АЗЕРБАЙДЖАН: ИСПЫТАНИЕ ПАДАЮЩИМИ ЦЕНАМИ
Публикации | Обзор прессы | 20.03.2015 | 21:06
Падение мировых цен на нефть стало для Азербайджана серьезным вызовом, который усугубился еще и девальвацией российского рубля. Помимо того, падение нефтяных доходов оказалось совсем уж некстати для Баку, вкладывающего миллиардные инвестиции в организацию первых Европейских игр, которые должны состояться под эгидой Европейского Олимпийского комитета летом 2015 года в азербайджанской столице.
На фоне этих неблагоприятных факторов власти страны пытаются демонстрировать олимпийское спокойствие и заверяют, что страна избежит экономических и социальных потрясений. Сохранение у населения ощущения социального благополучия, или, по крайней мере, «неухудшения» его экономического положения важно для властей также и с учетом предстоящих в ноябре парламентских выборов. Известно, что на постсоветском пространстве именно выборы использовались для реализации сценариев «цветных революций». Власти хорошо понимают это и принимают превентивные меры не только с точки зрения нейтрализации структур, подпитываемых спонсорами потенциальных исполнителей революционных сценариев, но и для предотвращения роста социального недовольства.
В этом смысле, примечательна отмена правительственного решения о повышении цен на топливо, принятого 12 января с.г. Несмотря на то, что оно было незначительным (всего 0,02 маната или 0,025 долл. США) и цена бензина марки АИ-92 после этого составила 0,72 маната (0,92 долл.), а дизельного топлива – 0,62 маната (0,79 долл.), это вызвало ропот в СМИ и социальных сетях. Эксперты и граждане опасались, что повышение тарифов на топливо повлечет лавинообразный рост цен в других сферах.
Власти, в том числе, сам президент Ильхам Алиев заверяют, что, несмотря на падение нефтяных доходов страны, в 2015 году социальные программы будут профинансированы в полной мере, а национальная валюта сохранит стабильность. Сокращениям же будут подвергнуты инвестиционные расходы на инфраструктурные проекты, которые будут растянуты на более длительный период.
Однако многие эксперты сходятся во мнении о том, что, поскольку экономика страны сильно зависима от нефтяной отрасли и альтернативных источников пополнения казны нет, выполнение бюджетных обязательств и сохранение устойчивости азербайджанского маната будет удерживаться ценой валютных резервов страны, что приведет к их резкому сокращению.
На протяжении последних 3 лет долларовый курс маната колеблется в пределах 0,7830-0,7890 за 1 USD. Однако если в прошлом он регулировался рыночными механизмами, то в последние месяцы это происходит за счет валютных интервенций Центробанка страны. Только за декабрь прошлого года азербайджанский ЦБ потратил на сохранение стабильности маната около 1 млрд. долларов. Так, на 1 января объем валютных резервов ЦБА составил 13 млрд. 758,3 млн. долларов против 14 млрд. 996 млн. долларов на 1 декабря 2014 г. При таких темпах валютные резервы страны могут очень быстро иссякнуть.
Аналогичная ситуация наблюдается с запасами Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики (ГНФАР), которые на 1 января 2015 года составляли порядка 37 млрд. долл. Госбюджет же Азербайджан более чем на половину формируется за счет трансфертов именно из ГНФАР.
Доходы государственного бюджета Азербайджана на 2015 год прогнозируются в размере 19,438 млрд. манатов (24,825 млрд. долларов). При этом 10,388 млрд. манатов (13,3 млрд. долларов) или 53% от общей суммы доходов составят трансферты из ГНФАР. Дефицит госбюджета запланирован на уровне 1,662 млрд. манатов (2,1 млрд. долларов), или 2,8% ВВП.
Примечательно, что госбюджет 2015 г. верстался исходя из прогнозов цены 1 барреля нефти 90 долларов.
Таким образом, с учетом неблагоприятных ценовых прогнозов на нефть на обеспечение выполнения госбюджета Азербайджана может понадобиться в 1,5-2 раза больше трасфертов из ГНФАР, чем планировалось ранее.
Не менее серьезным вызовом азербайджанской экономике является и ослабление российского рубля. Согласно подсчетам экспертов Всемирного банка, экономика Азербайджана зависит от денежных переводов из России на 2,5%, а обвал российской национальной валюты серьезно угрожает экономикам девяти бывших советских республик, среди которых, и Азербайджан. При этом независимые азербайджанские эксперты полагают, что зависимость экономики страны от денежных переводов из РФ гораздо больше, чем утверждают специалисты ВБ.
