ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГРУЗИИ И САМЦХЕ-ДЖАВАХЕТИ: УМИРОТВОРЕНИЕ «БАРЬЕРА»
Публикации | Михаил АГАДЖАНЯН | 08.06.2015 | 00:00
Диалог Грузии с НАТО в последнее время не только оживился, но и приобрёл новые региональные оттенки. Параллельно началу работы Рижского саммита «Восточного партнёрства», республику с рабочим визитом посетила натовская делегация. Пребывание NATO Core Team продлилось три дня, охватив широкий круг вопросов вокруг евроатлантической интеграции страны. Представители грузинского Минобороны и Генштаба отчитались перед визитёрами из Брюсселя о текущих шагах по реализации так называемого «существенного пакета», предоставленного Грузии по итогам сентябрьского саммита НАТО прошлого года.
NATO Core Team взяла на себя миссию обеспечения координации и мониторинга выполнения инициатив, предусмотренных «пакетом». Ближайшей задачей Грузии и первым делом её военного ведомства руководство республиканского Минобороны определило как можно более быстрыми темпами перейти в фазу осуществления «пакета». Таким образом, грузинским политикам и их натовским партнёрам есть чем заняться до следующего саммита Альянса в Варшаве, запланированного на 2016 год и с которым Тбилиси стал связывать особые надежды. Ныне предоставление Грузии статуса официального кандидата в члены НАТО, распространение на республику Плана действий по подготовке к членству (ПДЧ), видится через призму успешной имплементации «пакета». Впрочем, в детали этого документа, если они как таковые вообще имеют место быть, грузинская общественность не посвящена до сих пор. Власти указывают лишь на некоторые положения «пакета», бóльшая часть которых была известна ещё до прошлогоднего саммита НАТО в Уэльсе. Это присоединение подразделений ВС Грузии к Силам реагирования НАТО, которое должно завершиться в текущем году, создание совместного «Тренировочного и оценочного центра», предположительно на базе Вазиани, продолжение миссии грузинских миротворцев в составе многонациональных сил поддержания безопасности в Афганистане. Отдельным пунктом проходят совместные военные учения Грузия – страны НАТО в различных форматах. Наибольшей тайной окутаны положения «пакета», которыми предполагается предоставление Грузии возможности приобретения в странах Альянса современных вооружений и военной техники.
Свой объём работы в рамках «пакета» стали осваивать и натовские эксперты. Особенно та их часть, которая специализируется на формировании общественного мнения. Вступление Грузии в НАТО пока не представляется очевидным для стратегов в Брюсселе и Вашингтоне не только с точки зрения соответствия Тбилиси всем необходимым военным стандартам Альянса. В республике налицо определённая «фрагментация» общества в вопросе движения в евроатлантический блок, и подобные пробелы натовские советники настоятельно рекомендуют грузинским «партнёрам» устранить в самое ближайшее время. В этой связи беспокойство, судя по поступающей из Тбилиси информации, продолжает вызывать фактор компактного расселения армянского меньшинства Грузии в регионе Самцхе-Джавахети. Для нейтрализации традиционно антинатовских настроений армянского населения региона центральными властями стали прилагаться существенные усилия. Делается это в тесном взаимодействии с партнёрами по НАТО, при их финансовом содействии и «материально-техническом» обеспечении. Информационный Центр «Грузия – европейская и евроатлантическая интеграция» провёл тренинг для двадцати учителей 10 школ Ахалкалакского муниципалитета региона Самцхе-Джавахети на тему «НАТО и Грузия». В рамках проекта «Неделя НАТО в Ахалкалаки» 26 апреля 2015 года в мероприятии приняли участие учителя школ города. Для «правильного» восприятия армянским населением политики Грузии, в частности интеграции в ЕС и НАТО, местные власти пытаются вести разъяснительную работу. В мае этого года в Ахалкалаки отметили «день Европы» распространением информации о Евросоюзе и евроинтеграции. И это только некоторые эпизоды из набирающей в армянонаселённом регионе «разъяснительно-воспитательной работы».
