ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС И ЛИЦЕМЕРИЕ ЭСТОНСКОЙ ПОЛИТИКИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Владислав ГУЛЕВИЧ | 29.06.2015 | 00:00
Таллин подхватил тему геноцида черкесов. После того, как 11 мая 2015 г. группа зарубежных черкесских активистов обратилась к парламенту Эстонии с просьбой признать геноцид черкесского народа в Российской империи, эстонские власти пригласили сторонников теории геноцида на прием.
Портал Cherkessia.net 3 июня сообщил о приглашении эстонским парламентом черкесов на консультацию по вопросу признания геноцида народа, который якобы проводила Российская империя. Комитет по иностранным делам парламента страны прислал письмо на имя представителя организации «Патриотов Черкесии» доктора Кардена Мурата Йылдырыма. Сообщается, что комитет рассмотрел просьбу черкесов о признании геноцида. «От имени председателя Комитета по иностранным делам парламента Эстонии хотели бы пригласить ваших представителей на встречу с членами парламента Эстонии в ближайшее удобное для вас время», – сказано в документе. А уже 4 июня состоялся приём, в ходе которого депутаты Рийгикогу встретились с черкесской делегацией в составе трех человек: Ияд Югар (США), Нусрет Баш (Турция) и Адель Башкави (Иордания). Темой разговора была, ни много, ни мало, судьба черкесского народа.
Глава комиссии Рийгикогу по иностранным делам Ханнес Хансо сказал, что этот исторический вопрос к настоящему времени стал и вопросом международного характера. По словам Хансо, черкесы поддерживают европейские ценности.
Депутат Ээрик-Нийлес Кросс полагает, что у Эстонии имеется определенный долг перед черкесами, так как эстонские поселенцы на берегу Черного моря – например, в Красной поляне – заселяли именно их земли. По словам Кросса, проживая в изгнании в течение 150 лет, этот северокавказский народ сохранил свой язык и культуру. «В настоящий момент общение черкесов с исторической родиной затруднено, так как несколько сотен тысяч черкесов стали беженцами по причине войны в Сирии», – добавил он.
По словам члена Рийгикогу Артура Тальвика, Эстония могла бы рассмотреть возможность принятия черкесов в статусе беженцев, «что позволило бы сократить наш долг». Во встрече также принимали участие депутаты Юри Адамс, Март Нутть и Йоханнес Керт.
Напомним, это далеко не первое проявление прибалтийскими парламентариями трогательной заботы о судьбах кавказских народов. Так, в начале октября 2010 года представители черкесской диаспоры обратились в европейский и эстонский парламенты с просьбой о защите своих этнических прав. Депутаты обоих парламентов заявили о намерении поддержать обращение черкесов. В эстонском парламенте черкесы выступили перед комитетом по международным отношениям.
То, что судьбой одного из народов России решили заняться иностранцы, говорит о многом. О многом говорит также причастность к этому политическому действу Эстонии – страны, имеющей весьма отдаленное понятие о правах человека.
Может ли искренне печься о правах чужого народа страна, где легионеры Ваффен СС признаны национальными героями, куда не пускают правозащитников-антифашистов из Европы (Йохана Бекмана из Финляндии, Джульетто Кьеза из Италии), и где подавляется самосознание национальных меньшинств?
Эстонским политикам хватает лицемерия изображать из себя радетелей за будущее черкесов, но любой российский черкес, оказавшись в Эстонии, подпадает под категорию «русскоговорящего населения», и априори превращается для эстонской госбезопасности в неблагонадежный элемент.
Обвиняя Россию в притеснении черкесского народа, Таллин отказывает в праве на самоидентификацию малочисленному православному финно-угорскому народу сету (10 тыс. чел.), проживающему на российско-эстонском пограничье. В России сету пользуются правом считать себя отдельным народом, в Псковской обл. есть государственный дом-музей сету. В Эстонии сету отказывают в этом, и пытаются эстонизировать и склонить к лютеранству.
Для сету это уже не первая эстонизация. Ранее они подвергались культурному геноциду в период правления первого президента Эстонии диктатора Пятса. Так имеет ли Таллин моральное право выступать в роли правозащитника?
