АРМЕНИЮ РОЛЬ ГРЕЦИИ НЕ ПРЕЛЬЩАЕТ
Публикации | Саркис МАРТИРОСЯН | 16.07.2015 | 20:08
Финансово-экономическое и социальное положение Армении с начала года остается достаточно сложным. Налицо те же проблемы, о которых «Ритм Евразии» уже писал ранее (недобор налогов в казну, снижение объема трансфертов от трудовых мигрантов). В определенной степени это объясняется нынешним положением дел в экономике России: в первые месяцы года денежные переводы оттуда сократились наполовину. Показатели экспорта и импорта также уменьшились. Впрочем, секторальные санкции против России аукнулись не только в Армении, но практически в абсолютном большинстве стран постсоветского пространства.
В начале июня руководитель офиса МВФ в Ереване Тереза Дабан Санчес озвучила новые прогнозы по состоянию экономики страны. Отчасти неблагоприятную ситуацию она связывает с падением цены на нефть. Говоря об экономическом развитии страны пребывания, Т. Санчес отметила тесную связь Армении с Россией. «В 2015 году в Армении не будет отмечен экономический рост, поскольку влияние России скажется также на РА. Прежде наши прогнозы в отношении Армении были более положительными, прогнозировался 4–5-процентный рост, но вследствие некоторых имеющихся изменений полагаем, что в Армении в 2015 году не будет зафиксирован экономический рост. В 2016 году изменения уже возможны, и мы прогнозируем их», – заявила она.
В свете вышеизложенного ситуация с бюджетом продолжает оставаться очень сложной. По итогам первых пяти месяцев поступления в бюджет составили всего 436 млрд. драм (при курсе 1 доллар США = 475 драмов), что всего лишь на 3 млрд. драмов (или 0,6%) больше, чем в первые 5 месяцев 2014 года. На первый взгляд, это не так уж и плохо, но если принять во внимание девальвацию драма в декабре прошлого года, то можно констатировать: доходы бюджета снизились по сравнению с прошлогодними на 150 млн. долларов, или на 13%. Расходы бюджета за тот же период с.г. ушли в минус, превысив 36 млрд. драмов. Между тем год назад бюджет был «в плюсе», и доходы превышали расходы на 18 млрд драмов.
Как уже отмечалось, официальная статистика не отражает реального состояния дел с бюджетом. Так, она утверждает, что в первые 5 месяцев нынешнего года имел место рост ВВП на 2,8%, но очевидно, что этот рост должен сопровождаться повышением поступлений налогов в казну, которого, как показано выше, нет. Другое дело, что ситуация могла бы быть куда более негативной, но роль демпфера, неожиданно для многих местных наблюдателей, сыграло членство Армении в ЕАЭС. Речь идет о росте таможенных сборов на 28%, т.к. начиная со 2 января 2015 года они взимаются по новой таможенной шкале. Вне зависимости от того, какие сборы удается обеспечить таможне Армении, страна получает 1,13% от суммы общих таможенных сборов ЕАЭС. Этим и объясняется то обстоятельство, что за первые 5 месяцев текущего года бюджет получил 25 млрд. драмов – своеобразный рекорд (для сравнения: в прошлом году было собрано 19 млрд. драмов). Пожалуй, можно констатировать, что это первый реальный, а не виртуальный результат членства страны в ЕАЭС. Пусть он не очень велик, но устойчив и осязаем.
Определенным спасательным кругом для хотя бы относительной стабилизации финансовой ситуации может стать повышение доходов от экспорта меди и рост доходов от экспорта плодо-овощной продукции (прежде всего абрикосов), в том числе в Россию. Так вот, по сведениям Министерства сельского хозяйства, за первые полгода из страны экспортировано более 40 тыс. тонн свежих фруктов и овощей. За аналогичный период прошлого года эта цифра была существенно ниже – 25,7 тыс. тонн. Экспортировано абрикосов почти 14,5 тыс. тонн (в прошлом году – 1,8 тыс.) и вишни – около 1,3 тыс. тонн (в прошлом году за тот же период всего 370 тонн). Армянская вишня экспортируется в Россию, Казахстан, Беларусь, Грузию, ОАЭ и Швейцарию.
