ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В ЕРЕВАН В ЕВРАЗИЙСКОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Публикации | Саркис МАРТИРОСЯН | 26.04.2015 | 20:43
Приезд президента России Владимира Путина в Ереван на мероприятия, посвященные 100-летней годовщине начала геноцида армян в османской Турции, ожидался армянским обществом, поскольку считался естественным и вытекающим из логики отношений между народами двух стран, сформировавшейся в течение последних 350 лет. Напомним, что Государственная дума России дважды, в 1995 и 2005 гг., принимала специальные постановления и заявления об осуждении геноцида армянского народа. А во время своего визита в Армению в 2001 г. нынешний президент РФ оставил в книге почетных посетителей Музея-института геноцида армян запись следующего содержания: «Россия всегда воспринимала боль и трагедию армянского народа как свою собственную. Низко склоняем головы перед памятью жертв геноцида армянского народа. Владимир Путин».
Отметим, что мероприятия, посвященные 100-летию геноцида, проходили в очень непростой международной обстановке, как в глобальном, так и в региональном контексте. Прежде всего, имеется в виду кризис на Украине, последствия которого спроецировались на большинство стран постсоветского пространства более всего в финансово-экономическом плане. К этому следует добавить кризис в отношениях Запада и России, а также взаимные экономические санкции.
Остановимся более подробно на фоне, предшествующем поездке президента В. Путина в Ереван. Кризис на Украине и отказ Болгарии под давлением Брюсселя от проекта «Южный поток», который был ориентирован на поставки российского газа в страны Южной и Центральной Европы, вынудил руководство концерна «Газпром», не отказываясь от самой этой идеи, искать альтернативные маршруты. В январе 2015 г. между руководством Турции и России была достигнута договоренность о проекте газопровода «Турецкий поток» мощностью 63 млрд. кубометров газа в год (из них 14 млрд. кубометров будут предназначены для Турции), который планируется проложить по дну Черного моря. Далее на границе Турции и Греции предполагается строительство газового хаба, через который голубое топливо будет отправляться в страны Центральной и Южной Европы.
Очевидно, что данный проект по геополитическим и геоэкономическим соображениям не устраивает Вашингтон и Брюссель, т.к. делает Турцию чрезвычайно значимой страной для поставок энергоносителей в Европу с восточного направления. Кроме того, общий объем торговли товарами и услугами между Турцией и Россией составляет около 50 млрд. долларов в год. Есть планы его увеличения до 100 млрд. долларов в год, и на фоне антироссийских санкций ЕС они вполне реальны.
Таким образом, Турция является важнейшим экономическим партнером России в регионе Черного моря. Однако при этом она, как член НАТО и союзник США, остается геополитическим, геоэкономическим и военным оппонентом Москвы в регионе Южного Кавказа, а также (во многом) на Ближнем и Среднем Востоке.
Все вышеизложенное ведет к системному давлению на Турцию со стороны западных центров силы (Брюссель/Вашингтон), а тема геноцида армян в османской Турции является одним из самых болезненных рычагов такого давления на Анкару.
Помимо вышеупомянутых экономических и геоэкономических причин, завязанных на сотрудничество с Москвой, есть еще одна причина, по которой США и ЕС используют тему геноцида армян в качестве рычага даления на Анкару. Речь идет о том, что руководство нынешней Турции (а точнее политический тандем Р. Эрдоган – А. Давутоглу) провалило ратификацию армяно-турецких протоколов, подписанных в Цюрихе в ноябре 2009 г. Согласно негласной договоренности между сторонами, именно парламент Турции должен был первым ратифицировать протоколы. Предполагалось, что этот процесс завершится до конца 2010 – начала 2011 г. Однако под давлением Азербайджана, своего военно-политического союзника на Южном Кавказе, Анкара начала требовать от Еревана уступок в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в обмен на ратификацию протоколов и открытие сухопутной границы с Арменией. Однако из этого ничего не получилось, и протоколы остались нератифицированными.
В период активных политических и дипломатических процессов вокруг армяно-турецких протоколов процесс признания геноцида армян в османской Турции парламентами стран мира был фактически заморожен, т.к. многие страны, особенно члены ЕС, ожидали ратификации протоколов, полагая что признание геноцидом событий 1915 г. в османской Турции может воспрепятствовать нормализации армяно-турецких отношений. Теперь же, после того как турецкая сторона не выполнила своих обязательств по ратификации протоколов, своеобразное политическое табу на признание геноцида армян оказалось «снятым», и последовала резолюция Европарламента от 15 апреля с.г., которая де-факто призвала страны ЕС продолжить процесс признания. Парламенты и политики некоторых стран ЕС, таких как Австрия и Германия, также не остались в стороне, а некоторые даже ввели криминальную ответственность за отрицание факта геноцида (Кипр). Не остались без внимания мировой общественности и слова папы римского, который, как и один из его предшественников Иоанн Павел Второй, признал факт и осудил геноцид армян.
Руководство России получило одновременно два приглашения на участие в мероприятиях 24 апреля. Первое от Еревана – принять участие в мероприятиях, посвященных 100-летию начала геноцида армян в османской Турции. А второе уже от Анкары – присутствовать на мероприятиях, посвященных 100-летию Галлиполийского сражения (Дарданелльской операции) Первой мировой войны. Москва, на наш взгляд, приняла сбалансированное решение. В Ереван отправился президент, поскольку в отличие от Турции, Армения является единственным военно-политическим союзником России в регионе Южного Кавказа, а также членом Евразийского экономического союза. В настоящее время идёт непростой процесс адаптации реалий формирующегося союза и армянской экономики. Конечно, армянские предприятия получают от выхода на рынки стран ЕАЭС дополнительные возможности, однако ими необходимо грамотно распорядиться.
