ГЕНОЦИД АРМЯН ОТКРЫЛ ВОРОТА В АД
ИНТЕРВЬЮ | Андрей АРЕШЕВ | 24.04.2015 | 11:08
Спустя сто лет после геноцида армян, произошедшего на территории Османской империи, Европа впервые почтит память убитых. Европарламент объявил 24 апреля Днем памяти жертв геноцида армян. В России в этот день пройдут более двух тысяч мемориальных мероприятий – вся страна почтит память армян, погибших в 1915 году. Почему власти России проявляют такое внимание к этой дате, какое значение имеет для нас чужое горе вековой давности? За разъяснениями корреспондент Федерального агентства новостей обратился к эксперту Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН политологу Андрею Арешеву.
«Альтернативная» история
– В последнее время все чаще звучат так называемые «альтернативные» точки зрения по поводу армянского геноцида в Турции. Что это? Тренд или точка зрения, появившаяся благодаря новой рассекреченной информации тех лет?
– Не думаю, что в российской историографии или в российском экспертном сообществе есть ярко выраженный тренд отрицания. Не исключено, что имеет место определенная жажда известности, которая побуждает делать, причем в достаточно резкой форме, экстравагантные заявления в преддверии столь драматической и грустной даты.
Конечно, столь острые исторические сюжеты, которые и сегодня воспринимаются крайне эмоционально, неизменно находятся на перекрестье противоположных мнений. Это связано, в том числе, и с субъективными факторами: Турция – мощная страна, которая имеет достаточно ресурсов и возможностей, чтобы отстаивать свою точку зрения. Так что не следует удивляться тому, что некоторые исследователи придерживаются «альтернативной» позиции. Это явление имеет место и на Западе – и в Европе, и в США. В самой Турции такая позиция, безусловно, является доминирующей, хотя в этой стране тоже существуют некоторые нюансы относительно оценок событий столетней давности.
Недавно в ходе состоявшейся в Москве научной конференции «Геноцид в XX веке» прозвучала мысль, что вводить уголовную ответственность за те или иные высказывания, в том числе ставящие под сомнение общепризнанные исторические факты, вряд ли имеет смысл. Приоритет должен отдаваться просветительской работе, образованию, научным исследованиям, дополнительным архивным изысканиям. На мой взгляд, это правильно, – и такая работа в России ведется.
Правда о геноциде
– А как лично вы оцениваете эти события?
– У меня не вызывает сомнения факт целенаправленного массового уничтожения населения по этническому и этноконфессиональному признаку на излете Османской Империи. Планы по осуществлению геноцида – то обстоятельство, что этот термин был введен в международную судебную практику позже, принципиально дела не меняет, – готовились достаточно долго и на разных уровнях, в том числе на различных совещаниях лидеров правившего в тот период движения младотурок. Были приняты и специальные акты, в том числе известный Закон о депортации. При этом, конечно, необходима дальнейшая работа в архивах разных стран, которая, насколько я понимаю, ведется.
В партийной программе младотурок прямо говорилось об «отуречивании» подвластных народов, в том числе при необходимости – силой оружия. Согласно свидетельству многое впоследствии переосмыслившего младотурецкого деятеля Рифата Мевлан-Заде, во время одного из тайных совещаний доктор Назым говорил: «Резня необходима. Все нетурецкие элементы, какой бы национальности они бы ни были, должны быть уничтожены».
Были сформированы и специальные структуры, чьей основной обязанностью как раз и являлось планомерное уничтожение армян. Впоследствии известный армянский историк, автор книги «Младотурки перед судом истории» Дж. Киракосян отмечал: «Протоколы выступлений ораторов на заседаниях парламента… печатались, как в официальной газете военного ведомства «Таквими вакаи», так и на страницах других газет. Депутат от Трабзона Хафиз Мехмед-бей на одном из этих заседаний, опираясь на неопровержимые факты, показал, что армянская резня была тщательно спланирована правительством младотурок и осуществлена при содействии разбойничьих банд и атаманов «Тешкилате Махсусе» («Особая организация»)».
И таких примеров множество. Несмотря на попытки османских властей скрыть размах акций геноцидального характера, иностранные консулы и миссионеры (в том числе из нейтральных по отношению к Турции стран) регулярно направляли сведения о происходящих в Турции событиях.