Таким образом, налицо некоторая тенденция к тому, что существенное повышение экспорта плодоовощной продукции действительно сможет помочь смягчить непростую ситуацию в финансовой сфере. Директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин уверен, что Россия – это тот рынок, на который должно быть нацелено экспортное производство Армении. По его мнению, основным направлением экспорта является сельское хозяйство: «Российский рынок, местные политики и структуры должны гарантировать сбыт сельскохозяйственной продукции из Армении».
Но по-прежнему одной из главных проблем страны остается ее долг, который продолжает стремительно расти. Так, согласно официальным прогнозам правительства, государственный долг к концу текущего года достигнет 4,9 млрд. долларов, что составит 45,5% от объема ВВП. В действительности, по мнению независимых экспертов, поскольку, как было упомянуто выше, ожидается нулевой рост ВВП, уровень государственного долга составит 55-57% от уровня ВВП.
Несмотря на это, правительство, не желая проводить структурных и иных реформ, продолжает брать в долг. Заметим, что экономика Армении остается единственной в регионе, которая так до конца и не восстановилась после кризиса 2009 года (ВВП в 2008 году составлял 11,6 млрд. долларов, а в 2014 году – 11 млрд.). В лучшем случае, если сбудутся прогнозы МВФ, страна лишь повторит прошлогодний результат. Таким образом, объем государственного долга по сравнению с 2008 годом, т.е. в течение 7 лет, вырастет в 2,5 раза.
Отметим, что в объем государственного долга не включены некоторые суммы, которые были выделены теми или иными хозяйствующими субъектами «под гарантии правительства». К примеру, Ереванская ТЭС «по просьбе» правительства взяла кредит в 50 млн. долларов в одном из банков, для того чтобы выплатить долг по зарплате сотрудникам ПО «Наирит». Поэтому есть вероятность того, что до конца года уровень государственного долга достигнет даже 60 % от ВВП.
Ранее мы уже сообщали о правительственном законопроекте относительно поправок к закону «О государственном долге» и о том, какие проблемы это может создать для стабильности финансовой системы страны. Как и следовало ожидать, руководство офиса МВФ в лице вышеупомянутой Терезы Дабан Санчес не могло не обратить внимания на этот проект. Ею уже замечено то обстоятельство, что правительство с помощью указанного проекта закона пытается на примере других стран разделить долги правительства и Центрального банка. Хотя такая дифференциация очень важна для прозрачности, для МВФ разделение этих долгов не важно: согласно методологии, принятой в организации, этот долг рассматривается как одно целое. При этом МВФ отмечает, что в вопросе долгов правительство приблизилось к тревожному рубежу. Международный финансовый институт рекомендует правительству Армении разработать среднесрочную фискальную программу, а также следовать программе снижения дефицита государственного бюджета.
Предполагается, что новые прогнозы по состоянию экономики будут сделаны в сентябре. Но уже очевидно, что они будут связаны с российской ситуацией, прежде всего с ценами на нефть и газ и тенденциями в строительстве (именно в этом секторе экономики занят большой массив гастарбайтеров из Армении).
По мнению некоторых армянских экспертов, ситуация может улучшиться в 2016 году, но это улучшение будет незначительным и недостаточным (реальный рост ВВП на 1%). Однако проблема не только в этом. По положению на сегодняшний день в экономике практически нет ни одной отрасли, которая бы развивалась и стала бы локомотивом развития (в 2001-2007 гг. такой отраслью условно было строительство). Это очень важный аспект, который указывает на то обстоятельство, что у правительства нет сколько-нибудь эффективных планов по выводу страны из сложной финансово-экономической ситуации. Не случайно июль ознаменовался массовыми волнениями в столице республики.
В контексте вышеизложенного не совсем ясно, осознают ли все происходящее в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Неужели там не вызывает беспокойства то обстоятельство, что Ереван по некоторым экономическим и финансовым показателям приблизился к крайне опасным рубежам? И не станет ли Армения своеобразной Грецией, но уже в рамках ЕАЭС, придав реализации данного интеграционного проекта сумбур?
Нам представляется, что евразийским структурам пора бить в набат.
Армения Евразийский Союз политика и право Россия экономика