Сегодня ни одна из стран постсоветского пространства, имеющая затяжные конфликты на своей территории, не может обрести ту степень независимости, которая позволила бы ей без оглядки, будь то в сторону Запада или России, стать полновесным государством. В настоящее время представляется, что единственным условием урегулирования затяжных конфликтов в этой зоне, является активное использование общих активов, находящихся в арсенале как самой России, так и Запада.
В сравнении с другими постсоветскими странами Грузии удалось максимально близко придвинуться как к самому Альянсу, так и к ЕС, однако вопрос о ее членстве в них по-прежнему остается все еще открытым.
Главными «приманками» Запада в отношении постсоветских стран в целом, и Грузии, в частности, является интеграция в западные структуры и, прежде всего, членство в НАТО и ЕС, позволяющие этой кавказской стране, как рассчитывают представители правящих элит в Тбилиси, в полной мере стать частью западного сообщества.
В настоящее время Вашингтон стремится заметно активизировать свою политику в отношении постсоветских государств с целью интегрировать их в западные структуры за счет усиления натовской составляющей, которая, на взгляд США, должна осуществляться параллельно с оказанием прямой поддержки Вашингтона в области проведения военных, гражданских и социальных реформ. На последнем саммите НАТО, состоявшемся в Уэльсе 4-5 сентября 2014 г., был утвержден пакет «усиленного сотрудничества» с Грузией, предусматривающий оказание всесторонней помощи Грузии на пути ее членства в альянсе. Он переводит отношения Грузии и НАТО на новый уровень и предусматривает ряд конкретных решений. Среди них – заявление о создании совместного учебно-тренировочного центра, открытие которого запланировано на конец этого года, а также формирование постоянной группы экспертов альянса для содействия военным реформам в этой стране, принятое во время первой встречи новоиспеченного Генсека НАТО Йенсом Столтенбергом с премьер-министром Грузии Ираклием Гарибашвили, которая состоялась в ноябре 2014 г. в Брюсселе. С открытием центра НАТО в Грузии функции альянса в отношении проводимой им политики в этой стране существенно расширятся. Если ранее совместные учения вооруженных сил Грузии и НАТО в целом были направлены на подготовку к участию в миротворческих операциях, то открытие совместного центра создаст новые возможности в области двустороннего сотрудничества, призванного, в первую очередь, усилить обороноспособность этой страны. Характерно, что по итогам заседания Комиссии Грузия-НАТО, состоявшегося 14 января этого года, Генсек Североатлантического альянса отметил, что более 12-ти государств-членов НАТО уже заявили о готовности внести свой вклад в реализацию усиленного пакета НАТО для Грузии, который будет осуществляться путем предоставления Тбилиси как финансовой поддержки, так и отправки персонала. При этом США, по словам Генсека НАТО, будут играть решающую роль в сотрудничестве Грузии с альянсом.
Все это, включая последние масштабные учения на грузинской территории, подтверждает, во-первых, растущую поддержку официальному Тбилиси со стороны НАТО, направленную на модернизацию системы безопасности Грузии. Это является одним из ключевых требований НАТО на пути членства Тбилиси в Альянсе. Во-вторых, расширением совместных программ в сфере военного сотрудничества Вашингтон и Брюссель вновь демонстрируют намерений НАТО и США в отношении проводимой ими политики в Грузии.
В настоящее время официальный Тбилиси уверен, что прозападная ориентация – единственный способ укрепления грузинской государственности и всестороннего развития страны, и это надо учитывать. 18 декабря 2014 г. на сессии Европарламента в Страсбурге было ратифицировано Соглашение об ассоциации между Грузией и ЕС.
Действуя в рамках Трансатлантического партнерства, Европа, в своем стремлении распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, пытается обновить и усовершенствовать свой собственный пакет для стран «Восточного партнерства», осознав недочеты своей «восточной политики», главным из которых является неспособность Брюсселя определить, что является конечной целью для стран «Восточного партнерства», равно как и политическая нерешительность и излишняя бюрократизация ЕС.
Для реализации этой цели ЕС выработал дорожную карту (A Democracy roadmap from Vilnius to Riga), направленную на расширение сотрудничества со странами «Восточного партнерства» и призванную определить перспективы этих стран после вильнюсского саммита 2013 г. вплоть до следующего саммита ЕС, который должен состояться в Риге в мае этого года. В проекте документа речь не идет о возможности членства этих стран в Евросоюзе, однако отмечается, что европейский пакет должен стать таким проектом, который может предложить этим странам куда больше возможностей, чем Соглашение об ассоциации с ЕС. Он содержит положения, касающиеся облегченного визового режима, обмена студентами, а также большего привлечения стран «Восточного партнерства» к общественным программам. Показательно, что в этом проекте содержится и намерение Брюсселя усилить роль ЕС в вопросе урегулирования затяжных конфликтов: превратить реализацию Соглашения об ассоциации в механизм, способный предоставить постсоветским государствам с территориальными проблемами возможность укрепить связи с сепаратистскими территориями и всячески способствовать активизации взаимных контактов. Конечной целью Трансатлантического партнерства должно стать достижение крайне эффективного сотрудничества между США и ЕС посредством широкой координации совместных действий в рамках процесса реформирования европейской структуры безопасности на основе принципов ОБСЕ, а также отвечающего задачам НАТО.
