РОССИЙСКИЕ АРМЯНЕ МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ПОЛИТИКОЙ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Айк ХАЛАТЯН | 03.06.2015 | 11:47
Представители армянской общины в России добилась больших успехов в разных сферах общественной жизни, в частности бизнесе. Особенно успешны армяне в банковском и страховом бизнесе, строительстве, торговле. В экономической жизни России значительную роль играют президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, владельцы группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян, компаний «Россгострах» и «РЕСО-гарантия» братья Хачатуровы и Саркисовы, предприниматели и меценаты Рубен Варданян и Левон Айрапетян.
Школа в с. Ванк
Согласно проекту «Ленты.ру» по изучению этнического состава богатейших граждан России, при доле армянского этноса в населении России в 0,86%, на армян приходится 3,5% рейтинга журнала Forbes «200 богатейших бизнесменов России-2014».
Естественно, эти люди (многие из них родились на территории Армении и Нагорного Карабаха) тесно связаны со своей исторической Родиной, инвестируя разные бизнес-проекты в Армении и Нагорном Карабахе, а также осуществляют крупные благотворительные проекты. Они является крупнейшими донорами Общеармянского фонда «Айастан».
«Крылья Татева» и монастырь Татев
Среди самых значимых проектов в Армении можно отметить проекты Рубена Варданяна «Возрождение Татева», в рамках которого был отреставрирован один из памятников армянской средневековой архитектуры – Татевский монастырь, и построена самая длинная в мире реверсивная канатная дорога «Крылья Татева» (5752 метров,общий объем инвестиций 80 миллионов долларов), а также строительство в Дилижане первого международного колледжа системы United World Colleges на постсоветском пространстве (общая стоимость 150 миллионов долларов).
Не отстают в экономической помощи своей исторической Родине и простые члены армянской общины в РФ, на которых в 2014 году пришлось 82,9% всех денежных трансфертов в Армению от физических лиц. И сокращение притока денежных трансфертов из России в конце 2014-начале 2015 год, из-за экономических проблем РФ, очень негативно повлияло на социально-экономическую ситуацию в Армении.
При этом надо отметить одну важную особенность, отличающую российскую общину от других армянских общин в зарубежных странах. Армянские диаспоры США и большинства стран Европы изначально в основном образованы потомками выходцев из Западной Армении, которые ментально существенно отличаются от своих собратьев из Восточной Армении, живших сначала под властью Российской империи, а затем Советского Союза. Считается, что потомки «западных» армян более законопослушны, привыкли жить и работать в условиях верховенства закона, конкуренции в бизнесе.
В отличие от них, выходцы из Восточной Армении привыкли работать в условиях более тесного взаимодействия власти и бизнеса, коррумпированного и неэффективного госаппарата, отсутствия независимой судебной системы. К сожалению, как в Армении, так и в РФ, успех в бизнесе зачастую объясняется не коммерческими талантами человека, а его способностью находить нужные связи и быть рядом с центрами принятия решений в госаппарате.
Именно поэтому российские предприниматели армянского происхождения, вкладывающие в Армению, практически не жалуются на «правила игры», необходимость «делиться» с власть предержащими, что зачастую отпугивает армянских (и не только) инвесторов с Запада.
В свою очередь, армянским властям комфортнее работать и говорить с людьми, находящимися с ними на «одной волне». В пользу инвесторов из России – и тесные союзнические отношения между Москвой и Ереваном, участие Армении в инициированных РФ союзах: ОДКБ, Евразийский экономический союз (ЕАЭС). О тесной связи армянских политических и бизнес-элит в Армении и РФ свидетельствует, например, тот факт, что второй президент Армении Роберт Кочарян после истечения срока своих президентских полномочий вошел в состав Совета директоров одной из крупнейших российских компаний – АФК «Система». Несмотря на это, экс-президент благодаря имеющимся у него финансовым и информационным ресурсам оказывает определённое влияние на политическую жизнь республики.
К слову, именно при Кочаряне принадлежащая АФК «Системе» компания МТС приобрела одного из двух действующих на тот момент в Армении сотовых операторов – компанию VivaCell.
В России, в структурах Газпрома работает сейчас и другой видный армянский политик – экс-мэр Еревана, а до этого глава дочки Газпрома в Армении Карен Карапетян.
Благодаря своему брату – самому богатому российскому армянину Самвелу Карапетяну (4 млрд. долларов и 26 место российского рейтинга Forbes) неплохую политическую карьеру в Армении делает его брат родной брат Карен. Несколько лет он занимал должность главы президентской администрации, а ныне депутат парламента от правящей Республикаснкой партии Армении (РПА).
Учитывая тесные связи Армении и России, неслучайно, что в армянских СМИ регулярно муссируются слухи о том, что один из двух Каренов Карапетянов может в скором времени возглавить армянское правительство. В пользу «газпромовского» Карапетяна его имидж эффективного менеджера, а в пользу его тезки – миллиарды брата.
Влияние Самвела Карапетяна на процессы в Армении не ограничивается лишь поддержкой брата, бизнес-проектами и благотворительными акциями. Он находится в дружеских и даже родственных отношениях со многими представителями армянской политической и бизнес элиты. Он был посажёным отцом на свадьбе дочери лидера «Процветающей Армении» Царукяна и сына нынешнего премьер-министра Овика Абрамяна, крестил детей одного из богатейших армянских олигархов Самвела Алексаняна.
Напомним, Карапетян сыграл активную роль в урегулировании конфликта между президентом Сержем Саргсяном и Царукяном – фактически при его посредничестве Царукян согласовал условия своей де-факто капитуляции. А ради своей дружбы с Самвелом Алексаняном – даже приостановил действие договора об открытии гипермаркета французской сети Carrefour в принадлежащем ему крупнейшем в Армении молле DalmaGarden. В итоге вопрос с Carrefour пришлось решать на межгосударственном уровне.
Интересно, что Рубен Варданян, который ведет свой бизнес по западным принципам, несмотря на весь свой огромный авторитет в Армении и хорошие отношения с армянскими и российскими властями, неоднократно заявлял, что не хочет участвовать в политической жизни Армении. На вопрос, не хочет ли он стать «армянским Иванишвили», он как-то ответил: «Армения в данной ситуации – страна мононациональная, с очень жестким клановым принципом управления. И свой – не свой… Я эмигрант уже на самом деле, уехавший в 17 лет, не имеющий там корней с точки зрения связей и всего остального».
Рубен Варданян
Притом, что сам Варданян занимается активным лоббированием интересов Армении, причем не только в России, но также и на Западе, где у него неплохие связи. Свидетельством этого является инициированные им проект 100 LIVES и новая международная премия мира Aurora Prize, которые призваны содействовать информирования международного сообщества о Геноциде армян и борьбе с предотвращением подобных преступлений.
В целом армянская общины РФ, учитывая ее экономическую помощь исторической Родине, играет важную роль в сохранении пророссийских взглядов в армянском обществе. Она могла бы сыграть еще более эффективную роль в этом вопросе, однако, как мы уже писали в предыдущей статье, внутрироссийская общественно-политическая специфика по-разному влияет на процессы институционализации в стране мощных национальных лоббистских организаций.
Поэтому основные проекты, в частности в сфере армяно-российского сотрудничества, являются инициативами отдельных личностей (тот же Союз армян России больше ассоциируется с именем своего руководителя Ара Абрамяна). В этом отличие российской специфики от США, где значительную роль в организации сотрудничества с исторической Родиной и помощи ей в различных вопросах играют давно сложившиеся, мощные общественные и партийные организации американских армян.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Армения диаспоры Общество «Знание» Россия экономика