ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ: В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ ПОЧТИЛИ ПАМЯТЬ ЖЕРТВ ГЕНОЦИДА АРМЯН
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Елена БАДЯКИНА | 25.04.2015 | 22:22
О Геноциде армян в Османской империи, столетие которого отмечается в эти дни, написано большое количество книг, статей, исследований. Но многое осталось недосказанным, не изученным до конца. Предстоит еще немало узнать о событиях вековой давности. И, главное, дать правовую оценку этому злодеянию, - первому в ХХ веек массовому истреблению людей по национальному признаку. Ведь именно о геноциде армян вспоминал Гитлер, разрабатывая план массового истребления покоренных народов. «Кто помнит сейчас о резне армян?» - вопрошал он своих генералов, объясняя необходимость массового уничтожения населения покоренной Польши.
Массовое истребление армян стало предтечей и всех последующих геноцидов двадцатого века. Вот почему необходимо помнить о тех страшных событиях и дать им должную оценку. В канун 24 апреля во Владикавказе прошла научно-практическая конференция, посвященная этой скорбной дате.
Трагедия 1915 года затронула многие семьи. Столетие геноцида живущие по всем миру армяне вспоминают с особым чувством. Не остались в стороне и жители Северной Осетии. В республике проживает около 20 тысяч армян. Самая многочисленная община – во Владикавказе, где армяне по численности на третьем месте после осетин и русских, примерно 17 тысяч человек. Вторая по численности община – в Моздоке, около 3 тысяч человек.
На берегах Терека армяне живут не одно столетие. История армянских поселений на Кавказе восходит еще к эпохе Петра I. У истоков российско-армянских отношений стояли представители духовенства, мелики архимандрит Минас и Израель Ори. Они прибыли ко двору российского самодержца «хлопотать у него о вооруженной помощи Армении и освобождения ея из-под ига мусульман». Петр I, приняв армянскую делегацию в 1707 году, отравил Исраела Ори в Армению с извещением, «что готов оказать свое содействие к освобождению». Это известие породило у армян надежду на скорое освобождение. Они стали готовиться к восстанию, тем более, изданный в 1711 году указ Петра подтверждал мнение о том, что царь помнит об армянах и обещал селившимся в России их единоплеменникам покровительство и различные привилегии. Подобный указ был издан царем после Дагестанского похода. В этом походе русским войскам значительное содействие оказали христианские народы Кавказа и в том числе армянские карабахские мелики, «явившиеся с 35-ти тысячным войском». Расселение армян на Северном Кавказе началось еще с 20-х годов XVIII века, когда Петр I со своими войсками дошел до побережья Каспия и взял город Дербент. Мелики (князья) Карабаха восстали против Ирана, надеясь на помощь России. Но события в Европе отвлекли Петра от Кавказа и освобождения Армении. Тем не менее, после персидских походов Петра I, Россия предприняла активные шаги по организованному переселению армян на территории прикаспийских земель. Поскольку в этих краях проживали преимущественно сунниты – единоверцы Османской Империи, Россия была заинтересована в размещении там христианского населения – армян, грузин. В инструкции Петра I от 23 мая 1724 г. главнокомандующему русскими войсками в Прикасиии генерал-лейтенанту М. Матюшкину предписывалось, что необходимо всячески стараться привлечь и поселить армян и других христиан в Гилане, Мазандаране. В 1710 году он повелел отвести «карабахскому армянину Сафару Васильеву в Кизлярском урочище, близ казачьих городов, землю под шелковичное заведение». Сафар Васильев получил на эту землю грамоту 13 марта 1718 года, став первым землевладельцем в этих краях.
Как пишет И.В. Бентковский, после того, как в 1722 году гарнизоны и жители г. Терки были переведены в основанную Петром I крепость Св. Креста, Сафар оставил свой завод и переселился на реку Сулак. Па прежнем же его месте образовалось селение Сафар.
При Екатерине II многие армянские семьи, спасавшиеся от массовых истреблений в Персии и в Турции, так же получили разрешении селиться на левом берегу Терека. Армяне активно участвовали в строительстве и развитии русских крепостей на Северном Кавказе. Со времени основания крепости Кизляр в 1731 году и до 1765 года раздача земель на Северном Кавказе в частное владение была предоставлена в ведение местных властей. Из армян значительный надел земли был отведен Гургену Арешеву и другим.
Но наиболее многочисленная армянская община на берегах Терка была в те времена в Моздоке, основанном в 1763 году. В городе было несколько армянских школ, церквей, типография. До революции здесь проживало более 3.6 тыс. армян. Из Моздока брала начало Военно-Грузинская дорога, соединившая Россию с Закавказьем.