Накануне Коллегия Евразийской экономической комиссии одобрила распоряжение о присоединении Армении к единому рынку услуг ЕАЭС. Речь идет о многих секторах, потенциально важных для армянской стороны. «В рамках функционирования единого рынка услуг на территории стран ЕАЭС, включая Армению, будут созданы условия для обеспечения свободного движения услуг, что приведет к созданию новых видов бизнеса в сфере услуг на территории стран – партнеров ЕАЭС, позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономики стран союза за счет направления внутренних денежных потоков», – отметили в исполнительном органе ЕАЭС.
Помимо рамок ЕАЭС, Москва и Ереван связаны также достаточно «продвинутыми» документами военно-политического характера. Конечно, в ходе переговоров на высшем уровне в Ереване не могло не обсуждаться сотрудничество по всем направлениям, не свободное как от проблем объективного характера (связанных, например, с отсутствием между нашими странами общей границы), так и от деструктивных внешних вбросов.
Что же касается Турции, то эта страна является важным, но все-таки прежде всего торогово-экономическим партнером России. Несмотря на то, что Российская империя принимала участие в Галлиполийском сражении всего лишь одним кораблём, тем не менее в Анкару для участия в торжествах направилась весьма представительная российская делегация во главе со спикером Государственной думы Сергеем Нарышкиным.
Данное решение российского руководства было подвергнуто критике в турецкой прессе, а вечером 24 апреля турецкий МИД выступил с осуждающими заявлениями, сопровождающимися бездоказательными обвинениями в адрес России. «Несмотря на все наши предупреждения и призывы, президент России Путин расценил события 1915 года как геноцид. Мы это не приемлем и осуждаем. Для Турции такие политические заявления, являющиеся открытым нарушением права, не имеют законной силы», – сказано в заявлении. Его авторы утверждают также, что высказывание В. Путина сделано в поддержку односторонних интересов Армении: «Россия может сделать одну вещь — это отказаться от своей односторонней позиции и позитивно способствовать реализации призывов Турции к армянам и Армении о дружбе и мире».
Впрочем, всё это вряд ли что-то изменит. Напомним, Анкара периодически предпринимает громкие акции, вплоть до отзыва послов и бойкота товаров «неугодной» страны, однако потом всё тихо возвращается на свои места: в прагматизме турецким политикам и дипломатам не откажешь, а сотрудничество с Москвой сулит немало выгод. К тому же в Анкаре понимают, что принятое в Москве решение основано на приоритетах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и помощник главы государстваа Юрий Ушаков подчеркнули, что визит Владимира Путина в Армению ни в коей мере не отразится на отношениях между Россией и Турцией, которые имеют под собой прочную экономическую базу. Политика Москвы в этом сложном вопросе отличается от политики Брюсселя и Вашингтона тем, что она никогда не указывала Анкаре, как ей надо относиться к вопросам, связанным с историей. Поэтому в Кремле изначально полагали, что Анкара с пониманием отнесется к участию В. Путина в траурных мероприятиях в Ереване.
За два до прибытия в Ереван президент России выступил со специальным посланием по случаю 100-летней годовщины геноцида армян. Данный момент интересен тем, что послания аналогичного содержания, но без использования термина «геноцид», адресованные гражданам армянского происхождения своей страны, ежегодно представляет президент США. Это обстоятельство в очередной раз демонстрирует умение руководства России брать на вооружение политтехнологические ходы, используемые лидерами других стран и умело адаптировать их к своим политическим реалиям.
Уже 24 апреля, когда президент В. Путин находился в Ереване, Государственная дума РФ 427 голосами «за» при 5 «воздержавшихся» приняла заявление в связи с годовщиной геноцида армян.
Во время своего короткого, но насыщенного выступления на траурной церемонии в Ереване глава Российского государства подчеркнул, что отношения народов двух стран всегда отличались духовной близостью и взаимной поддержкой во время драматических событий. Как нам представляется, центральным в его выступлении был следующий тезис: «Мировое сообщество обязано делать все, чтобы трагические события прошлого никогда не повторялись, чтобы все народы могли жить в мире и согласии, не зная ужасов, к которым приводят разжигание религиозной вражды, агрессивный национализм и ксенофобия».
Казалось бы сказанное – простые слова и почти прописные истины, однако на фоне неурегулированного украинского кризиса и ситуации, сложившейся на Среднем Востоке (Ирак, Сирия и Йемен), они представляются более чем актуальными.
Президент В. Путин провел свою первую в этом году встречу тет-а-тет со своим коллегой Сержем Саргсяном (в прошлом году таких встреч было пять). Темой беседы был весь комплекс вопросов, касающихся двусторонних отношений и региональных проблем. Подробности встречи, естественно, не разглашаются, но, скорее всего, уже в ближайшие дни мы узнаем о ее результатах по неизбежным сдвигам в российско-армянских отношениях в позитивную сторону.
По материалам: Ритм Евразии
Армения дипломатия политика и право Россия Турция