О НЕДАВНЕМ КРЕДИТЕ АРМЕНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО БАНКА РАЗВИТИЯ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 12.05.2015 | 15:03
14 апреля 2015 года между правительством Армении и Евразийским банком развития (ЕАБР) был подписан Договор о предоставлении армянской стороне инвестиционного кредита в 150 млн долл сроком на 20 лет. Средства выделяются на финансирование инвестиционного проекта «Строительство автотранспортного коридора «Север – Юг» и будут будут предоставлены из Антикризисного фонда Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Договор подписали министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян и председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин. Последний после подписания документа отметил, что ЕАБР готов обсудить перспективы осуществления инвестиций в Армении. Данный транш предполагается использовать для строительства коридора протяженность 20,5 км от Агарака в сторону Каджарана. Изначально предполагалось, что необходимые инвестиции для строительства этого участка дороги должны составлять 100 млн долларов. Однако, исходя из содержания договора о предоставлении кредита ЕАБР, очевидно, что цена строительства на данном участке возросла на 50 % от проектной. Пока от официальных источников в Ереване нет никаких внятных объяснений относительно того, за счёт чего произошло это удорожание. Однако, как нам представляется, главная причина удорожания – строительство туннеля.
Напомним, что чуть более пяти лет назад Правительство Армении во главе с премьер-министром Тиграном Саркисяном, одобрило инвестиционную программу строительства транспортного коридора «Север – Юг». Тогда же было подписано рамочное финансовое соглашение между Арменией и Азиатским банком развития (АБР/ADB) на общую сумму в 500 млн долларов США. Самым интересным в этой программе было то, что ADB, главной действующим лицом которого является Япония, редко выдаёт кредит превышающие 50 млн долларов. Таким образом, следует констатировать, что кредит предоставленный АDB Армении для реализации вышеупомянутой инвестиционной программы, по факту можно считать беспрецедентным.
Так что это за такой проект, что после подписания программы с ADB, «неожиданно» понадобилось еще 150 долларов от ЕАБР?
Новая дорога должна быть кратчайшей связью между черноморскими портами Грузии (Батуми и Поти) с иранским побережьем Персидского залива. Если проект будет успешно реализован, то Армения станет транзитной страной, связывающей эти два экономических региона.
В отличие от нынешнего положения дел, когда основной грузопоток между Арменией и Грузией приходится на участок Садахло (Грузия) – Баграташен (Армения), часть его, согласно проекту, будет перенаправлена на другое направление. Речь идет о пограничном пункте Бавра (последний пункт на территории Армении по пути в Грузию), который совершенно незагружен. Между тем, если переместить часть грузопотока из Садахло – Баграташена в Бавру, то вполне реально сокращение времени в пути большегрузного трейлера на 6 часов. Поэтому речь идет о проекте, связывающем Мегри (армянский пограничный пункт на границей с Ираном) с Баврой. Более точно маршрут обозначается следующим образом: Мегри – Агарак – Капан – Горис – Ереван – Аштарак – Гюмри – Бавра. Общая протяженность трассы составляет 556 км. Общие правительственные оценки стоимости строительства предполагают, что для успешного завершения проекта необходимо до 1,5 млрд долларов США. Изначально предполагалось, что, помимо вышеупомянутого кредита кредита ADB, оставшуюся сумму власти Армении намерены привлечь от других доноров или частных компаний. К ним также относится вышеупомянутый кредит в 150 млн долларов от ЕАБР.
В проектировании трассы участвует французская компания EGIS International. Строительство ведет испанская компания Corsan Corviam Construccion AS, хотя на участие в тендере на строительство подавали заявки 4 китайские и 2 испанские компании. Начальное предложение Corsan Corviam Construccion AS составляло 264 млн долларов США, однако по результатам переговоров сумма была сокращена до 250 млн долларов.
Работы по первому траншу (или, условно, первой очереди), относятся к трассе Ереван – Арарат (38,1 км), включая участки Ереван – Аштарак (11,4 км) и Ереван – Арташат (19,6 км).
Объем финансирования оценивается в 70,4 млн долларов, из коих ADB – 60 млн долларов (86%), софинансирование Республики Армения – 10 млн долларов (14%)
План работы по второму траншу Аштарак – Талин (41,9 км) предполагает объем финансирования в 210 долларов, из коих ADB – 170 млн долларов (81%), софинансирование Республики Армения – 40 млн долларов (19%).
