем дело с монотеистической религией, центральной идеей которой является существование единого Бога – творца (Анцъа). Анцъа бесконечно множественен в своих проявлениях, он является первоисточником всего сущего, по его воле существуют апаимбары – ангелы-хранители, обеспечивающие защиту и благоденствие отдельных ажъла и абипар, общин и всего абхазского народа, Абхазии».
Доводы А. Крылова не были напрямую аргументированно опровергнуты, их просто проигнорировали. Свидетельством тому является постоянное увязывание традиционной абхазской религии с язычеством, которое имеет место в публикациях не только представителей духовенства, но и ученых.
Изучение вопросов религии в последние десятилетия идет в двух направлениях. Во-первых – это история религии Абхазии и религиозных верований абхазов, во-вторых – современное религиозное состояние общества. Первое направление представлено книгами Е. Аджинджала «Из истории христианства в Абхазии» (2000), Д. Чачхалиа «Православная Абхазия» (1994) и «Абхазская Православная церковь» (1997). В основном в том же ключе, т.е. в историческом плане, но уже для более поздних периодов рассмотрены вопросы религии в работах М. Квициния.
Истории создания и функционирования Ново-афонского монастыря посвящены статьи Э. Чкок-Эшба, опубликованные в различных журналах и сборниках. В работах Р. Барцыц и А. Бройдо, посвященных вопросам религии абхазов, предпринята попытка сравнительного анализа исторических форм бытования традиционной религии и ее современных проявлений. В начале нынешнего века вышла книга «Молодежь Абхазии и религия» (2005) А. Гумба. Молодые ученые также обращаются к религиозной тематике. Имею в виду работы Э. Эшба, которая опубликовала статьи «О ситуации в Абхазии», «Религиозный облик Абхазии и современность» и др. К сожалению, авторы, после публикации своих работ, прекращают работы в этом направлении, видимо, считая тему закрытой. А между тем, как известно, жизнь не стоит на месте, и религиозное сознание общества может динамично изменяться.
В последние годы интерес к изучению традиционной религии проявляет В.Л. Бигуаа, который издал по данной теме несколько работ. В наиболее полной и обобщающей монографии «Вопросы традиционной религии и бытовой культуры абхазов» (2012) автор путем структурного анализа исследуемого материала предпринял попытку реконструкции традиционных форм религии абхазов, рассматривая ее как высшую стадию политеистических верований, которую он определяет термином «супермотеизм».
Особое место среди работ о религии занимают исследования о. Дорофея (Дмитрий Дбар) «Из истории Абхазского Католикосата» (1997), «Религиозные тенденции в современной Абхазии» (1999), «История христианства в Абхазии в первом тысячелетии» (2001; 2015), «Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви» (2006), «Православная церковь в Абхазии: прошлое, настоящее, будущее» (2012). Работы этого автора отличаются привлечением большого количества новых источников – архивных материалов и литературы, написанной на западноевропейских языках. В то же время он, будучи священнослужителем, излагает свой материал с определенной точки зрения, но теологический подход не умаляет значимости и научного достоинства его работ.
Что касается политической тематики, то нужно заметить, что все, что написано по истории Абхазии, в той или иной степени касается политики. Поскольку количество работ велико, в полном объеме раскрыть обозначенную тему не представляется возможным. Поэтому мы ограничимся обзором наиболее значимых публикаций, изданных в постсоветское время. При этом необходимо отметить, что основная направленность работ абхазских ученых последних двух десятилетий связана с военной тематикой. Весь корпус подобных исследований в жанровом отношении можно разделить на монографические работы, сборники документов и материалов, сборники научно-публицистических статей и мемуарную литературу.
К первой категории работ относится книга В.М. Пачулия «Грузино-абхазская война. 1992-1993» (2010). Основой для ее написания послужили документы архива Министерства обороны РА, полевые материалы, а также личные воспоминания автора, служившего в период войны в Генеральном штабе Вооруженных сил Абхазии. В этой работе хронологически изложены основные этапы войны, показаны итоги, уроки и предпосылки победы Абхазии в войне.
