«ПРОЕКТ «ГРАЖДАНСКИЙ ДОГОВОР» И БУДУЩЕЕ АРМЕНИИ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Наира АКОПЯН | 02.06.2015 | 22:09
30 мая прошел объявленный за несколько месяцев до этого Учредительный съезд партии «Гражданский договор», утвердивший программу и устав, а также избравший совет правления и временно исполняющего обязанности главы совета Араика Арутюняна. Партия создана на базе существующего в течение двух лет одноименного общественно-политического объединения.
Напомним, что 9 декабря 2013 года бывший трибун некогда многолюдных митингов 2008-2010 гг. политического движения «Армянский национальный конгресс» (АНК), депутат от одноименной парламентской фракции Никол Пашинян вместе со своими единомышленниками объявил о создании совета правления политического объединения «Гражданский договор» (ГД). Пашинян, тем самым, окончательно отмежевался от экс-президента Левона Тер-Петросяна и возглавляемой им партии «АНК» (1). Два года тому назад Никол Пашинян заявил, что одной из основных целей политического объединения является смена власти в Армении; объединение планирует участвовать в предстоящих в будущем парламентских и президентских выборах. Он не исключил того, что сам может стать кандидатом в президенты от этого объединения. Наиболее активное участие в работе этой организации, помимо оппозиционного депутата, также принимали и принимают: один из видных командиров карабахской войны Сасун Микаелян, главный редактор журнала «Арарат» Ален Симонян, журналист исследовательского центра «Регион» Лена Назарян, гражданская активистка Марине Манучарян и другие.
Возвращаясь к учредительному съезду, необходимо заметить, что для подавляющего большинства населения Армении, живущего уже длительное время в условиях отсутствия каких-либо положительных перемен, съезд или даже образование новой оппозиционной партии – явление малопривлекательное и малозначительное. Однако пройденный этой организацией двухлетний путь, некоторые заявления ее руководителей, а также и озвученные на съезде подходы заслуживают особого внимания. 30 мая новообразованная партия «ГД» сделала довольно амбициозную заявку на активное участие в выборах всех уровней, а главное – на смену власти. На фоне существования в стране свыше 70 партий, включая куда более авторитетные оппозиционные силы, такие планы малоизвестной организации являются несколько необычными.
Причину создания новой партии попытался объяснить один из членов Совета правления Н.Пашинян, выступивший на съезде с программной речью. Политик заметил, что новая партия не намерена «долго оставаться в статусе оппозиции». По его словам, благодаря доверию народа и полученным от него голосам, партия «ГД» надеется придти к власти. При этом он напомнил, что на политической сцене не впервые говорится о смене власти: «Мы не собираемся обещать смену власти, а затем объяснять, почему она не произошла. Необходимо создать политические механизмы для смены власти и только после этого давать обещания. Мы собираемся серьезно разобраться в том, почему все обещания о смене власти до сих пор были обречены на провал. Мы должны гарантировать себя от таких неудач». По сути это прямой упрек, адресованный оппозиции. Аналогичные заявления Никол Пашинян и его соратники по «ГД» делали и раньше.
Что дает право партии «ГД» столь резко критиковать действующие оппозиционные силы и обвинять их в том, что они не смогли выполнить обещания о смене власти, данные народу? Для ответа на поставленный вопрос, обратимся к реальной ситуации, царящей на оппозиционном поле, которое сегодня представляет довольно пеструю картину. Над созданием этой панорамы долго и системно работала власть, а также приложили руку и некоторые внешние игроки. За последние несколько лет, благодаря различным сцераниям и усердию подконтрольных властям СМИ, некогда чёткое оппозиционное поле приобрело аморфные контуры. К сожалению, сегодня в Армении о необходимости смены власти не кричит разве что ленивый. Делают это сегодня в том числе и некоторые непонятные организации, такие как «Учредительный парламент» («УП»), который до сих пор не числится в регистре Министерства юстиции. Дело в том, что «УП» и другие подобные ей структуры весьма обдуманно и не без определенного умысла причисляются многими СМИ и провластными экспертами к оппозщиционному спектру. Все это наносит немалый вред армянской оппозиции как политическому институту как таковому, дискредитирует ее. На политическое поле проталкиваются различные организации и деятели, которые заботливой рукой официальной пропаганды причисляются к разряду «оппозиционных». Конечно, нельзя не учитывать ошибок и невыполненных обещаний остающейся актуальной оппозиции в лице партии «АНК», а также событий, произошедних вокруг и внутри партии «Процветающая Армения» (ППА), которая оказалась во многом не готовой к столь массированному давлению властей. Не сбрасывая со счетох неудач оппозиционных партий, отметим, что общий фон на оппозиционном поле благоприятствует указанным выше заявлениям представителей «ГД», однако при этом вряд ли кто-то имеет полномочия самоуверенно заявлять, что «от частоты и количества обещаний смена власти в Армении не произойдет». Неизвестная широкой общественности партия «ГД» применяет дешевый прием, который используется для своего возвышения и очернения других политических сил.
Что служит исходной точкой для амбициозных проектов партии «ГД», неопытные и чаще всего никому не известные лидеры которой самоуверенно заявляют о смене правящего режима и не исключают своего прихода к власти? Ответ прост – «Гражданский договор», столь эффектно появившийся на политическом поле Армении, при наличии множества различных политических сил, является дорогостоящим по масштабам Армении проектом. В этом плане следует обратить внимание на некоторые детали выступления Пашиняна на съезде 30 мая. По его словам, в Армении не произойдет смены власти до тех пор, пока в стране не сформируется институциональная оппозиция: «Именно учредительный съезд «ГД» является началом формирования институциональной оппозиции».
