На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

О «ПОЛИТИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ» АРМЕНИИ С ЕС: ФОРМУЛА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «КРЕДИТЫ В ОБМЕН НА РЕФОРМЫ» ОСТАЁТСЯ В СИЛЕ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Вячеслав МИХАЙЛОВ | 13.04.2015 | 12:00

Перед саммитом «Восточного партнёрства» в Риге (21-22 мая) отношения Армении и Евросоюза значительно активизировались. Из Брюсселя в Ереван идут сигналы о желании наднациональных европейских органов усилить связи с закавказской республикой. Армянская сторона отвечает взаимностью, при этом каждый раз рассчитывая, в первую очередь, на очередную порцию финансового содействия ЕС. В таком ключе отношения Армении с Евросоюзом строились все последние годы, включая непродолжительный этап с 2010 по 2013 год, когда стороны вели переговоры о заключении ассоциативного соглашения. Чем закончились эти двусторонние консультации – хорошо известно. После принятого в сентябре 2013 года армянским руководством решения присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, Объединённая Европа, по сути, отвергла любую возможность дальнейшей экономической интеграции с Арменией. С осени 2013 года разрыв в известной европейской формуле построения с закавказским соседом политической ассоциации и экономической интеграции приобрёл окончательные очертания. Включившись в ЕАЭС, Армения не может рассчитывать на тесные экономические узы с Европой в рамках Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, такую категоричную точку поставили европейцы в длившихся три года переговорах с Ереваном. Последовавшие затем из армянской столицы робкие пожелания продолжить сотрудничество только на стезе политической ассоциации были встречены Брюсселем в штыки. На этот счёт есть масса заявлений европейских функционеров на отрезке осень 2013 – весна 2014. В сентябре 2013 года еврокомиссар Штефан Фюле в беседе с армянским информагентством «Медиамакс» заявил, что ЕС «не может разделить на части Соглашение об ассоциации». В марте 2014 года пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Майя Кочиянчич в ответ на запрос того же «Медиамакса» заметила, что ЕС не рассматривает вопрос подписания политической части ассоциативного соглашения с Арменией. Комментарий брюссельской чиновницы последовал за высказываниями предыдущего премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна. Тот, выступая на саммите Европейской народной партии в Брюсселе, отметил, что Армения придаёт важное значение разработке новых рамок сотрудничества с Евросоюзом, и в качестве первого шага для этого рассматривается предложение о подписании политической части Соглашения об ассоциации.

Свой подход, отталкивающий Армению от любого продвинутого сотрудничества, Евросоюз стал корректировать по мере ухудшения отношений с Россией. Данная особенность обнаружившихся вокруг украинского кризиса разногласий ЕС и России если не определила, то значительно посодействовала изменению подходов европейцев в делах с участниками программы «Восточное партнёрство». На рубеже 2014-2015 годов тональность представителей Еврокомиссии и отдельных стран-членов ЕС претерпела существенные подвижки. Теперь возможность политической ассоциации с Арменией не отвергается, а, напротив, приветствуется. Впрочем, ни в Брюсселе, ни в Ереване не имеют чёткого представления, чем подобную ассоциацию можно наполнить. 

До сегодняшнего дня отношения Армении и ЕС базируются на Соглашении о партнёрстве и сотрудничестве (вступило в силу 1 июля 1999 года). С ноября 2006 года запущен План действий Европейской политики соседства Армения – ЕС (European Neighbourhood Policy Action Plan). Выстроенный политико-правовой фундамент отношений Брюсселя с Ереваном к 2009 году был дополнен распространением на закавказскую республику положений программы «Восточное партнёрство». С 1 января 2014 года начало действовать Соглашение Армения – ЕС об облегчении визового режима и реадмиссии. В марте прошлого года в силу вошёл особый двусторонний протокол (подписан в декабре 2012 года), предоставляющий Армении возможность участвовать в ряде программ и агентств ЕС в области образования, культуры, здравоохранения. В ноябре 2014 года был подписан меморандум о Программе индивидуальной поддержки Армении на 2014-2017 годы в размере до 170 млн. евро. Сумма должна быть израсходована на реформу государственного управления, частного сектора, юстиции, других сфер, «чувствительных» к защите прав человека, демократизации государственных и общественных институтов. В декабре 2014 года состоялось заседание Комитета сотрудничества Армения – ЕС, а в минувшем январе – Совета сотрудничества Армения – ЕС. В завершение этих встреч Еврокомиссия выступила с заявлением, озаглавленным «Совет сотрудничества Армения – ЕС: хороший прогресс к углублённому сотрудничеству». Идут обсуждения правовых и политических обоснований для двусторонних отношений, рапортуют представители республики в Брюсселе.