Реакция на них великих держав была выражена Декретом, направленным 29 мая 1915 года по инициативе России турецкому правительству тремя участницами Антанты – Российской империей, Францией и Великобританией. В этом документе указывалось на коллективную ответственность правительства за массовое преступление. Декрет был подготовлен в период, когда события еще разворачивались, и представлял собой, пусть робкую и половинчатую, попытку остановить совершаемое преступление. Действия верхушки младотурок квалифицировались как «новые преступления Турции против человечества и цивилизации»; отмечалось, что «члены Османского правительства и их представители, которые окажутся причастными к подобной резне, будут нести личную ответственность за эти преступления».
Иногда можно слышать призывы к созданию специальной комиссии историков, которая должна еще раз обсудить эти вопросы. При этом не совсем понятны задачи этого гипотетического органа с учетом накопленного уже, мягко говоря, противоречивого опыта.
Следует напомнить, что работавшая в начале 2000-х годов совместная армяно-турецкая комиссия по примирению обратилась в авторитетный Международный Центр переходного правосудия в Нью-Йорке с просьбой юридически квалифицировать события столетней давности. На основе представленных сторонами документов Центр исследовал проблему, придя к однозначному выводу: события 1915 и последующих годов применительно к армянскому населению османской Турции следует квалифицировать именно как геноцид. Семь из восьми членов турецко-армянской комиссии с этим вердиктом согласились, и в дальнейшем он стал частью правового фундамента при подготовке парламентами ряда стран резолюций по признанию Геноцида армян.
Отметим, эксперты Центра высказали мнение, что положения Конвенции 1948 года «О предотвращении и наказании за преступление геноцида» не имеют обратной силы, и поэтому Геноцид армян не может рассматриваться в рамках этого документа, хотя может рассматриваться в контексте других документов международного права. Вынесенное Центром решение, подготовленное на высоком профессиональном уровне, также стало правовой базой для исков потомков семей погибших в ходе геноцида к американским страховым компаниям, в которых было застраховано имущество жертв. По ряду исков были выплачены страховые суммы.
Тем не менее, вполне очевидно, что Турция, переживающая непростые времена, – например, в последние месяцы по инициативе правящей партии ПСР были значительно расширены полномочия силовых структур, что может свидетельствовать о многом, – боится признания геноцида армян. Конечно, подобный шаг может рассматриваться, как чреватый политическим и иным ущербом.
Уметь признавать ошибки
– А как же умение признавать исторические ошибки? Разве это не свидетельствует о сильной стороне современной власти?
– Думаю, потенциально именно так дело и обстоит. Напомню, Республика Армения неоднократно заявляла о стремлении наладить отношения со своим западным соседом без «предисловий». Именно об этом шла речь в ходе периода «футбольной дипломатии» в 2009-м году: тогда казалось, что отношения двух стран будут нормализованы, граница будет открыта (блокада – одна из форм враждебных действий), а дипломатические отношения – восстановлены.
Кстати, сообщается, что министр Турции по делам ЕС Волкан Бозкыр примет участие в литургии, которую проведет 24 апреля патриархат Армянской апостольской церкви в Стамбуле в связи со 100-летней годовщиной трагических событий 1915 года.
В настоящее время турецкие лидеры высказываются по этой теме с акцентом на общую чрезвычайно тяжелую военную ситуацию, ставшую причиной страдания всех народов, проживавших на территории тогдашней Османской империи. При этом предпочитают не осуждать действия младотурецких властей, втянувших свою страну в кровавую мировую бойню на стороне Германии, де-факто делегировав этой стране часть своего суверенитета – например, военного: количество германских военнослужащих в турецких штабах и строевых частях составляло около 17 тысяч человек. Равно как и отрицать наличие планов последовательного «очищения» Малой Азии не только от армянского населения, но и от представителей некоторых других этноконфессиональных групп – например, ассирийцев.
Первые, но, увы, не последние…
– Геноцид армян не был единственным случаем новейшей истории.
– Безусловно, геноцид армян был не первым подобным случаем в XX веке и, к сожалению, не стал последним. Я думаю, нам нужно вспоминать и о других аналогичных трагедиях, разворачивавшихся в годы Первой Мировой войны. Например, массовые истребления русинов на землях нынешней Западной Украины в годы Первой мировой войны или всё то, что творилось в Восточной Европе в конце 1930-х – начале 1940-х годов.