Софинансирование армянской стороны по эти двум траншам должно было составлять 50 млн долларов. В результате тендера удалось сэкономить 30 млн долларов. Стоимость 1 км дороги равна 2,7 млн долларов.
Консультирование и надзор за строительством осуществляет совместное предприятие опять-таки испанской Eptisa и бельгийской Safage.
Третий транш, предназначенный для финансирования участка Талин – Гюмри, разбит на два участка Талин – Ланджик протяженностью 18,7 км и Ланджик – Гюмри протяженностью 27,47 км. Финансироваться строительство этого участка будет из кредита ADB в 100 млн долларов, кредита в 60 млн евро Европейского инвестиционного банка (European Investment Bank – EIB) и гранта EIB в 12 млн евро.
Таким образом, ADB финансирует в основном те участки, которые находятся на северном направлении (по линии Бавра – Арарат). Протяженность это отрезка составляет 220 км – почти половину всей трассы, и на ее финансирование уходит почти треть от общей суммы. Именно этот отрезок трассы имеет относительно удобный профиль местности. Что касается южных участков со сложным профилем местности, в том числе участков в южном марзе Сюник, то ADB предпочитает их «не замечать», оставляя Еревану право решать вопрос поиска партнеров по финансированию этих сложных участков трассы. То же самое относится и к EIB. Таким образом, вышеупомянутый кредит ЕАБР является первым кредитом, который предназначен для финансирования участка проекта со сложным профилем в марзе Сюник.
Есть ли в происходящем какая-то закономерность?
На наш взгляд – да. И причины этого – геополитические и геоэкономические. Исходя из кредитной политики ADB и EIBМ, можно сделать предположение о том, что она по-прежнему ориентирована на возможную реализацтию сценариее опубликованного в 1990-е годы «Плана Пола Гобла» по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Напомним, речь шла об обмене территориями между Азербайджаном и Арменией, в рзультате чего граница последней с Ираном могла быть утеряна. С другой стороны, в вопросе участков трассы, находящихся ближе к границе с Грузией, проблем с финансированием нет.
Данная политика западных центров силы в лице Брюсселя / Вашингтона (Токио, который стоит за ADB, является стратегическим союзником США), является согласованной линией в отношении Армении и, в частности, марза Сюник. Через некоторые проекты и сделки западные страны пытаются усились здесь свое присутствие. К числу таких сделок относится недавно согласованное решение о продаже Арменией американской компании Contour Global Hydrocascade Воротанского каскада ГЭС. Другим таким проектом можно считать проект по добыче золота в месторождении Амулсар компании Lydian International (ее основными акционерами являются Международная финансовая корпорация – IFC, Европейский банк реконструкции и развития – EBRD, а также Newmont Mining Corporation). Главная цель этих проектов состоит в том, чтобы, с одной стороны, иметь максимальное влияние в марзе Сюник, а с другой – обрести рычаги для реализации «Плана Пола Гобла». В этом контексте отметим, что весьма важным является то обстоятельство, что губернатором марза Сюник является достаточно скандальная фигура – Сурен Хачатрян, который может быть подвержен манипуляциям и давлению вследствие наличия на него обширного компромата.
В сложившейся ситуации, в рамках геополитической и геоэкономической борьбы между ведущими внешними игроками за Армению и, в частности, за влияние в марзе Сюник, решение руководства ЕАБР о предоставлении кредита для проекта автотранспортного коридора «Север-Юг» (транш 4.2)» следует признать верным. В то же время очевидно, что реализация этого кредитного соглашения потенциально может нести коррупционные риски. Надо полагать, что и в дальнейшем регионы Армении, близкие к иранской границе, будут продолжать оставаться ареной скрытой геополитической борьбы между западными центрами силы с одной стороны, и Ираном и Россией – с другой. Целью этой борьбы для западных центров силы является минимизация числа коммуникационных коридоров между Россией и ее союзниками с Ираном (Ближним Востоком), либо же над ними установления прямого или косвенного контроля. Задачи Ирана и России, напротив, заключаются в расширении числа и технологических возможностей этих коммуникационных коридоров.
специально для kavkazoved.info
Армения Евразийский Союз Иран коммуникации Россия США экономика