АРМЕНИЯ СТАНОВИТСЯ «ЕВРАЗИЙСКОЙ ГРЕЦИЕЙ»: КАК ЕРЕВАН НАПОМНИЛ МОСКВЕ О СЕБЕ «ЭЛЕКТРОШОКОМ»
Публикации | Обзор прессы | 06.07.2015 | 12:02
Общественный протест вокруг подорожания электроэнергии армянским властям удалось локализовать. Ситуация принимает затяжной характер, вид психологического противостояния органов правопорядка и гражданских активистов на ереванском проспекте Баграмяна. Так, во всяком случае, промежуточные итоги бурных событий последних дней видятся стороннему наблюдателю. Информационный накал вокруг армянского «электромайдана» также заметно спал. Зарубежные СМИ всё реже трактуют протест армянской молодёжи в ключе предзнаменования очередной «цветной революции» на просторах бывшего СССР. Наступает время трезвого анализа произошедшего выплеска гражданского недовольства на столичных улицах и площадях закавказской республики.
Много сказано о социальной подоплёке выражения протеста рядовыми жителями страны, переживающей далеко не самые лучшие экономические времена. В экспертных оценках нет дефицита и в разоблачениях очередной попытки Запада подорвать позиции России в ближнем зарубежье. Роль армянских властей в этой пока далёкой от своей развязки истории как-то отошла на задний план, предоставив политикам, общественным деятелям и экспертам возможность поделиться «сокровенным» о продолжающемся геополитическом противостоянии России и Запада. Всё верно — такое противостояние налицо, оно настолько рельефно, что не может ускользнуть даже от глаз неискушённых слоёв населения. Между тем, остаётся открытым вопрос о причинно-следственных связях между ростом тарифов на электроэнергию для армянского потребителя и фактом конфронтации в отношениях между Россией и Западом.
Мы далеки от мысли, что руководство Армении настолько «набило руку» в геополитических хитросплетениях современности, что может с гарантированным успехом направлять указанную конфронтацию в выгодное для страны и народа русло. Но определённые признаки к тому есть, и о них следует сказать именно сейчас.
Вокруг вопроса постепенно складывалась своя экономическая база и геополитическая надстройка. Общественное недовольство на ереванских улицах — у всех на виду, о нём пишут, его склоняют на разный лад. Но было и остаётся ещё одно недовольство, о котором пока говорят в полголоса. Российская компания на энергетическом рынке закавказской республики под названием «Электрические сети Армении» (ЭСА) пришла к выставлению своей известной заявки о 40-процентном повышении тарифа не в один день. У армянской дочки «Интер РАО» накопились претензии к местному регулятору, а с ним и к властям страны, которая вот уже полгода является равноправным участником Евразийского экономического союза.
У ЭСА был свой «протест», выплеснувшийся наружу ещё 7 апреля текущего года. В этот день компания в судебном порядке затребовала признать банкротом ереванский химкомбинат «Наирит». Предприятие задолжало ЭСА 1,1 млрд. драмов ($2,3 млн). Месяц спустя, 8 мая «Электросети Армении» представили в армянскую Комиссию по регулированию общественных услуг заявку о повышении тарифов на электроэнергию. Миновал ещё один месяц, и 8 июня в Ереване правительство Армении подписало изменённый и дополненный договор о купле-продаже имущества компании ЗАО «Воротанский каскад ГЭС». Каскад поступил в собственность американских компаний.
Чем обусловлено недовольство ЭСА и «Интер РАО», которые сперва предъявили счёт по оплате долгов к давно простаивающему производственному объекту, а затем вышли с заявкой на столь крупное повышение тарифа? Помимо официальной версии самой компании о сложившихся на армянском рынке неблагоприятных экономических и административных условиях, предположим, что были и другие объяснения. В их числе уступка армянской стороной привлекательного энергоактива американскому капиталу.
