МЕСТНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ В АРМЕНИИ: ИЗБИРАТЕЛИ НЕ ПОДДЕРЖАЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 27.05.2015 | 14:16
17 мая в трех марзах (областях) Армении был проведен местный референдум, целью которого было выявить отношение избирателей к пилотному правительственному проекту укрупнения общин (муниципалитетов). Речь идет об общинах, которые должны объединиться вокруг центров Туманян (Лори), Шинуайр (Сюник), Дилижан (Тавуш). В случае успешной реализации пилотной программы в этих трех марзах предполагается её реализация и в других общинах.
Целью реформы и программы, направленной на укрепление общин, по словам заместителя министра территориального управления и чрезвычайных ситуаций Ваче Тертеряна, является создание более действенной и эффективной системы управления. «Программа укрупнения общин преследует всего одну цель – сделать органы местного самоуправления более эффективными, более способными, сконцентрировать ресурсы органов местного самоуправления Армении и осуществить более эффективное управление», – отметил он. Вся программа реформы (172 страниц) была представлена только в армянской версии на сайте Министерства территориального управления и чрезвычайных ситуаций.
По мнению представителей правительства, формирование власти, общинные/муниципальные выборы, составление программ для населенных пунктов, где проживает 30, 50 или 100 человек, являются нереалистичными. Иными словами, такие общины экономически нежизнеспособны.
Согласно правительственной программе, при объединении сёл их названия должны быть сохранены. Также предполагается, что нынешние главы малых сельских общин не будут сокращены и должны получить возможность работать в качестве административных работников в соответствующей общине или муниципалитете. Кроме того, реализация проекта приведет к сокращению школ, где учатся по 10-15 детей или в одном классе 7-8 человек.
Председатель НПО «Союз муниципальных финансистов Армении» Ваагн Мовсисян на слушаниях в парламенте 4 мая об укрупнении муниципалитетов заявил, что в 80% сельских общин капитальные затраты не превышают 5%, остальное идет на поддержание административного аппарата. Это значит, что практически весь скудный бюджет села идет на зарплату старосте, бухгалтеру и секретарю аппарата. «О том, чтобы ремонтировать дороги или школы, и речи идти не может. Причина проста – муниципалитеты слишком маленькие. Скажем, на село в 100 человек не может быть своей отдельной администрации», – сказал В. Мовсисян.
На парламентских слушаниях 15 мая представители оппозиции, согласившись с тем, что численность сельских общин чрезмерна (всего 915), полагают, что нынешняя правительственная реформа может только усложнить положение сельского населения. По мнению руководителя парламентской фракции партии «Процветающая Армения» (ППА) Наиры Зограбян, селяне недостаточно проинформированы о процессе укрупнения общин, что является причиной их беспокойства и опасений. «Если референдумы по укрупнению общин в выбранных селах пройдут честно, то 95% сельчан проголосуют «против», – заявил депутат той же фракции Лева Хачатрян. Секретарь фракции «Армянский национальный конгресс» (АНК) Арам Манукян высказался против проекта укрупнения общин. По его мнению, это приведет к внутренней миграции. Он отметил, что в сельских общинах не встретил ни одного человека, который бы поддержал данную идею. А. Манукян также добавил, что, если правительство направит в Национальное собрание проект по укрупнению общин, АНК сделает все возможное, чтобы он не получил одобрения.
АНК выступил со специальным обращением к избирателям еще в конце апреля. В документе, в частности, содержится призыв к отказу от планов «расширения общин путем их искусственного объединения». Также предлагается проводить подобные действия исключительно в добровольном порядке, сделав акцент на межобщинном сотрудничестве и развитии кооперации, ввести поправки в Избирательный кодекс Армении, восстановив законодательное ограничение сроков избрания глав общин. Наконец, оппозиционеры предлагают существенно расширить полномочия органов местного самоуправления и их источники финансирования.
15 мая в правительстве было проведено совещание по предлагаемым реформам и пилотной программе. На совещании присутствовали и руководители сельских общин, в основном больших. Среди присутствующих руководителей сельских общин большинство были членами правящей Республиканской партии Армении (РПА), которые, естественно, поддержали правительственную программу.
