РОССИЯ И АРМЯНЕ КАВКАЗА И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА: ВОПРОСЫ ГЕОСТРАТЕГИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Рубен САФРАСТЯН | 15.07.2015 | 19:28
Развал СССР в 1991 г. в геополитическом смысле, по определению В.В. Путина, был «катастрофой», которая вызвала глубокие перемены не только для Восточной Европы, но и для Ближнего Востока. На Ближнем Востоке эти перемены начали проявляться после оккупации Ирака Соединенными Штатами в 2003 г. и, в особенности, после начала в 2011 г. пользовавшейся поддержкой Запада т.н. «Арабской весны». Их геополитическим результатом явились фактический распад четырех ближневосточных государств (Ирака, Ливии, Сирии и Йемена) с общим населением около 100 миллионов человек и усиливающаяся тенденция погружения всего региона в состояние хаоса, которым, как мы видим, в наибольшей мере пользуются крайне радикальные, террористические по своей сути, исламистские организации наподобие ИГИЛ.
Происходящие на Ближнем Востоке процессы отражаются на положении армянских общин. Перед нашими глазами происходит массовый исход армян из региона. Если до начала 90-х гг. прошлого столетия численность армян в регионе достигала 400-500 тысяч человек, то к настоящему времени она резко сократилась. Показателен пример армянской диаспоры в Сирии – если до войны там жили более 100 тысяч армян, в стране действовала одна из самых мощных и развитых армянских общин в мире, то, по некоторым данным, из этой страны уже уехало около 90 тысяч армян. Под угрозой физического уничтожения армяне массово покидают также пылающий огнем Ирак.
Серьёзно уменьшилась численность армян в Ливане и Иране, где армянские общины были весьма многочисленны и хорошо организованы. Национально-культурная жизнь армян этих стран была весьма активной, издавалось огромное количество периодической, художественной и научной литературы на армянском языке. Характерный пример: в Бейруте издавалось больше ежедневных газет на армянском языке, чем в столице Советской Армении.
Хотя в этих странах нет войны и власти настроены к армянам очень благожелательно (достаточно напомнить, что армяне имеют своих представителей в парламентах этих стран, а в Ливане – также в правительстве), однако и оттуда наблюдается значительный отток армянского населения. Исход армян из Ливана начался еще в годы гражданской войны и не прекратился после завершения войны, так как «страна кедра» так и не смогла восстановить свои позиции финансового центра Ближнего Востока. Сейчас в Ливане живет в два раза меньше армян, чем до гражданской войны. Эмиграция армян из Ирана объясняется ухудшением экономической ситуации в стране в результате западных санкций, а также политикой американских властей, способствующих иммиграции иранских армян посредством облегченного порядка предоставления им права на въезд в США.
Фактически, на Ближнем Востоке, в частности, в областях Сирии и Ирака, находящихся под контролем ИГИЛ, происходит этническая чистка армян. Приходят сообщения о жертвах среди мирного населения, о похищениях и т.п. Особое беспокойство вызывает то обстоятельство, что в ряде случаев все это происходит в результате действий сирийских повстанческих сил, находящихся под контролем Турции. Так было, в частности, в приграничном с Турцией городке Кесаб с преимущественно армянским населением.
Уничтожаются также памятники культуры и христианского культа, созданные армянами в Сирии и Ираке. Так, недавно стало известно об уничтожении Кафедральной церкви Берийской епархии Армянской Апостольской Церкви Святых 40 младенцев-мучеников, построенной в XV веке в сирийском городе Алеппо. Она была взорвана боевиками ИГИЛ и разрушена до основания. Еще раньше они же взорвали мемориальную церковь в Дейр Зоре, построенную в память о жертвах геноцида 1915 г., нашедших свою смерть в сирийской пустыне. Этот список можно продолжить.
В памяти армян эти события воскрешают события геноцида 1915 г., когда Османской империей было физически уничтожено большинство населения Западной Армении, а оставшиеся в живых рассеялись по всему миру, образовав диаспору. Их значительная часть, пользуясь благожелательным отношением властей и простого народа, осела в ближневосточных странах.
Современная Россия в силу понятных причин, конечно же, не имеет того влияния на ближневосточный регион, которое имел СССР. Тем не менее, думается, она может сыграть положительную роль в судьбах армянства. При рассмотрении этого вопроса необходимо, на наш взгляд, принять во внимание также и то обстоятельство, что значительное количество армян проживает в настоящее время на юге России. Вместе с Республикой Армения и армянами Ближнего Востока они являются составными частями явления, которое можно обозначить как Армянский фактор. Его роль в регионе Северного Кавказа, Закавказья и Ближнего Востока обусловлена как историческими причинами, так и складывающейся в настоящее время геополитической обстановкой.
С исторической точки зрения Армянский фактор на севере этого региона тесно соприкасался с Россией. Так, массовое расселение армян на Северном Кавказе началось еще в начале XVIII века и явилось результатом целенаправленной политики Российской Империи. Приведем отрывок из широко цитируемого сенатского Указа, подписанного Петром I в 1711 г.: "Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда". Такой подход к армянам был обусловлен их восприятием в качестве фактора, способствующего усилению позиций России в этих недавно присоединенных областях. Это политика продолжалась, фактически, и в последующем. Ее обоснование уже в следующем, XIX веке, четко дал император Александр I. Армяне, по его словам, “отличались примерным постоянством и преданностью и посреди смутных обстоятельств пребыли тверды и непоколебимы в своем усердии к нам и Престолу нашему, жертвуя имуществом своим и всеми средствами и самой жизнью”.