Вокруг Воротанского каскада была своя, далеко не прозрачная предыстория, тянувшаяся с осени 2013 года. Армянское правительство запустило программу привлечения американского собственника на свой энергорынок примерно в тот же период, когда официальный Ереван изъявил своё окончательное желание вступить в ЕАЭС. В экономический по своей сути вопрос, таким образом, был изначально заложен геополитический фактор. Правительство республики продало привлекательный актив именно американцам, чем порядком раздосадовало далеко не только ЭСА и «Интер РАО». Воротанский каскад в нынешнем энергобалансе республики вырабатывает до 16% электроэнергии, обеспечивает примерно половину генерации гидроэнергетических мощностей в стране. Экономическая привлекательность состоящего из трёх ГЭС каскада для управляющей им компании состоит в том, что он обладает наибольшим показателем наклона по отношению к уровню моря на всём постсоветском пространстве, что обеспечивает дешевизну поставляемой электроэнергии.
Здесь необходимо напомнить, что находящиеся в руках российских собственников генерирующие мощности республики на порядок проигрывают Воротанскому каскаду в рентабельности. Себестоимость киловатт-часа вместе с заложенной в цене прибылью, производимого на каскаде, составляет около 8 драмов ($0,02). В то время как себестоимость производимой на принадлежащих российскому «Газпрому» Разданской ТЭС и 5-м блоке Разданской ТЭС электроэнергии находится в пределах 40 драмов. А стоимость электричества, которое производится на Ереванской ТЭС с использованием иранского газа — 18 драмов. Выработка электроэнергии на 5-м блоке Разданской ТЭС по своей себестоимости наиболее высокая в Армении.
Получается, что российская ЭСА оказалась в заведомо неблагоприятных ценовых условиях на энергорынке Армении. Недавно глава «Интер РАО» Борис Ковальчук привлёк внимание к тому, что действующая в Армении система регулирования предполагает финансирование генерирующих компаний за счёт ЭСА, а также вынуждает её закупать более дорогую электроэнергию, чем это предусмотрено утверждённым энергетическим балансом Армении, без компенсации со стороны потребителей. Дабы выровнять дисбаланс, выйти на приемлемую экономическую рентабельность, компания решила обратиться к местному регулятору за повышением тарифа. Заодно было инициировано судебное разбирательство в отношении долга химкомбината «Наирит». Самое интересное, что энергоёмкий «Наирит» в реальности уже давно переехал в Китай, где построен совместный с китайцами завод по производству каучука «Шанси-Наирит». Завод уехал в Китай, в Армении остались сотрудники без зарплат и гиганская неэффективная махина, сжирающая деньги «Интер РАО».
Вот тут-то и последовала реакция армянской общественности, которая оказалась для властей как нельзя кстати. Момент руководством республики был оценён крайне подходящим для предъявления российским и американским партнёрам новых аргументов. Союзнику в Москве была продемонстрирована опасность нового «майдана». Если вы не хотите повторения украинского сценария, конечно, с армянской спецификой, ухода ещё одной постсоветской республики из-под вашего определяющего влияния, то необходимо предпринять решительные меры, стали говорить из Еревана. Выделение российского кредита на модернизацию вооружённых сил Армении в $200 млн — одна из таких мер, как можно понять, далеко не последняя. Из Москвы не замедлили последовать и другие сигналы по поводу продления льгот для уже давно находящейся на российских «дотациях» республики. Россия продолжит беспошлинные поставки в Армению нефти, газа и алмазов. Президент РФ Владимир Путин 30 июня подписал закон о ратификации протокола к соответствующему соглашению, продлевающего до конца 2015 года беспошлинные поставки природного газа, нефти и нефтепродуктов, алмазов в республику. Напомним, в прошлом году из России в Армению было поставлено 1,8 млрд. кубометров газа и 222 тыс. тонн нефтепродуктов. Выпадающие доходы российского федерального бюджета при обнулении пошлин на газ составили более $104 млн., нефтепродуктов — $48 млн. Указанные товары поставляются в количестве, необходимом для внутреннего потребления Армении. При этом цена газа для республики на границе будет снижена с нынешних $189 долларов до $165 за 1 тыс. куб. м.