Результаты референдума, проведенного 17 мая, оказались достаточно примечательными. Например, голосование по укрупнению общин прошло в селах Агавнаванк, Гош, Тегут, Хачардзан, Агарцин, Овк и в городе Дилижан Тавушской области. Впервые за последние годы прибывшие из Еревана чиновники из областной администрации и правительственные функционеры не оказывали серьезного давления на избирателей. Активность избирателей была крайне низкой, и жители сёл не захотели присоединиться к Дилижану. Причины низкой активности избирателей видятся в следующем:
во-первых, граждане были оскорблены формальным характером референдума. Вышеупомянутый заместитель министра территориального управления и по чрезвычайным ситуациям В. Тертерян заявил, что хотя референдум и обязателен, при помощи его просто хотят узнать мнение населения. Согласно конституционным реформам 2005 г., окончательное политическое решение по вопросу объединения принимает Национальное собрание;
во-вторых, имела место неопределенность и неясность по многим вопросам относительно сути пилотной программы объединения общин. Чиновники, приезжающие в общины якобы для разъяснения её положений, не дали ни одного внятного ответа на многочисленные вопросы сельских избирателей. Непонятно, будут ли решаться в положительную сторону острые вопросы с транспортом, обеспечением оросительной и питьевой водой, делающие жизнь сельчан чрезвычайно трудной и во многом способствующие оттоку населения. Хорошо видны эти проблемы в селе Овк Тавушской области, расположенном в 27 километров от Дилижана: дорога в село труднопроходима, в последний раз ее асфальтировали в 1990-е, автобус перестал ходить два года назад. По оценочным данным, из почти 350 избирателей в селе находится около 200, остальные уехали на заработки в Россию. Избиратели осознали, что для правительства, в первую очередь, важно сократить расходы благодаря устранению сельских администраций, а также осуществить какие-то программы на европейские грантовые средства;
в-третьих, избиратели не поверили в эффективность работы будущих представителей администрации в малых селах;
в-четвёртых, жители малых сельских общин полагают, что есть круг вопросов, по которым они должны принимать решение исключительно самостоятельно, в то время как после укрупнения общин это право у них просто отберут;
в-пятых, по мнению сельских избирателей, центр вокруг которого должны были объединиться общины (в Тавуше это Дилижан, в Лори – Туманян, в Сюнике – Шинуайр), не будет интересовать судьба малых сел, но решения будут принимать именно представители этих более крупных центров, у которых в будущем гипотетическом совете общины будет большинство;
наконец, в-шестых, укрупненные общины получат право на продажу и предоставление аренды земель, принадлежащих сегодня малым общинам.
При этом некоторые СМИ со ссылкой на представителей ЦИК Армении поспешили сообщить о том, что большинство участников голосования выступили за укрупнение общин, не вдаваясь при этом в детали произошедшего. Согласно законодательству, для того, чтобы получить ясно выраженное мнение жителей, необходимо, чтобы в поддержку того или иного предложения высказалось не менее 1/3 от общего числа зарегистрированных избирателей. Между тем в 11 из 14 общин, где АНК контролировал ход голосования, референдум не состоялся.
В целом в двух из трех марзов где был проведен референдум (Лори, Тавуш), избиратели сёл, которые предполагается объединить вокруг нового общинного центра (соответственно Туманян и Дилижан) не поддержали пилотную программу правительства.
Интересно, что в день голосования на официальном сайте ЦИК информация об активности избирателей отсутствовала. При этом секретарь ЦИК Армении А. Смбатян сделал корреспонденту «Кавказского узла» любопытное заявление: «Местный референдум отличается от других референдумов. Власти поставили перед собой цель лишь узнать мнения людей. По итогам референдума не будет принято решение. Правда, референдум проводился согласно Избирательному кодексу, однако его итоги не будут обобщены». Надо полагать, что это по меньшей мере странное заявление стало следствием именно того обстоятельства, что избиратели в двух марзах не поддержали предложенный вариант правительственной программы реформ.
ЦИК представил усредненные данные по каждой области в отдельности, где превалирует результат будущих центров общин, но сознательно не указываются результаты голосования, полученные по селам. Надо полагать, что если правительство, манипулируя данными ЦИК, и попытается сослаться на вышеупомянутую трактовку результатов, оно встретит серьезные проблемы в парламенте страны.
Совершенно очевидно, что система местного самоуправления в Армении нуждается в серьезной реформе, а европейские гранты и профессиональная помощь европейских экспертов теоретически могли бы оказать здесь серьезную помощь. Однако реформы, подготовленные в правительстве, не учитывают мнение граждан и просто-напросто «продавливаются» правящей администрацией. Кстати, по сути, действия правительства в данном случае противоречат Европейской хартии местного самоуправления, которая предполагает, что эффективное управление включает в себя множество компонентов, включая транспарентность, верховенство закона и участие граждан.
Возможные политические последствия де-факто проваленного референдума по правительственной программе укрупнения общин пока в полной мере не ясны. Есть, однако, опасение: как бы реальные итоги референдума не вызвали внутриполитического противостояния в стране.
Следует также спроецировать ситуацию вокруг референдума на процессы евразийской интеграции, в которые активно включилась Армения. Как бы у кого из властей предержащих не возник соблазн распространить подобные методы имитации решения острых проблем и на сферу внешней политики.
По материалам: Ритм Евразии
Армения политика и право