К сегодняшнему дню активных контактов стороны, повторимся, пришли с пониманием необходимости более тесных связей, но при остром дефиците идей по наполнению этого продвинутого сотрудничества конкретными элементами. Следует подчеркнуть, всё что «заброшено» в политический и экспертный эфир вокруг вопроса подписания некоего нового документа между Арменией и ЕС к Рижскому саммиту, во время саммита или спустя какое-то время по его окончании (1), уже в избытке представлено в действующих двусторонних документах. Говорится о реформах на пути к демократии, верховенству права и соблюдении прав человека, о реформе государственного управления и усилении институтов гражданского общества. При этом неизменно делается акцент на том, что необходимо добиться сочетаемости возможных новых соглашений с ЕС со статусом Армении в качестве члена ЕАЭС.

Во всём этом ощущается некая методологическая ошибка, возможно, умышленного характера. Армения строит отношения с партнёрами по ЕАЭС с опорой на экономический инструментарий, по вектору именно той глубокой и всеобъемлющей интеграции, «досье» которой в отношениях республики с Брюсселем фактически закрыто. Таким образом, плоскость политической ассоциации остаётся «вакантной» для наполнения её элементами сотрудничества с зарубежными партнёрами. Однако, весь вопрос не в методологии, которая по определению не может учитывать нюансы положения того или иного участника программы «Восточное партнёрство», а в содержательности этой гипотетической  ассоциации Армении и ЕС в плоскости политических отношений. Означает ли, например, вступление Еревана в политическую ассоциацию с Брюсселем присоединение находящейся в отношениях стратегического партнёрства с Россией республики к ныне действующим против Москвы европейским санкциям. Очевидно, что нет. Или такой вопрос: будет ли Армения, после заключения неких политических соглашений с ЕС, вынуждена внести коррективы в свою позицию по Крыму, высказанную, в частности, в ходе голосования по украинской резолюции в Генассамблее ООН 27 марта 2014 года. Вот здесь ответ далеко не так очевиден, как в первом случае. Любой намёк на продвинутость политических связей между Арменией и ЕС будет подогревать у Брюсселя аппетиты на предмет ожидания от Еревана неких внешнеполитических жестов, укладывающихся в логику консолидированной общеевропейской позиции.

Политическая ассоциация страны, находящейся в совершенно иной системе коллективной безопасности, чем ту, которой придерживаются все члены ЕС, с Объединённой Европой очерчивает наличие ещё большего казуса. На какой реальной основе Армения, член ОДКБ, будет политически ассоциироваться с ЕС, государства которого исповедуют евроатлантические военно-политические установки. Международные отношения не знают прецедента, чтобы участник одной системы коллективной безопасности и во многом производной от неё схемы многосторонней экономической интеграции (ОДКБ – ЕАЭС, НАТО – ЕС) искал и успешно находил самореализацию в качественно ином формате внешнеполитического взаимодействия.

Думается, мы имеем дело с классическим случаем введения политическими элитами собственной общественности в заблуждение. Ни о какой реальной политической ассоциации Армении с Евросоюзом не может быть и речи. Если руководство республики пытается таким способом снискать к себе расположение демократической Европы, то всё должно ограничиться ни к чему не обязывающими, прежде всего Ереван, договорённостями. Под темы защиты прав человека, демократизации судебной системы и тому подобных вдоволь представленных в нынешних нормативно-правовых документах Армении и ЕС направлений совместной деятельности будут подведены новые, «усовершенствованные» формулировки. И не более того. 

В Армении сформировалась своя колонна адептов европейского пути развития страны, полагающая его наиболее «прогрессивным». Её представители плотно засели не только в экспертных кругах страны, которые находятся на финансовом довольствии различных европейских государственных и частных фондов. В высшем и средних звеньях бюрократического аппарата также нет недостатка в симпатиях к европейским демократическим ценностям. Другой вопрос, что эти симпатии некоторых армянских чиновников зиждутся на потребительском отношении к благам европейской цивилизации. Лучшим свидетельством тому являются периодические финансовые подачки из Европы в виде кредитов, которые приближают внешний долг находящейся в тяжёлой социально-экономической ситуации страны к 60% от её ВВП (на текущий момент внешний долг страны неуклонно стремится к 5-миллиардной долларовой отметке или свыше 50% от ВВП). Это именно тот определённый законом потолок, после которого все заимствования на внешних рынках должны быть прекращены. На поверку оказалось, что преференции для государственного бюджета, а чаще всего и для личного кармана прозападных экспертов и питающих «особые симпатии» к Европе госчиновников, несёт не столько реальная экономическая интеграция Армении в ЕАЭС, сколько надуманная политическая ассоциация с ЕС.       