С.З. Лакоба изданы две книги: «Абхазия-де-факто или Грузия-де-юре» (2001) и «Ответ историкам из Тбилиси» (2001). В первой из них автор акцентирует внимание на политике России в грузино-абхазском конфликте, рассматривая ее во взаимосвязи с общекавказскими и мировыми процессами.
Особо следует отметить исследования по данной тематике А.Ф. Авидзба. Им написаны три монографии: «Отечественная война (1992–1993 гг.). Вопросы военно-политической истории Абхазии» (2008), «Абхазия и Грузия: Завтра была война. (О абхазо-грузинских отношениях в 1988–1992 годы)» (2012) и «Проблемы военно-политической истории Отечественной войны в Абхазии (1992-1993 гг.)» (2013). Из них выделим последнюю работу, представляющую собой двухтомник. В ней наиболее полно изложены события, предшествовавшие началу войны, предложена ее периодизация. События военной поры в Абхазии рассматриваются в контексте региональных и глобальных геополитических процессов. Также отмечена роль и значение Конфедерации горских народов Кавказа и всего добровольческого движения в поддержку Абхазии в ходе отражения грузинской агрессии. В работе прослежены динамика и трансформация позиции России и ведущих акторов международного сообщества в ходе войны.
Брошюра Е. К. Аджинджал «Абхазская реконкиста и международное право» (2002) посвящена юридической тематике, в частности, праву народов на самоопределение. В ней на основе международно-правовых документов освещается борьба абхазского народа за политическое самоопределение и создание независимого государства.
Работа Т.А. Ачугба «Этническая история абхазов XIX–XX вв. Этнополитические и миграционные аспекты» (2010) является обобщающим исследованием по этнической истории означенного периода. Особое внимание в книге уделяется этнополитическим и миграционным аспектам, оказывавшим негативное влияние на этнокультурное и демографическое развитие абхазского народа.
Важной частью исследования различных аспектов Отечественной войны в Абхазии (1992–1993) являются сборники документов и материалов. В частности Г. Амкуаб и Т. Илларионова издали сборник «Абхазия: хроника необъявленной войны» (Часть 1, М., 1992), который охватывает события с 14 августа по 14 сентября 1992 г. В течение 1993 г. в Москве было издано еще три части этого сборника, их составителем являлся Г. Амкуаб. Каждая часть хронологически охватывает период в один месяц.
Сборник «Белая книга Абхазии. 1992–1993», составленный Ю.Н. Вороновым, П.В. Флоренским и Т.А. Шутовой был также издан в Москве (1993). В книге собраны документы, материалы, факты, личные свидетельства очевидцев и потерпевших. Представлены также официальные документы, краткий обзор истории абхазского народа, дана информация о положении этнических общин в Абхазии. Основное внимание уделено трагическим последствиям войны и оккупации для экономики, культуры, экологии и демографической ситуации в Абхазии.
Большой материал представлен в двухтомнике «Отечественная война Абхазии и "грузинские беженцы"», составленном Т.А. Ачугба (2003). В сборник включены архивные документы, материалы следствия и периодической печати, свидетельствующие об осуществлении этнической чистки негрузинского населения на оккупированной части территории Абхазии.
В 2014 г. издан сборник документов и материалов «Добровольцы в Отечественной войне Абхазии», в который вошли документы, освещающие участие в войне добровольцев из Северного Кавказа, представителей казачества Юга России и абхазской диаспоры.
Третью группу публикаций о войне 1992–1993 гг. в Абхазии составляют различные сборники статей, очерков и научно-публицистические работы. Остановимся на некоторых из них.
