ДИАЛОГ АРМЕНИИ И ЕС ЗА МЕСЯЦ ДО САММИТА «ВОСТОЧНОГО ПАРТНЕРСТВА»
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Саркис МАРТИРОСЯН | 21.04.2015 | 12:54
21 - 22 мая в столице Латвии, которая председательствует в первой половине 2015 года в Европейском Союзе, состоится саммит «Восточного партнерства». Программа мероприятия пока не утверждена, однако предполагается, что главной целью рижского саммита должна стать окончательная квалификация партнеров, в том числе и Армении. Интересно, что со стороны европейских дипломатов, аккредитованных в Ереване, нет разъяснений по поводу того именно означает термин «квалификация». Однако, по логике развития сотрудничества в рамках программы «Восточное партнерство», можно предположить, что разные страны, вовлеченные в эту программу, будут квалифицированы по степени своеё вовлеченности. В одну группу попадут Грузия, Молдова и Украина, которые подписали с Брюсселем политическое ассоциативное соглашение и договор по участию в зоне свободной торговли с ЕС (DCFTA). В отличие от этих трех стран, участие Беларуси и Азербайджана в программе «Восточное партнерство» выглядит пока весьма скромным. В частности, Азербайджан пока вполне удовлетворен смягчением визового режима со странами ЕС.
Что касается Армения, то начиная с 2009 года, в течение трех с половиной лет, она вела переговоры о заключении политического ассоциативного соглашения и DCFTA. Предполагалось, что подписание документов состоится 28-29 ноября 2013 года в Вильнюсе. Однако, как известно, 3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян сделал заявление о том, что страна намерена вступить в Таможенный союз. На саммите в Вильнюсе Армения документов о политической ассоциации и DCFTA не подписала, однако было принято совместное заявление, которым подтверждалась готовность сторон и далее развивать и укреплять всестороннее сотрудничество в областях, представляющих взаимный интерес.
Напомним, что вместо документа, согласно которому Ереван и Брюссель вели длительные переговоры, 10 октября прошлого года Армения подписала договор о присоединении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), 4 декабря парламент страны, при поддержке большей части актуальной оппозиции, ратифицировал этот договор. Соответственно, со 2 января 2015 года начался отсчет времени членства Армении в ЕАЭС.
Главной причиной отказа от подписания документа о политической ассоциации и DCFTA стали ключевые вопросы, связанные с безопасностью и нежеланием страны становиться полем геополитического противостояния между Западом и Россией, каким по положению на сегодняшний, стала Украина.
Поначалу позиция Армении была встречена в странах ЕС с непониманием, сарказмом или даже «в штыки». Более того, репортажи с саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе демонстрировали, что лидеры ведущих стран ЕС в какой-то мере игнорировали президента Сержа Саргсяна. Однако по мере разрастания кризиса на Украине позиция официального Еревана, суть которой сводится к максимально возможному сохранению баланса между Россией и Западом, начала находить понимание в Брюсселе и в столицах европейских государств.
Посол Польши в Ереване (Варшава и Стокгольм являются инициаторами программы «Восточное партнерство» в ЕС) Ежи Новаковски в марте в ходе обсуждения, посвященного предстоящему в Риге саммиту, заявил: «...Армения в контексте своего участия в Евразийском экономическом союзе выразила желание сотрудничать только в политической сфере, исключив сотрудничество в экономической области. Саммит «Восточного партнерства» в Риге не будет иметь никакого отношения к Евразийскому экономическому союзу. ЕАЭС нельзя сравнивать и сопоставлять с Евросоюзом, поскольку это разные системы».
18-19 марта в Армении с визитом побывал комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнес Хан. На пресс-конференции еврочиновник заявил: «Мы нацелены на будущее и полны решимости сформировать позитивную повестку дня для дальнейшего сотрудничества в тех сферах, которые будут совместимы с другими обязательствами Армении. Свидетельством этой приверженности Евросоюза станет то амбициозное соглашение, вокруг которого мы действительно намерены вести переговоры». Отвечая на вопрос о том, сможет ли Армения, являясь членом ЕАЭС и следовать общей с Брюсселем повестки дня, еврокомиссар сказал: «Именно в этом и состоит цель наших обсуждений – выяснить, что возможно и что исходит из наших общих интересов, потому что в первую очередь мы должны выяснить, что исходит из интересов Армении и что исходит из интересов Европы в плане направлений сотрудничества. В основном это уже завершено... Я абсолютно уверен, что в ближайшем будущем мы получим мандат, чтобы перейти к конкретным переговорам, и думаю, что возможно и можно иметь стабильные отношения, основываясь на договорных основаниях».
25 марта был представлен доклад Европейской комиссии «Осуществление Европейской политики соседства в 2014 году». В документе затронута ситуация в Армении, а также представлен ряд существующих в стране проблем. В связи с этим ответственный по политическим вопросам делегации ЕС в Армении, литовский дипломат Андрей Диденко провёл в Ереване пресс-конференцию во время которой заявил, что членство Армении в ЕАЭС создало новую ситуацию. Он особо подчеркнул, что несмотря на то, что Армения не подписала с ЕС какого-либо документа о создании зоны свободной торговли, стороны продолжили обсуждение на политической и экономической площадках, которые не нарушают никаких международных договоренностей. Диденко также заявил о том, что Европейская комиссия должна предоставить мандат странам-участницам ЕС для переговоров с Арменией.