Эстонские парламентарии заверили гостей, что у эстонцев перед черкесами – долг чести, потому что в XIX в. эстонские переселенцы, двинувшись в поисках земли и лучшей доли вглубь России, поселились, в т.ч., и на черкесских землях.
Эстонских крестьян на Кавказ силой никто не гнал. Они выбирали сами, где им жить. Почему тогда Таллин не рассматривает их как соучастников геноцида черкесов, если такие же действия русских крестьян он оценивает именно этим словом?
Отдать «долг чести» Эстония может тем, что примет у себя черкесов из Сирии, заявил депутат Артур Талвик. Учитывая, что Таллин выступает категорически против решения Брюсселя распределить эмигрантов из Африки и Ближнего Востока по странам ЕС (Эстония должна принять 1 тыс. чел.), непонятно, как будет на практике реализовываться предложение А. Талвика.
Мы видим, что ЕС уже предоставил Эстонии возможность принять сирийских беженцев в рамках этой программы. Но эстонские политики, не углубляясь в детали, кто из ближневосточных беженцев черкес, а кто нет, просят Брюссель оставить беженцев у себя, и даже рассуждают об «угрозе белой расе», как это делает бывший глава МИД Эстонии Кристийна Оюланд.
В то же время, Россия сделала для блага сирийских черкесов больше любой другой страны: дипломатическим путем предотвратила вторжение в страну сил западной коалиции, сузив поле маневра для противников Башара Асада, и этим спасла тысячи жизней. Эстония все это время поддерживала США и ЕС в их стремлении разжечь войну в Сирии, и не вспоминала о черкесах.
Теперь Рийгикогу напоминает, что представители зарубежной черкесской диаспоры не впервые посещают Эстонию. В 2010 г. эстонские депутаты уже обсуждали с ними перспективы популяризации тезиса о геноциде черкесского народа. Кроме Эстонии, письменные просьбы признать геноцид черкесов были направлены также Польше, Украине и Грузии. Все эти страны склонны использовать черкесский вопрос и историю черкесского народа в своих узко политических целях.
Такой подход превращает тему геноцида в замусоленное «переходное знамя», которое ходит из рук одного геополитического оппонента России в руки другого. С точки зрения психологии, успешное навязывание «геноцидного» дискурса самим черкесам превратило бы их в народ с депрессивным мышлением жертвы и исторического неудачника.
Очень успешно проделать такую психологическую операцию над собственным населением удалось властям Украины, десятилетиями спекулировавшим на теме голодомора 1933 г., как геноциде украинского народа. О том, что голод был не только на Украине, и о том, что уничтожение украинцев, как этнической группы, не было его причиной, Киев умалчивал. Вместо этого с каждым новым исследованием на эту тему увеличивалась численность умерших от голода, достигнув фантастической цифры в 10 млн.
Дошло до того, что подсчитывалось, кто из умерших был украинцем, а кто им не был. Случались и казусы, когда, для лучшей статистической картинки, к умершим от голода причисляли, вообще, всех умерших в данном регионе, вне зависимости от причины. Все это подогревало в народе реваншистские настроения, и затаенную злобу к «российскому агрессору».
В 1993 г. в Киев был специально послан историк и политолог Джеймс Мейс, который сменил гражданство США на украинское, и в качестве преподавателя Киево-Могилянской академии популяризировал тезис об украинском обществе, как обществе «постгеноцидном». До приезда Д. Мейса украинцы не подозревали, что они – «постгеноцидное» общество, но стараниями его и его коллег часть страны перешла на траурно-депрессивный формат мышления, «съедавший» творческое начало в народе.
Тема геноцида украинцев, и поиска виноватых, планомерно подогревалась, пока это не вылилось в радикализацию украинской политики и вооруженный конфликт на Донбассе, как часть большой геополитической игры против России. Черкесам Запад готовит такой же удел, и Эстония принимает в этом участие.
Фото: baltnews.ee
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Евросоюз Общество «Знание» политика и право пропаганда Россия черкесы этничность / этнополитика