ВРЯД ЛИ ДАВЛЕНИЕ США И ЕС ПЕРЕЙДЕТ В КОНФРОНТАЦИЮ И РЕАЛЬНЫЕ САНКЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТУРЦИИ
ИНТЕРВЬЮ | Александр КРЫЛОВ | 24.04.2015 | 12:50
Несмотря на размах мероприятий, приуроченных к 100-летию Геноцида армян в Западной Армении, ответа на вопрос о том, что конкретно даст армянской государственности и потомкам его жертв рост числа международных признаний, по-прежнему нет. Хотелось бы узнать Ваше мнение…
Сам по себе этот факт имеет важное моральное значение для потомков жертв геноцида. Он важен для международного сообщества, так как свидетельствует о том, что оно сохраняет память о жертвах трагедии. Однако вряд ли можно ожидать, что будет повторен опыт Германии, выплатившей материальную компенсацию жертвам холокоста. Турция занимает здесь предельно жесткую позицию и именно поэтому категорически отказывается от признания геноцида.
Многие эксперты считают, что армянству пора остановиться на пути стремления добиться международного признания факта Геноцида армян и объединить усилия, добиваясь от современной Турции возмещения за преступления младотурок. Оцените перспективы подобной политики.
Это нелогично, так как именно международное признание является важнейшим средством воздействия на Турцию. Однако позиция Турции продолжает оставаться неизменной, причем с годами эта позиция все более ужесточается. В конце 20 века вариант «мягкого признания геноцида» в Турции рассматривался как вероятный, причем даже многими турецкими дипломатами. Потом официальная турецкая позиция ужесточилась, теперь она строится на принципиальном и категорическом отказе признавать сам факт геноцида.
Главный противник Эрдогана Фетхуллах Гюлен недавно публично охарактеризовал события 1915 года как Геноцид армян. Считаете ли Вы возможным отказ Анкары от политики отрицания факта Геноцида армян в случае смены власти в Турции?
Такое нельзя исключать полностью, но в ближайшем историческом будущем шансы невелики. Под влиянием информационной политики властей, учебных программ и т.п. последних 20 лет большая часть турецкого общества заняла в этом вопросе радикальную и даже воинственную позицию. Большинство общества не готово признать геноцид армян и воспринимает эту идею враждебно. С подобными настроениями будут вынуждены считаться любые политические силы, претендующие на приход к власти.
В ответ на речь Папы Римского Турция отозвала посла в Ватикане, вслед за чем последовали резкие заявления в адрес понтифика со стороны первых турецких лиц. Представляется, что подобные действия лишь еще глубже затягивают Анкару в геополитическое болото, в которое ее направила западная политика по сдерживанию Турции. Насколько эффективна для самой Турции подобная политика?
15-20 лет назад мне приходилось общаться со многими турецкими дипломатами и экспертами, которые в приватных беседах говорили, что невозможно не признавать сам факт геноцида, так как он совершенно очевиден. Но, по их словам, Турция не имеет возможности признать геноцид по трем причинам: к Турции будут выдвинуты территориальные претензии, к Турции будут предъявлены требования материальной компенсации потомкам жертв Геноцида, вся турецкая собственность заграницей может стать объектом исков со стороны потомков жертв геноцида. Подобное развитие событий для турецкого руководства неприемлемо, так как оно стало бы катастрофой для Турции. Именно этим объясняется жесткая позиция Турции в данном вопросе.
Россия заняла достаточно взвешенную позицию в отношении углубления противостояния Турции с Западом в вопросе международного признания Геноцида. Чем она, на Ваш взгляд, мотивирована?
Позиция России была выражена 14 апреля 1995 года, когда Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно приняла Заявление «Об осуждении геноцида армянского народа в 1915-1920 годах». Политика России исходит из ее национальных интересов, которым отвечают тесные союзнические отношения с Арменией. Однако Москва не считает, что тесные отношения с Арменией делают невозможным развитие отношений с Азербайджаном и Турцией. В настоящее время российская дипломатия прилагает большие усилия для того, чтобы избежать возможных осложнений с Турцией из-за поездки президента В.Путина в Ереван для участия в мероприятиях, посвященных памяти жертв геноцида. В отношениях же Турции с США и ЕС есть определенные проблемы, 100-летие геноцида может сыграть здесь определенную роль. Однако вряд ли давление США и ЕС перейдет в конфронтацию и реальные санкции по отношению к Турции. И вряд ли можно ожидать, что давление Запада приведет к изменению позиции Анкары по принципиальному отказу от признания геноцида армян.
Вопросы задавал Давид Степанян, по материалам: АрмИнфо
Фото: kremlin.ru
Армения дипломатия политика и право Россия США Турция