Продолжавшаяся миграция армян в начале XX века приняла еще более массовый характер, когда на Северном Кавказе начали оседать десятки тысяч армянских беженцев, спасавшихся от геноцида. В результате резкого ухудшения социально-экономической ситуации после распада СССР началась третья волна массовой миграции армян на Юг России, которая привела к резкому увеличению числа армян. Согласно данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 г., армяне в Ставропольском и Краснодарском краях являются вторым по численности народом после русских.
Массовое переселение армян на Северный Кавказ и увеличение их численности сопровождалось созданием инфраструктуры армянских общин, в основе которой находятся школы, к которым кроме общеобразовательных следует отнести и воскресные, и церкви. В этом случае действует широко распространенная закономерность, характерная для армянской диаспоры во всем мире: «Там где появился хоть один армянин – там появляются школа и церковь».
Вместе с тем, в среде армян Северного Кавказа не действуют традиционные армянские партии и организации. Кроме того, особенностью армянских общин Северного Кавказа является их тесная связь с Республикой Армения. Если учитывать то обстоятельство, что последняя играет важную роль также для армян Ближнего Востока, то можно констатировать, что именно независимая Армения является тем хребтом, который составляет основу Армянского фактора, о котором мы говорили ранее.
Переходя на геостратегический уровень анализа, необходимо подчеркнуть, что Армения еще в 90-х годах прошлого столетия сделала геополитический выбор в пользу России, подписав в 1997 г. с ней Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заложивший правовую основу отношений стратегического партнерства между двумя странами. Армения в настоящее время является членом Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2000 г. президенты обеих стран подписали “Декларацию о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированном в XXI век”, свидетельствующую о решимости углублять отношения стратегического партнерства до уровня союзнических. Таким образом, можно констатировать, что в современных геостратегических реалиях, благодаря осевой роли геополитического выбора Армении, созданы благоприятные возможности для активизации политики России в отношении ближневосточного армянства.
Этому благоприятствует также фактор исторического прошлого, который необходимо учитывать при рассмотрении вопросов геостратегии. Как уже отмечалось, армянские общины Ближнего Востока возникли в основном в результате геноцида армян, осуществленного Османской Турцией в 1915 г., поэтому они являются носителями западно-армянской идентичности. Тем самым, прорусская ориентация, характерная для населения Западной Армении во второй половине XIX - начале XX вв., обусловленная ожиданиями того, что освобождение от турецкого ига возможно в результате вмешательства России, перешла в современную эпоху. Уточним, что речь идет о благоприятной для армян политике России в Армянском вопросе, венцом которой стало принятие Османской империей под давлением России программы реформ в Западной Армении в 1914 г. Интересно отметить, что даже большевистская Россия еще в декабре 1917 г. приняла декрет о Западной Армении, в котором признала право армянского населения на самоопределение. Не стоит забывать также, что в 1945-1946 гг. именно СССР поднимал Армянский вопрос на международной арене, а также организовал репатриацию армян, в том числе из стран Ближнего Востока, в Советскую Армению. Эти обстоятельства как раз и составляют основу благоприятного исторического фона для геостратегии России.
Проведенный нами небольшой анализ свидетельствует о совпадении интересов России и “Армянского фактора” на Ближнем Востоке. Россия должна быть заинтересована в сохранении дружественно настроенного в отношении нее армянского населения ближневосточных стран. Армяне же заинтересованы в том, чтобы Россия была сильной и оказывала большее влияния на ситуацию в этом регионе.
Представляется, что более активная роль России может основываться на концепции мягкой силы. В частности Россия может взять на себя роль защитницы ближневосточного христианства, в том числе, армян; при этом она, конечно же, получит поддержку Армении. Можно отметить, что определенные усилия в этом направлении уже предпринимаются. Об этом свидетельствует состоявшаяся в Женеве в марте 2015 г. по инициативе Армении, России и Ливана, а также ряда неправительственных организаций, международная конференция в поддержку христиан Ближнего Востока, на которой с программной речью выступил министр иностранных дел России С. Лавров. Он, в частности, сказал: “Исход христиан из ближневосточного региона — процесс, который может иметь самые негативные последствия… для сохранения исторического и духовного наследия, значимого для всего человечества. Убежден, что следует умножить усилия с целью прекратить преследования христиан, как и приверженцев любых других религий”. В ходе состоявшейся в марте того же года по инициативе ряда государств, в том числе, России, 28-й сессии Совета ООН по правам человека было принято Заявление 65 государств «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке».
Активную поддержку христианам Ближнего Востока, в том числе и армянам, оказывает Императорское Православное Палестинское Общество, которое было также в числе инициаторов вышеупомянутой Женевской конференции.
Думается, что если, не дай Бог, в результате продвижения вперед банд ИГИЛ возникнет угроза для жизни оставшихся в Сирии армян, то в их эвакуации наиболее реальным представляется помощь именно со стороны России. Со своей стороны, армяне, имеющие хорошие связи с арабскими странами региона, могут помочь в становлении связей между Евразийским союзом и региональными государствами.
В заключение, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что “Армянский фактор” заинтересован в сильной и влиятельной России. Эту мысль еще в начале XX века в своеобразной форме выразил великий поэт Армении Ованес Туманян. Он писал в канун Первой мировой войны: «Мы пришли и идем к Великой России…»
Рубен Сафрастян - Директор Института Востоковедения НАН РА
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Армения Ближний Восток диаспоры Кавказ миграции Общество «Знание» Россия