Неразрывно связана с армянской общиной и история Владикавказа, основанного в 1784 году. Пополнялась община города, в основном, за счет переселенцев из Тифлисской и Елисаветпольской губерний. После присоединения Восточной Армении к России сюда переселились около ста человек. Двери армянской церкви всегда были открыты и вокруг нее компактно селились прихожане, в основном небогатые купцы, мастеровые. К концу ХIX века армянское население Владикавказа составляло 1700 человек. Но во время турецкой резни два больших потока беженцев из Западной Армении хлынуло в город. Так, после резни 1915 года Моздок и Владикавказ вновь приняли большую группу армян – 6600 человек. К этому времени в городе уже существовала крепкая община с церковью и благотворительным обществом, помогавшим беженцам, в основном, из Муша, Эрзрума и Карса. Армянам, которые в начале ХХ века избрали своей новой родиной Терскую область, было разрешено «остаться на местах постоянного их жительства и приписываться к мещанским обществам». Обязательным условием было принятие российского подданства. Прибывшие армяне должны были отбывать воинскую повинность наравне с прочим населением.
К ноябрю 1920 года армянская община Владикавказа состояла из 12 тысяч человек. Потомки армянских переселенцев – семьи Григорянов, Саркисянцев, Аракелянцев, Симонянцев и другие, живут во Владикавказе и поныне. Немало ярких деятелей искусства и науки родом из этих мест. Ровно сто лет назад в небо над Осетией поднял свой летательный аппарат – двукрылый аэроплан, сын владикавказского приказчика, выпускник Мюнхенской академии Артем Кациан, один из первых профессиональных летчиков России. Кацианы были одной из первых семей, поселившихся во Владикавказе. Артем учился вместе с будущим великим режиссером Евгением Вахтанговым, помогал ему в оформлении любительских спектаклей. Дом купцов-табачников Вахтанговых, где родился будущий великий режиссер, стоял на Александровском проспекте, напротив армянской церкви. Неподалеку жила и семья купца Симонова, торговца коврами, выходец из которой Рубен Николаевич Симонов, долгие годы возглавлял Вахтанговский театр. Владикавказ – родина и великого певца Павла Лисициана.
Немалый вклад в развитие Северного Кавказа и всей страны внесли также и армяне- выходцы из Моздока (Моздокский район был присоединен к Северной Осетии в 1944 году). Армянскую общину Моздока, которая входит в Северо-Кавказское отделение Союза армян России, уже много лет возглавляет Рафик Вартанов. Двадцать лет назад, в память о жертвах Геноцида армян, силами общины был установлен памятный хачкар возле православной церкви, которая до середины ХХ века была армянской.
Каждый год 24 апреля возле хачкара собираются люди, чтоб почтить память жертв той страшной резни. И в этом году на траурный митинг, посвященный столетию геноцида, пришли десятки людей, не только армяне, но и представители других национальностей. Из Владикавказа приехал заслуженный художник РСО-А Армен Гаспарянц, который посвятил немало своих полотен Армении, Кавказу.
Трагедия армянского народа находит понимание и сочувствие у всех, независимо от национальной принадлежности и веры. Об этом говорили главы кабардинской, кумыкской общин, представители казачества. Они осудили это чудовищное злодеяние и выразили искренние соболезнования армянскому народу.
Настоятель владикавказской армянской церкви Св. Григора Лусаворича Тер Геворг Тертерян провел поминальный молебен на армянском языке. Перед собравшимися выступили воспитанники воскресной армянской школы, прочитавшие стихи на армянском и русском языках, посвященные Армении и геноциду.
А потом люди выпустили в небо сто белых шаров, которые взметнулись вверх, в синее небо. И вдруг, рядом с улетающими ввысь шарами, закружили белые голуби, как символ памяти и немеркнущей надежды. Несмотря на боль и страдания, народ продолжает жить. Память о Геноциде – в сердцах людей.
…Странным образом, события вековой давности нашли продолжение в наши дни. Сейчас на Донбассе так же осуществляется геноцид мирного наслоения. И тоже звучат обвинения в «сотрудничества с Россией и в стремлении объединиться с ней». Так же уничтожаются православные храмы, вымарывается любое напоминание о культурно-историческом наследии. И так же, как сто лет назад, Запад закрывает глаза на происходящее, поощряя убийц на новые зверства. Но сейчас в роли истребляемых – русские и представители других народов, проживающих на Донбассе. «Ровно 100 лет назад, 24 апреля 1915 года, с нашим братским народом произошла страшная трагедия — геноцид армянского народа. Сегодня мы так же, как и братский армянский народ 100 лет назад, подвергаемся преследованию на национальной и религиозной почве. Нас также стремятся уничтожить, запретить наш язык, сломить нашу волю», - отметил в своем обращении к армянскому народу глава ДНР Александр Захарченко. Вот так страшно и кроваво история повторяется вновь и вновь. И потому мы оглядываемся в прошлое, пытаясь понять истоки массового истребления целых народов и давая этому должную оценку. Надо сделать всё возможное, чтобы подобное не повторялось. Забвению прошлое не подлежит.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Армения диаспоры культура Общество «Знание» Россия Северная Осетия