Усилия по изменению имиджа НАТО в Самцхе-Джавахети укладываются в общее русло консолидации всех прозападных сил закавказской республики. С таким призывом власти страны выступили накануне открытия Рижского саммита «Восточного партнёрства» и прибытия NATO Core Team. Непосредственным поводом для призыва, озвученного президентом Грузии Георгием Маргвелашвили, стали неутешительные для местного правительства показатели текущего общественного мнения, замер которого был недавно проведён американским Национально-демократическим институтом (National Democratic Institute, NDI). Результаты опроса показали наиболее насторожившую власти цифру – более 31 % граждан страны в отношении возможного в будущем присоединения Грузии к Евразийскому экономическому союзу высказались позитивно. По итогам предыдущего соцопроса, проведённого в августе 2014 года 20% высказались в пользу Евразийского союза, 59% – за интеграцию в ЕС. Если взглянуть на более отдалённую ретроспективу настроений грузин, то картина неуклонного угасания их интереса к европейскому проекту становится ещё более очевидной. В ноябре 2013 года выбор жителей республики в пользу ЕАЭС и ЕС измерялся соответственно 11% и 68%.
При этом 26% респондентов минувшей весной согласились с мнением, что Грузия получит больше пользы, «если взамен на улучшение отношений с Россией откажется от евроатлантической интеграции».
Уровень поддержки грузинским населением членства страны в НАТО снизился на 7% – с 72% августа 2014 года, до текущих 65%.
Исследование NDI не предполагало подборку мнений по регионам, но многие местные и зарубежные эксперты логично предположили, что лояльность жителей Самцхе-Джавахети к ЕАЭС куда выше 31-процентного уровня, зафиксированного американским институтом. Если в наши дни в Грузии состоится референдум по вопросу членства республики в НАТО (впрочем, очевидно, что повторный плебисцит, после откровенно пропагандистского референдума 2008 года, перед Бухарестским саммитом НАТО, власти проводить не собираются), то голоса армян Самцхе-Джавахети были бы явно не в пользу евроалантической перспективы. Армянские жители региона продолжают ощущать себя частью культурно-исторического пространства, лидерство в котором принадлежит не Западу, а России. Другой вопрос, что это внутреннее ощущение себя в российской парадигме и крепкая ментальная связь с исторической Родиной, Арменией, не привели к формированию в регионе политической субъектности.
Негативное отношение армянского населения региона к вступлению Грузии в НАТО в последние годы пребывания у власти в Тбилиси блока «Грузинская мечта» удалось ещё больше приглушить. «Ещё больше», если сравнивать со степенью стойкого неприятия армянами региона выбранного Тбилиси евроатлантического пути в годы правления партии «Единое национальное движение» экс-президента Михаила Саакашвили. Сказалось влияние сразу нескольких факторов, которые способствовали такому «приглушению».
В первую очередь, сколь-нибудь существенной поддержки извне антинатовские настроения в регионе не получили и не получают поныне. Власти соседней Армении никогда не отличались внешнеполитической пассионарностью на грузинском направлении. Непродолжительный период в первые годы «нулевых», когда госорганы Армении заинтересовались было перспективами создания в Самцхе-Джавахети сильной армянской общины, выдвигающей абсолютно созвучные международно-правовым нормам требования защиты и развития своих национальных прав, миновал. Переломным в этом отношении можно считать 2008 год, после которого из грузинского вектора армянской политики попытки оказать соотечественникам в Самцхе-Джавахети серьёзную поддержку были «благополучно» изъяты. Пять дней войны в Южной Осетии поставили перед правительством Армении такой объём вызовов, который не наблюдался, как минимум, за все предыдущие пять лет пребывания республики в сложнейшем геополитическом окружении. Работа транспортных артерий через грузинскую территорию на Армению в одночасье дала огромный сбой, оказавший на действующие в стране власти настолько большое «впечатление», что они с того времени отодвинули «армянский вопрос» в Грузии в разряд «неактуальных».
Также сказались изменения на внутриполитическом ландшафте Армении: уход с президентского поста Роберта Кочаряна и, после непродолжительного пребывания в правящей коалиции, выход из неё партии «Дашнакцутюн». Непосредственной причиной самоустранения «дашнакцаканов» от власти в 2009 году стало их несогласие с так называемым «процессом армяно-турецкой нормализации», который, как до сих пор уверяет высшее политическое руководство республики, был инициирован Ереваном. Нахождение старейшей армянской партии в правительственной коалиции поддерживало внимание властей соседней Грузии республики к соотечественникам в Самцхе-Джавахети на удовлетворительном уровне. После 2009 года Ереван фактически окончательно свернул любые попытки разыгрывания «армянской карты» в грузинском регионе.