Относительно вышеупомянутого мартовского доклада можно заметить следующее:
- в Армении зафиксирован «ограниченный прогресс в сферах глубокой и устойчивой демократии, прав человека и основных свобод»,
- наблюдался незначительный прогресс по части предоставления бесплатной юридической помощи, а также по проблеме независимости судей,
- более прозрачным стал процесс назначения судей, однако общественность продолжает не доверять судебной системе,
- разработанные реформы, на практике пока не применяются,
- основной проблемой остается борьба с коррупцией,
- Армения продолжает проводить здоровую макроэкономическую политику,
- предлагается сделать экономику Армении более диверсифицированной,
- содержатся предложения, которые армянское правительство должно выполнить. Среди них реформирование избирательного законодательства, усиление борьбы против коррупции, применение закона «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин», а также закона «О свободе совести и религиозных организаций»,
- речь идёт о безопасности Армении, в частности, о нагорно-карабахском конфликте и армяно-турецких отношениях,
- армянским властям предлагается расследовать смертельные случаи в результате столкновений 1 марта 2008 года (тогда погибло 10 человек), а также насилия в отношении правозащитников, активистов и арестованных,
- власти должны обеспечить независимость судебной системы и реализовать реформы в судебно-правовой системе.
Ряд положений доклада представляются весьма спорными, в частности, тезис о здоровой макроэкономической политике. С другой стороны, ряд требований ЕС, представленных в докладе, уже давно перекочевывают из одного европейского документа по Армении в другой. В частности, речь идет об актуальности борьбы с коррупцией, реформах в судебно-правовой системе, расследовании событий 1 марта 2008 года в Ереване, реформирование избирательного законодательства и прочем. Более чем очевидно, что правящая администрация президента Саргсяна будет либо имитировать выполнение положений указанных в докладе, либо игнорировать их.
Однако, тут важен другой момент: для выполнения изложенных в докладе требований и замечаний Брюссель готов предоставить финансирование двумя потоками. Первый поток, скорее всего, в виде грантов и технической помощи, будет направлен, что вполне естественно, правящей администрации и правительству для реализации реформ. Другой денежный поток будет направлен т.н. «гражданскому обществу», которое должно распространять европейские ценности и оказывать давление (желательно системное) на тех, кто должен или же обязался проводить реформы.
Последние годы показали, что эта стандартная схема имеет ряд слабых мест. Среди них выделим только некоторые:
- во-первых, предполагаемый результат «реформ» не сформулирован достаточно четко. К примеру, общеизвестно, что ЕС уже предоставлял почти 20 млн евро для реформирования судебной системы. Предоставленные суммы были успешно израсходованы либо осели в карманах чиновников. Что касается работы судебной системы, то более чем очевидно, что она не улучшилась, а зачастую судьи просто принимают решения по тем или иным делам, которые реально принимаются в высших эшелонах исполнительной власти,
- во-вторых, налицо манипуляция реформами в ряде сфер, прежде всего в таких важных, как борьба с коррупцией или реальная реформа «Избирательного кодекса»,
- в-третьих, отсутствие реальной политической воли для проведения реформ со стороны правительства и администрации.
Естественно, Брюссель, в связи с армянскими реалиями, пытается как-то скорректировать свои действия. Так, по словам А.Диденко, в 2014 году ЕС планировал выделить средства для проведения реформ в правовой системе Армении. Но в конце года состоялось правительственное заседание, в котором приняли участие и представители общественности. В результате их оценок было выявлено, что ряд условий выполнен не был. Поэтому Брюсселем было принято решение не предоставлять правительству ту сумму, которая ранее была предусмотрена. Однако, такие решения остаются пока лишь эпизодом в европейской политике по отношению к Армении.
Предполагается, что новое новое политическое соглашение будет основано на проектах 2006 года, а также на подписанном соглашении о партнерстве и сотрудничестве с ЕС. Речь идет о стандартном Плане действий Европейской политики соседства «Армения – ЕС», который был официально принят 14 ноября 2006 года в Брюсселе. Планом действий Европейской политики предусматривается ряд приоритетных сфер, таких, как верховенство закона, укрепление демократических институтов, уважение прав человека и фундаментальных свобод, улучшение инвестиционной среды и т.д.
Во время мартовского заседания парламентской ассамблеи «Евронест» в Ереване украинский сопредседатель Борис Тарасюк (бывший глава МИД страны) заявил, что Армения сделала выбор в пользу ЕАЭС. По его словам, невозможно находиться в этом союзе и одновременно подписать соглашение об ассоциации в Европейским Союзом. «Невозможно быть наполовину беременной», – заявил Б.Тарасюк.
Однако отношение депутатов из стран ЕС к политической линии Армении, которая хочет быть союзником Москвы и сотрудничать при этом с Брюсселем – совсем иное. Так, другой сопредседатель ПА «Евронест» депутат из Финляндии Хайди Хаутола полагает, что проводить Еревану такую политику будет нелегко, однако будущее соглашение Еревана с Брюсселем не будет политической частью соглашения об ассоциации, а будет документом, по которому Армения будет улучшать свою деятельность в ряде сфер. В частности, Брюссель окажет поддержку в сфере прав человека и гражданских свобод, демократии, борьбы с коррупцией и других областях.
Дальнейшее развитие коллизий в вопросе сотрудничества Еревана с Брюсселем прояснится после предстоящего саммита «Восточного партнерства» в Риге.
Армения дипломатия Евросоюз политика и право