В ЭТОЙ ПАРТИИ НИКТО НЕ МОЖЕТ «СЫГРАТЬ ИГРУ» ВМЕСТО АРМЕНИИ И ТУРЦИИ
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 07.05.2015 | 22:52
Собеседник Первого Информационного – председатель действующего в Москве Научного общества кавказоведов, политолог Александр Крылов.
– Господин Крылов, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Москва будет способствовать нормализации отношений между Арменией и Турцией. Он также подчеркнул, что Москва всегда была сторонником подписания армяно-турецких протоколов. Как Вы считаете, есть ли вариант для подписания этих протоколов? И что может сделать Москва?
– Такой вариант есть. Но от Москвы его реализация не зависит в определяющей степени. Если обе страны проявят твердое намерение нормализовать отношения, то они должны откровенно обсудить весь комплекс разделяющих их проблем. Эти проблемы хорошо известны, но они были выведены «за скобки» процесса подготовки и подписания протоколов. Именно поэтому последовавший вслед за этим провал в их ратификации был вполне закономерным. Начинать необходимо с обсуждения главного, с того, что разделяет Армению и Турцию. Для Турции это опасения по поводу возможных территориальных и финансовых последствий международного признания Геноцида армян. Для Армении это проблема официального признания Турцией геноцида армян.
К этим двум основным проблемам добавляются противоположные оценки карабахского конфликта, также имеющего собственный исторический контекст, который необходимо учитывать. Очевидно, что Москва (как и Париж или Вашингтон) не в состоянии решить эти проблемы и даже предложить свой путь их решения. Это дело Армении и Турции. В этой партии никто не может «сыграть игру» вместо них самих.
При этом очевидно, что неурегулированность армяно-турецких отношений дает большой простор для деятельности внешних сил, которые используют это обстоятельство в интересах собственной политики. К примеру американские дипломаты многократно заявляли о скором решении карабахской проблемы. Вряд ли они были столь некомпетентны или наивны, чтобы в самом деле испытывать подобный оптимизм. Подобные заявления обычно являются составной частью дипломатических игр и относиться у ним нужно трезво, без излишних иллюзий.
– Сергей Лавров также заявил, что есть возможность для продвижения в Нагорно-Карабахском урегулировании. «Есть возможности найти обще приемлемую основу для движения вперед, и рассчитываем, что предстоящие контакты позволят все-таки ускориться в этом вопросе», - сказал он. В той ситуации, когда есть конфронтация между Россией и Западом, действительно есть возможность найти варианты урегулирования конфликта, которые устроили бы всех сторон?
– Состояние отношений России и Запада может быть разным, но не оно играет определяющую роль в процессе урегулирования карабахской проблемы. Возможность для продвижения в урегулировании всегда есть, но в данном случае это скорее в плане теоретическом, а не практическом.
Очевидно, что ситуация не идет в направлении к урегулированию, наоборот, она идет в сторону роста напряженности. Какую-то роль в этом играет конфронтация России и Запада, но есть и многие другие внешние факторы, которые этому способствуют. К Южному Кавказу примыкает зона нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке. Происходящее ныне в Сирии, Ираке, Йемене и других странах показывает, какое будущее может ожидать регион в случае, если он будет поглощен этой зоной нестабильности. Для всего Южного Кавказа это куда более актуальная угроза, чем нынешняя напряженность в отношениях Россия-Запад. Возможности найти взаимоприемлемый вариант урегулирования карабахского конфликта в настоящее время я не вижу. Власти и общества в Армении и Азербайджане не готовы к компромиссному решению проблемы, в этом главная причина тупика в переговорном процессе. Пока эта ситуация не изменится – рассчитывать на мирное урегулирование не приходится.
– В Париже намечается встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана с сопредседатели Минской группы ОБСЕ, не исключается возможность приготовления встречи между президентами Армении и Азербайджана. Эти встречи к чему-нибудь приведут? Какого рода компромиссы возможны?
– Обычно результатом подобных встреч является сам факт встречи на высшем уровне и договоренность «продолжить процесс» в будущем. Встречи имеют скорее ритуальный характер и являются частью дипломатической игры. Рассчитывать на реальное продвижение мирного процесса путем подобных встреч вряд ли приходится, компромисс продолжает оставаться возможностью сугубо теоретической. Не думаю, что в современной ситуации внешнее давление, даже если оно будет оказано, сможет изменить ситуацию и заставить стороны конфликта отказаться от своих взаимоисключающих позиций.
– Экономическая ситуация в Азербайджане в связи с ценами на нефть, может ли вызвать поспешные решения в Азербайджане в вопросе карабахского конфликта?
– Цены на нефть не оказывают заметного влияния на позицию Баку. Эта позиция состоит в том, что все «оккупированные Арменией территории» должны быть возвращены Азербайджану. В более отдаленной перспективе, по мере истощения месторождений и уменьшения объемов добычи нефти и газа, это может повлиять на позицию Баку, сделать ее менее воинственной, чем ныне. Однако, это перспектива – очень отдаленная во времени. Куда более близким может стать фактор деятельности исламских радикалов, несущий угрозу дестабилизации Южного Кавказа. В этом случае нынешние региональные проблемы могут утратить свою актуальность перед лицом новых опасных вызовов.
По материалам: ru.1in.am
Армения безопасность дипломатия Нагорный Карабах Россия Турция