С того времени демографическая ситуация в Самцхе-Джавахети показывает неблагоприятную для армян тенденцию. О ней «дашнакцаканы» вспомнили во время недавнего визита премьер-министра Армении Овика Абрамяна в Батуми, где состоялись неформальные межправительственные консультации. За последние 13 лет численность армян в регионе снизилась на 30 %. Если в прежние годы армяне в Самцхе-Джавахети и близлежащем Цалкском районе (административно относится к региону Квемо-Картли) составляли уверенное большинство, исчисляемое 65-70% от общего населения региона, то ныне соответствующий показатель не превышает 50%. В 2-3 раза упал уровень рождаемости (раньше 36 родившихся на 1000 жителей, ныне 13-15). Если к этому добавить катастрофическое состояние дел в сфере получения местным населением армянского образования, постоянно фиксируемое снижение численности этнических армян в региональных органах власти, а также продолжающиеся случаи «огрузинивания» армянского культурно-исторического наследия Самцхе-Джавахети, то картина принимает ещё более завершённый вид, отмечал 19 мая в публикации печатного органа партии «Дашнакцутюн» – газете «Еркир».
Отсюда и следующий фактор «приглушения» антинатовских настроений коренного армянского населения грузинского региона. Юго-западная провинция страны неуклонно «деарменизируется», причём данная тенденция представляется чуть ли не в виде необратимой реальности, помешать которой никто не в силах. Армяне уезжают из Джавахка (историческое армянское название области), а остающееся население подлежит «перевоспитанию» в созвучном для евроатлантических устремлений властей формате.
Тбилиси не отказался от политики представления армянского населения Самцхе-Джавахети в виде условной «пятой колонны», становящейся препятствием на пути интеграции страны в НАТО. По сравнению с агрессивной манерой ведения дел в регионе, которая в избытке ощущалась со стороны бывшей администрации в Тбилиси, нынешние власти стараются быть максимально взвешенными. Но это вовсе не исключает периодического муссирования темы о необходимости кардинальных мер в «нелояльном» регионе. Очевидно, что под этими мерами не предполагается физическая депортация армян из Самцхе-Джавахети, но условия для близкой к этому ситуации создаются весьма активно.
В Грузии набирает силу точка зрения о безальтернативности создания на границе с Арменией, и именно в армянонаселённом Джавахке, мощной военной инфраструктуры, конечно, с первоочередной опорой на помощь натовских партнёров. Конкретный субъект оказания данной помощи хорошо известен – это США. Но, учитывая географию региона и самое тесное вхождение Тбилиси в военно-политическое взаимодействие с Анкарой и Баку, в миссии «деарменизации» Джавахка натовским инструментарием могут принять участие и другие государственные акторы. Ссылка при этом на присутствие в Гюмри 102-й российской военной базы представляет для США, Турции и Азербайджана взаимный интерес.
Действия натовских «инженеров» по работе с общественным мнением в Джавахке уже нашли свои реальные очертания, также, как и первые шаги по инсталлированию в регионе инфраструктуры Альянса. Местом для «Тренировочного и оценочного центра», скорее всего, будет выбрана база Вазиани, расположенная в 25 км от Тбилиси. Здесь дислоцированы 1-я артиллерийская и 4-я механизированная бригады ВС Грузии. На пути между базой и столицей располагается Тбилисский международной аэропорт, с которым сопряжена Смешанная авиационная база (Алексеевка). В октябре 2014 года, после вручения натовцами грузинским властям «существенного пакета», появились сообщения о планах создания горного полигона «Абули», который лежит в окрестностях горы Абул в армянонаселённом Джавахке. Гора Абул находится на значительном удалении от всех грузинских военных баз, международных аэропортов и морских портов. Подлинной целью размещения на горном полигоне «Абули» тренировочного центра НАТО, как и в случае строящегося в городе Ахалкалаки Центра начальной боевой подготовки ВС Грузии, может быть продолжение целенаправленной политики по изменению этнической картины населённых преимущественно армянами районов Грузии. Такое предположение осенью 2014 года выдвинули некоторые армянские эксперты (1).
Думается, данная версия претендует на объективность. Движение в НАТО стало для грузинских властей удобным инструментом решения множества этнополитических проблем, преследующих страну все годы её постсоветской независимости. Джавахк нужен Тбилиси окончательно «умиротворённым» в политическом плане, свыкшимся с отсутствием реальной поддержки извне и морально опустошённым. Манипулирование общественным мнением, создание в регионе «искусственного натовского интеллекта», насаждение на границе с Арменией блокового противостояния (НАТО – ОДКБ) – действия грузинских властей, которые чётко прослеживаются в наши дни.
(1) Леонид Якубов, Существенный пакет NATO-Грузия // «RAZM.info», 6 ноября 2014 г.
Специально для kavkazoved.info
Армения безопасность Грузия НАТО политика и право Самцхе-Джавахети Турция