Отметим, что Пашинян и другие члены «ГД» начали разговоры об институциональной оппозиции еще несколько месяцев тому назад. Странно, что все-таки подразумевает Пашинян и его соратники под термином «институциональная оппозиция»? В Армении давно уже сформирована институциональная оппозиция в лице АНК, ППА и АРФ «Дашнакцутюн». Эти силы имеют и территориальные структуры, и программу действий. По сути непонятно, что нового в этом плане может дать новоиспеченная партия «ГД»…
Далее Пашинян рассказал о планах «ГД» в ближайшие годы создать по всей стране территориальные структуры и сформировать во всех избирательных участках команды доверенных лиц, включающие как минимум 3 человека (суммарная численность этих команд должна составить 6 тысяч человек). Также предполагается во время выборов в органы местного самоуправления по возможности выдвинуть кандидатов от «ГД» на все посты сельских старост и руководителей областных и муниципальных администраций, разработать проект будущей Армении, включая все отрасли – экономику, здравоохранение, образование, оборону и пр. В случае же прихода к власти гражданам Армении пообещали сформировать политическую команду, способную претворить в жизнь намеченные планы. Все это логически умещается в контекст выдвинутого нами предположения о дорогостоящем проекте.
По заверению оратора, все программы будут нацелены на защиту прав и интересов граждан, на процветание Армении и возвращение огромной группы эмигрантов на родину. Пашинян призвал граждан Армении, а также представителей армянской Диаспоры к активному участию в становлении партии «ГД» и осуществлении ее проектов. Большая ставка в этом дорогостоящем проекте сделана на армянскую молодежь, особое внимание уделено и участию представителей диаспоры в работах по подготовке партийных мероприятий. Обращает на себя внимание и заявления о необходимости формирования наблюдательских миссий из представляющих Диаспору активистов. Заметим, что участие представителей армянской Диаспоры в каком-либо проекте представляется весьма удобным: несмотря на отсутствие гражданства Армении, при любом раскладе они не считаются чужыми, что очень удобно для выполнения ими тех или иных поручений.
Другой заслуживающей внимания идеей, которая была озвучена на съезде, является идея о следовании внутри партии принципу коллегиального управления и отказу от института лидеров.
«Мы понимаем к каким грустным выводам пришло общество в результате сотрудничества с политическими партиями. Одной из наших первоочередных задач является то, чтобы не повторять ошибки действующих в Третьей Республике партий. Исходя из этого в нашей партии должно быть исключено наличие суперлидерства и наша партия должна не только де-юре но и де-факто управляться по принципу коллегиальности. Уже сейчас можно констатировать, что за время существования организации «ГД» не было принято никаких сверхцентрализованных решений. Все решения были приняты в результате коллегиального обсуждения на основе взаимного уважения. Важной особенностью «ГД» должно стать наличие реально действующей выборной системы внутри нашей структуры. Любой даже новый член партии имеет право войти в руковдство, быть включенным в пропорциональный список во время парламенстких выборов. Партия «ГД» должна стать сценой для формирования новых лидеров и новых политических деятелей», – заявил Никол Пашинян, который, скорее всего, и станет реальным лидером партии.
В основе этого подхода скорее всего не предпочтение коллегиального управления, а вынужденный отказ от привычного и традиционного для Армении, как и для многих стран, института лидеров. «ГД», где нет ярких лидеров, а наиболее известными деятелями являются политики «второго плана» как Сасун Микаелян и Никол Пашинян, пытается перевести игру в выгодную для себя плоскость.
Вызывает удивление и амбициозность проектов «ГД». Новая политическая структура весьма уверенно заговорила о смене власти и о том, что режиму будет противостоять сила, способная остановить фальсификации и положить конец многолетним победам власти на выборах. В этом контексте следует вновь напомнить критику «ГД», адресованную своим коллегам по оппозиционному цеху. Да, армянская оппозиция в лице «АНК» давала обещания сделать все возможное для смены власти, но представители этой партии неоднократно напоминали гражданам, что им противостоит не политическая сила, а, по сути, криминал со своими законами и нормами поведения. С другой стороны, очернение оппозиционных сил свидетельствует об искусственной природе «ГД», а возможно и о том, что эта партия выполняет заказ некоторых внешних сил на вытеснение с политического поля неподконтрольной, а потому и неудобной оппозиции. Именно Запад недоволен самостоятельной армянской оппозицией, которая, как видно, не намерена занимать антироссийскую позицию. Именно Запад предпочитает малопредсказуемых и психически неустойчивых людеров авантюрного типа, таких как Саакашвили в Грузии (и теперь на Украине) и Яценюк вкупе с Турчиновым на той же Украине. При одной мысли о том, что может стать с Арменией и ее народом, если не дай бог проект «ГД» окажется успешным, становится страшно...
Интересно также, что в день проведения съезда «Гражданского договора» некоторые армянские СМИ сообщили о том, что глава партии «Наследие» Раффи Ованнисян уже месяц как находится в Западной Армении и вроде бы даже рассматривает вариант поселиться там на длительный срок. Напомним, этот политик набрал в ходе президентских выборов в Армении в 2013 году почти 40 % голосов, и возможный поворот в его биографии может свидетельствовать в том числе о дальнейшем переформатировании политического поля страны.
Примечание
(1) политическое движение, парламентская фракция и партия АНК – понятия не равнозначные. Движение было многопартийным, во фракции 7 депутатов и только 3 из них представляют партию АНК
По материалам: russia-armenia.info
Армения политика и право