В. Хагба издал книгу «Международное право и агрессия Грузии» (1995), представляющий собой сборник статей, опубликованных в абхазской прессе во время войны. Л.Р. Хагба опубликовала сборник «Их души тают над горами…», выдержавший два издания (2003, 2013). В книге собраны очерки про добровольцев из трех республик – Адыгеи, Кабадино-Балкарии и Карачаево-Черкессии – погибших за свободу Абхазии.
О.Б. Шамба составил сборник «Летопись войны: грузинские беженцы – кто они?» (2004). Основу книги составляют передачи абхазского радио, прозвучавшие в эфире в 1992–1993 гг. Особенно впечатляют тексты репортажей под рубрикой «Наш корреспондент из Сухума сообщает», в которых даны материалы из оккупированной столицы Абхазии, доставлявшиеся в Гудауту с риском для жизни.
Научных и научно-популярных работ абхазских авторов, посвященных политической проблематике, насчитывается более сотни. И они, безусловно, заслуживают специального изучения и осмысления, что невозможно сделать в рамках данной обзорной статьи. Поэтому ограничимся перечислением, на наш взгляд наиболее важных из них: В.В. Шария «Абхазская трагедия» (1994); Ю.Н. Воронов «Боль моя Абхазия» (1995), представляющая собой сборник статей и интервью о войне в Абхазии, опубликованных в основном в российской прессе; Б.Р. Джапуа «Фронт восходящего солнца» (2008), посвященная ходу боевых действий на Восточном фронте в 1992-1993 гг.; К.Н. Думаа «Апостолы грузинского шовинизма» (1997) и «Грузино-абхазская война: мифы и реалии» (2002); С. Жидков «Бросок малой империи» (1996) и «Зерна мятежа. (Очерки истории национально-освободительной борьбы в г. Ткварчели (1977-1991)» (2011).
Следует также выделить книги, посвященные жизни и деятельности Первого Президента Абхазии: В.К. Зантариа «Слово о Первом Президенте» (2008, 2014); «Наш Владислав» (Автор проекта К. Хагба, сост. В. Зантариа) (2010); «Эпоха Ардзинба» (Автор проекта Г. Аламиа) (2009). В названные работы вошли фрагменты из выступлений, интервью и бесед В. Ардзинба, а также размышления о нем абхазских и зарубежных авторов. Работа В.З. Чамагуа «Эпоха Владислава. Хроники» (2013) представляет собой сборник очерков, написанных на основании свидетельств и воспоминаний В. Ардзинба и его бесед с автором книги. В книге «Мы шли на смерть, чтобы жить» (2011) собраны интервью и выступления В.Г. Ардзинба за 1992–2005 гг.
Необходимо отметить и то, что в 2007 г. в АбИГИ им. Д.И. Гулиа был открыт новый отдел – политологии и конфликтологии. Сотрудниками этого отдела подготовлен и издан сборник «Документы по политической истории Абхазии» (2012) в трех томах (4-х книгах), куда вошли документы ООН по Абхазии (1992-2009 гг.). Среди них – все без исключения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, доклады Генеральных секретарей, другие документы ООН. В этих документах отражаются противостояние Абхазии и Грузии и позиция международного сообщества по данному вопросу. Руководитель нового отдела В.А. Чирикба издал книгу «Международно-правовой статус Республики Абхазия» (2013), в которой обосновывается международно-правовая легитимность абхазского государства. Свой вклад в политологическую науку Абхазии вносят и представители НПО, чьи статьи регулярно публикуются в сборниках, издаваемых различными зарубежными фондами.
Суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: вопросам религии и политики абхазские исследователи уделяют большое внимание, при этом нужно отметить, что, если раньше в работах политика была больше сопряжена с историей, то в последние годы начали появляться чисто политологические работы, где проблемные вопросы истории занимают меньше места. В Абхазии появились молодые ученые, защитившие диссертации по политологии, а это дает основание надеяться, что данное научное направление в республике имеет перспективу.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Абхазия историография