Главное же, что удалось армянской стороне добиться в июньские дни интенсивных контактов с российскими чиновниками, так это согласие на проведение международного аудита в вопросе обоснованности повышения компанией ЭСА тарифов на электроэнергию. В Ереван 26 июня прибыла правительственная делегация из России, на следующий день президент Армении Серж Саргсян знакомит общественность со своим «соломоновым решением».
Своя «заготовка» у армянских властей оказалась и для партнёров в Вашингтоне. Им был предъявлен аргумент о приверженности Еревана сбалансированному внешнеполитическому курсу, следованию демократическим путём, когда власти демонстрируют беспрецедентную толерантность к многодневному нарушению общественного порядка в центре столицы. Кроме того, американцам прозрачно намекнули на проявленную руководством республики «стойкость» в доведении сделки по Воротанскому каскаду до своего логического конца. Напомним, у истоков сделки стоял бывший премьер-министр Армении, а ныне посол республики в США Тигран Саркисян. Отзывы экс-премьера, заметим, в бытность исполнения им полномочий главы правительства, о целесообразности евразийского интеграционного выбора республики, хорошо известны. Также, как и его роль, например, в подписанном 7 мая в Вашингтоне, в присутствии президентаСержа Саргсяна, армяно-американском соглашении о торговле и инвестициях.
Следует отметить, что армянские власти действовали на протяжении всех дней после принятия решения о повышении тарифов на 16%, а не на 40%, как запрашивала ЭСА, исключительно в ситуативном режиме. Как только протест не удалось свернуть в привычной местным правителям манере силового разгона демонстрантов, пришлось ситуативно перестраиваться и уже подыгрывать российским союзникам. Благо, в Москве уже успела пустить корни «майданофобия», которую власти Армении конвертировали в дивиденды стратегического свойства — усиление армии.
Для руководства Армении вопрос соизмеряется не только с «высшими категориями» в виде геополитического противостояния России и Запада. На момент весна-лето текущего года проступили новые региональные факторы, которые требовали привлечения внимания Москвы на Ереван. Точнее — отвлечения внимания северной державы с Украины и Азербайджана на военно-политического союзника в регионе. Россия стала активно развивать отношения с Азербайджаном, всё чаще отмечая перспективу евразийской интеграции прикаспийской республики. Об Армении в Москве многие забыли, сочтя, что после её вступления в ЕАЭС, последние сомнения в выборе внешнеполитической ориентации закавказского партнёра окончательно сняты. Пришлось напомнить, и сделать это в той манере, которая не могла не остаться незамеченной равно в московских и вашингтонских кабинетах принятия политических решений.
Демонизация ЭСА в глазах местной аудитории и западного наблюдателя удалась армянским проектантам во власти практически блестяще. Отголоски этой дискредитации российской компании до сих пор в избытке представлены на проправительственных печатных и электронных ресурсах Армении. ЭСА, безусловно, заслуживает порицания, но никак не уничижения.
Впрочем, ситуативная манера поведения диктует политическому классу республики переход на новый этап «подыгрывания». На этот раз ставка может быть сделана на выпячивание неутешительных итогов первых шести месяцев членства Армении в ЕАЭС. Напрашиваются некоторые аналогии — Армения становится для ЕАЭС своей «Грецией», которую в Евросоюзе все желают экономически спасти, вот только не знают, как это сделать. В Ереване ныне рассуждают так: приняли в интеграционный блок, «склонили» к сворачиванию переговоров по ассоциации с ЕС, тогда, будьте добры, поставить нас на полное евразийское, то бишь, российское довольствие. А с американцами мы сами разберёмся. Где сливом в их руки последних активов на государственном балансе, где подписанием торгово-инвестиционных соглашений, но разберёмся. Главное, чтобы не было «майдана»…
По материалам: EADaily
Армения дипломатия политика и право США энергетика