В настоящее время США и ЕС уже приступили к разработке совместного плана и определили цели на краткосрочную и долгосрочную перспективу как по двусторонним вопросам, так и по вопросам мирового и регионального уровней. Таким образом, по замыслу западных стратегов, ЕС, нуждающийся в новой восточной политике, должен расширять поддержку гражданскому обществу и укреплять отношения со странами с помощью торговли стипендиальных программ и облегчения визового режима, а НАТО, в свою очередь, необходимо развивать военное сотрудничество, выходя за рамки членства в блоке.
Что же касается российских активов на постсоветском пространстве, то основным атрибутом национальной политики СССР стала перекройка территориальных границ, произведенная, как убеждены многие в Грузии, в соответствии с имперским принципом «разделяй и властвуй». После распада Советского Союза именно эта проблема явилась, с одной стороны, главной «головной болью» практически всех бывших советских республик, ставших независимыми государствами. Межреспубликанские административные границы в одночасье стали межгосударственными, что не могло не привести к серьёзным проблемам. Ярким примером вышеупомянутой политики в отношении Грузии стало, с одной стороны, территориальное размежевание с Азербайджаном и РСФСР, с другой – включение в её состав Абхазской и Аджарской автономных республик, а также Юго-Осетинской автономной области, сформированных по этническому и религиозному принципам. Пытаясь противостоять тому, что они расценивали как давление со стороны властей в Тбилиси (что имело место, в частности, в сталинский период), эти автономии всегда больше ориентировались на Москву, рассчитывая на мощную поддержку со стороны центральной власти. Все это осложнило проблему сохранения территориальной целостности Грузии, учитывая ее небольшие размеры и территориальное устройство – она включает более 25 этнографических и субэтнических групп, представляя, при всей условности аналогий, микромодель России. В грузинских экспертных кругах распространено убеждение, что именно этот принцип стал главным рычагом российской политики в отношении постсоветских государств. Вот почему разрубить этот «гордиев узел» при урегулировании конфликтов на территории постсоветских государств без участия России не представляется возможным.
Тем не менее, главная проблема, стоящая на пути Грузии полноценной интеграции с Западом, заключается в том, насколько эта страна будет готова пожертвовать своей территориальной целостностью (в рамках границ бывшей Грузинской ССР) в пользу западных устремлений. Эта проблема стоит остро перед Грузией, потерявшей 20% своей территории в результате августовских событий 2008 г. В настоящее время Тбилиси в полной мере осознает, что эту проблему в одиночку ему решить не удастся, и, главным образом, за счет неспособности обеспечить политическую стабильность и сплоченность нации.
Таким образом, несмотря на прогрессирующее взаимное отчуждение, необходимость взаимодействия России с Западом в области урегулирования затяжных конфликтов на постсоветском пространстве резко возрастает, а единственный способ их решения – это сочетание западных и российских рычагов влияния, что диктуется самим временем, требующим использования более изощренных механизмов, а также полного отказа как от новых разделительных линий, так и игр с нулевой суммой.
Впрочем, как это сделать в условиях нарастающей взаимной конфронтационной риторики и соответствующих практических действий, пока не совсем понятно. Однако рано или поздно сделать это все-таки придется в условиях, когда главной задачей обеих сторон станет реальное урегулирование конфликтов на территории постсоветских стран с проблемными территориями, а не их имитация.
Н.А.Гегелашвили - Руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН
29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.
ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...
Армения и Азербайджан сегодня. События и комментарии. Электронный бюллетень N 2, 2012
При поддержке посольств Британии в Армении и Азербайджане Исследовательский центр «Регион» (Армения) и Институт мира и демократии (Азербайджан) реализовываютso проект «Расширение знаний о «той стороне» и утверждение взаимопонимания между армянами и азербайджанцами с помощью информации «из первых рук» (апрель 2012- апрель 2014). Это – новый раунд работы, направленной на расширение знаний армян и азербайджанцев друг о друге.
Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы России
В сборнике анализируются различные аспекты внешних связей стран Прикаспия, получившие развитие в условиях глобального финансово-экономического кризиса, а также действияих важнейших внешнеполитических и экономических партнеров - прежде всего США и Китая. Предлагаются оценки влияния этих процссов на интересы России...
Север - Юг - Россия. Ежегодник. 2009
В ежегоднике прослеживаются основные тенденции, процессыи наиболее важные события во взаимоотношениях стран Центра, Полуперифесии и Периферии, а также позиции России в этом взаимодействии.
ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...
On the Vector of Economic Development of Post-Communist Georgia
The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.
О проекте общекавказского алфавита
В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.
Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами
...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗИАТСКОГО МУЗЕЯ]
...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...
Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе
В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...
Зимние походы убыхов на Абхазию
Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...