Прошли времена, когда политическая элита республики пыталась усидеть сразу на двух стульях, следуя логике так называемой комплементарной внешней политики. В отношениях с Европой она искала улучшения бизнес-среды на внутреннем рынке, максимального приближения условий для предпринимательства к европейским стандартам. При этом данное стремление носило большей частью декларативный характер. Никакой системной внутриэкономической работы в борьбе с монополизацией собственного рынка в руках нескольких олигархических семей не ведётся до сих пор. Декларативный стиль ведения дел с европейцами преследовал весьма прозаическую миссию, которую до определённого момента успешно выполняло предыдущее правительство Тиграна Саркисяна. Это «выбивание» из европейских фондов финансовых средств для подержания на плаву армянской экономики. С конца 2013 года, времени запуска по возрастающей геополитической конфронтации России и Запада, Армении пришлось определяться. Выбор был сделан абсолютно правильный, в пользу Евразийского союза, а с ним и «модель лавирования» между двумя центрами силы во многом утратила свою привлекательность для армянской власти.  

Система, при которой Армения военно-политически ориентируется на Россию, но стимулы экономического роста в приоритетном порядке изыскивает в отношениях с ЕС,  на определённом этапе завладела умами местных внешнеполитических проектантов во власти.  Однако политическая и экономическая реальности не терпели такого упрощённого подхода. «Суррогатная» интеграция сразу в два клуба, образованных на качественно иных военно-политических и экономических основах, показала свою недееспособность, так и оставшись в области теоретических изысканий армянских функционеров во власти. Поставки российского природного газа, забота о положении трудовых мигрантов на российском рынке, частные трансферты из России, капитал северной державы, контролирующей целые отрасли, в том числе и стратегические, местной экономики, быстро привели в чувства «размечтавшихся» ереванских стратегов. Стало ясно, что экономические позиции России в Армении прошли «точку невозврата», после которой не представляется возможным строить далеко идущие планы экономической интеграции республики с ЕС.

Нынешняя активность в диалоге Армения – ЕС легко объяснима. Задача поддержания экономики на плаву заставляет действующее правительство Овика Абрамяна не упускать любой возможности для кредитно-финансовой подпитки избыточно дефицитного госбюджета. Будь то выделенный недавно Европейским инвестиционным банком кредит в 10 млн. евро или предоставленные Евросоюзом Армении в 2014 году 47 млн. евро (2), всё принимается с большим воодушевлением. Ибо любая, даже самая малая кредитная или грантовая «инъекция», очень кстати для ослабленной армянской экономики. Взамен необходимо что-то демонстрировать европейским партнёрам, и тут на авансцене двусторонних контактов к обоюдному удовлетворению реанимирована тема политической ассоциации, подписания некой «политической части» к Соглашению об ассоциации Армении с ЕС. Есть версия, что затеянные ранее армянским руководством реформы Основного закона, реструктуризация министерств и ведомств в правительстве укладываются именно в это понимание демократических реверансов в сторону Старого Света. Развивается дискуссия о конституционных изменениях, конечной точкой которых может стать трансформация нынешней формы правления из президентской в парламентскую. Создано новое министерство международной экономической интеграции и реформ с руководителем в ранге вице-премьера. Впрочем, при том понимании, что это ведомство займётся не только приоритетным евразийским треком интеграции, но начнёт осваивать и новые возможности сближения с европейскими экономическими институтами. Одним словом, событийный контент отношений Армения – ЕС развивается по своей логике, суть которой можно свести к формуле «кредиты в обмен на реформы». Ну а то, что развитая армянскими властями бурная деятельность по конституционным реформам абсолютно не пришлась по нраву большей части общественности и оппозиционных сил, правительство не волнует. Изнывающей от социальных и экономических тягот Армении ныне меньше всего нужен масштабный конституционный пересмотр, говорят здравомыслящие политики и общественные деятели. К сожалению, их голос не воспринимается властями всерьёз. Они вновь норовят броситься в объятия европейцев, неважно, представляют ли они Еврокомиссию или Европейскою народную партию. Только бы не иссяк ручеёк финансового вспомоществования.  

Вячеслав Михайлов
Специально для «kavkazoved.info»
 
Примечания
 
(1) Как недавно уточнил замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян, переговорный процесс с Евросоюзом о подписании нового соглашения, по всей видимости, возьмёт старт на самом саммите или вскоре по завершении его работы.  
(2) В 2014 году в рамках Европейского инструмента соседства (European Neighbourhood Instrument) финансирование ЕС составило 34 млн. евро, которые были направлены на развитие малого бизнеса и частного сектора, а также защиту прав человека в Армении. Помимо этого, ЕС предоставил республике 10 млн. евро гуманитарной помощи и 3,1 млн. евро в рамках тематической программы по развитию гражданского общества и местных органов власти.

Армения дипломатия Евросоюз политика и право экономика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info