На мой взгляд, преступления столетней давности не были должным образом оценены и осуждены. После того, как Османская империя потерпела поражение в Первой Мировой войне, в Константинополе и других городах работали трибуналы, приговорившие к смертной казни ряд младотурецких лидеров. Однако в силу геополитической конъюнктуры эти судебные процессы не были доведены до конца, а преступники в большинстве своем избежали наказания. И многие из них, включая министра внутренних дел Мехмед Талаат-пашу (Ред. – один из главных организаторов массовой депортации и геноцида армян, военный преступник), были потом убиты армянскими мстителями в ходе так называемой операции «Немезис»: представители армянских зарубежных кругов исполняли решение турецких судов.
– Непризнание геноцида армян имеет какое-то влияние на мирное геополитическое сосуществование современных государств?
– Вся эта недосказанность и отсутствие в полной мере политико-правовой оценки событий Первой мировой войны в значительной степени привели к тому, что зверства нацистских карателей и их местных приспешников на территории стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза приняли столь ужасающий размах. Кстати, многие разработчики Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него, которая была принята в 1948 году, указывали на эту связь.
Покровительство США, Великобритании и некоторых других стран, оказываемое участникам актов геноцида в Восточной Европе, на Украине, в Прибалтике и других регионах привело к тем проявлениям неонацизма, которые можно наблюдать в том числе и сегодня. К сожалению, соблазн решить проблемы столь чудовищным образом будет возникать вновь и вновь, причем у разных политиков, на разных континентах и в разных странах.
Можно вспомнить случай Камбоджи – где были, в частности, истреблены поголовно все вьетнамцы и значительное число представителей иных этноконфессиональных меньшинств. Руанду двадцатилетней давности, где международное сообщество проявило просто преступную бездеятельность, прямо способствуя имевшим там место тягчайшим преступлениям. Можно вспомнить и события на территории бывшей Югославии в начале 1990-х годов: недавно международным судом в связи со встречными исками Хорватии и Сербии, несмотря на представленные сербской стороной многочисленные доказательства, было принято крайне сомнительное решение.
Мне представляется, что стремление находить политические компромиссы и не трогать тех, кого трогать в силу тех или иных обстоятельств представляется «неполиткорректным», вновь и вновь играет злую шутку с теми, кто ставит – хотя бы на словах – перед собой цель поставить точку в распространении этого чудовищного явления.
Уроки геноцида армян
– Помимо напряженных армяно-турецких отношений, какие еще последствия принес геноцид, случившийся 100 лет назад?
– Безусловно, явление подобного рода – уничтожение до трети общей численности народа – имеет не только политико-правовые, но также экономические, демографические, морально-психологические и иные последствия. Именно этим объясняется столь эмоциональная реакция в Республике Армения и армянских общинах по всему миру на заявления, которые могут трактоваться, как отрицающие факт геноцида.
Сегодня Республика Армения по-прежнему находится в сложном геополитическом регионе, где имеют место действия геноцидального характера – например, со стороны боевиков «Исламского государства» по отношению к представителям ряда этноконфессиональных групп в Ираке и Сирии. В результате масштабных военных действия и массовых разрушений, например, численность армянской общины в Сирии сократилось более чем втрое, а потомки тех, кто бежал в начале XX века из Турции, вынуждены вновь покидать теперь уже новую родину…
Конечно, всё это – тяжелое испытание для народа, прошедшего в XX веке суровые испытания. В настоящее время на Республику Армения в полной мере распространяются предоставляемые Россией гарантии безопасности. Сто лет назад массовое истребление армянского народа в Турции в полной мере стало и частью российской истории: части русской армии на Кавказском фронте, продвигаясь к крупным городам Западной Армении, становились свидетелями того, что там происходило. События 1915 года оставили достаточно серьезный след и в русской литературе, и в культуре, о них писали многие представители русской интеллигенции.
Сегодня зарубежная, в том числе российская армянская диаспора включает прямых потомков тех, кто спасся только потому, что успел дойти до районов, занятых российскими войсками. Недавно, например, Национальным архивом Армении был издан сборник документов, содержащий свидетельства выживших в 1915 году очевидцев, в котором содержится много свидетельств подобного рода. И поэтому очень важно, что в России это событие отмечается на столь представительном уровне: более двух тысяч различных мемориальных мероприятий проводится не только в Москве, – включая Музей истории Великой Отечественной войны, – но и в других городах и регионах страны.
Лада Михайлюк, по материалам: Федеральное агентство новостей
Армения Россия Турция