По словам главы неправительственного Центра экономических исследований Губада Ибадоглу, до валютного кризиса в РФ только официально через банки ежегодно в Азербайджан из России поступало около 1 млрд. долларов. Примерно столько же, согласно подсчетам экономиста, составляли неофициальные отправления наличными.
«В последние месяцы, по официальным данным, сумма денежных переводов сократилась на 30%, соответственно, уменьшились и отправления наличными. В годовом исчислении, это порядка 600 млн. долларов. Неполучение этих средств серьезно ударит по различным сегментам экономики Азербайджана. Жилищный рынок в Азербайджане, на котором всегда был значителен удельный вес азербайджанцев, зарабатывающих деньги в России, уже встал. Кроме того, сокращение переводов из России ударит и по потребительскому рынку. Семьи, получающие помощь от мигрантов в РФ, соответственно, сократят объемы покупок и в Азербайджане. И этот процесс уже начался», - отметил Ибадоглу.
Кроме того, обесценивание рубля бьет по азербайджанским экспортерам. Поставщики овощей и фруктов теряют на стремительном снижении курса российской валюты по отношению к доллару.
«Наряду с этим, ослабление рубля вызывает обесценивание активов ГНФАР в России», - продолжил Ибадоглу. Так, порядка полумиллиарда долларов было вложено в рублях в качестве депозитов в «Газпромбанк» и ВТБ. Теперь эти средства обесценились вдвое. ГНФАР два года назад приобрел 2,5% акций ВТБ, которые также падают в цене. Обесценивается и приобретенная ГНФАР недвижимость в РФ. Таким образом, как считает эксперт, потери азербайджанской экономики от ослабления рубля значительно больше, чем 2,5%, называемые экспертами ВБ.
Однако, несмотря на сильное падение рублевого курса, ГНФАР не намерен отказываться от своих инвестиций и в эту валюту.
«Мы сохраним свои инвестиции в рубль. Наши инвестиции в акции российского «Внешторгбанка» носят долгосрочный и стратегический характер. Мы считаем, что должны остаться в одном из крупнейших российских банков», - заявил, в частности, исполнительный директор ГНФАР Шахмар Мовсумов.
Некоторые эксперты считают, что за нежеланием ГНФАР избавляться от падающих в цене активов в РФ кроются также политические причины.
«Вывод капиталов из России в условиях западных санкций означал бы недружественные действия со стороны Баку в отношении Москвы. Для азербайджанских властей это совсем некстати. В то же время правительство Азербайджана само подвергается давлению со стороны Запада из-за так называемых «фактов нарушения прав человека», и Баку нуждается в политической поддержке России.
Сейчас на международной арене Азербайджан больше солидаризуется с Россией, или, по крайней мере, избегает шагов, противоречащих ее интересам. Показательно в этом отношении голосование Азербайджана в ПАСЕ против пролонгации решения о приостановлении полномочий российской делегации. В то время как союзник России по ОДКБ и по ЕАЭС Армения воздержалась, азербайджанская делегация полным составом проголосовала в пользу России.
Баку рассчитывает также на поддержку России и в Карабахском вопросе. Азербайджан будет всячески отмежевать от санкций против России, и более того, станет наращивать торгово-экономическое, военно-техническое и инвестиционное сотрудничество с Россией», - говорит анонимный аналитик, консультирующий одно из государственных экономических ведомств страны.
Большинство экспертов склоняются к мнению, что азербайджанская экономика в краткосрочной перспективе может относительно безболезненно пережить обвал мировых цен на нефть.
«Да, Азербайджан, как и все экспортирующие нефть страны, теряет в доходах от падения мировых цен на углеводороды. Однако валютные запасы государства, которые вместе с активами Нефтяного фонда превышают 50 млрд. долларов, позволяют пока поддерживать стабильность курса национальной валюты и экономики в целом», - считает бывший первый вице-премьер правительства, ныне депутат парламента Вахид Ахмедов.
На его взгляд, с исполнением госбюджета 2015 года, даже при цене 40 долларов за баррель, проблем не будет.
Вместе с тем Ахмедов признал, что при сохранении низких цен на нефть на более продолжительный период (2-3 и более лет), экономика страны может столкнуться с проблемами. В частности, Азербайджан может испытать трудности в финансировании масштабных энергетических проектов, таких как разработка газового месторождения «Шахдениз-2», строительство второй очереди Южнокавказского газопровода, газопроводов TANAP (Трансанатолийский газопровод), TAP (Трансадриатический газопровод) общей стоимостью 45 млрд. долларов, являющихся звеньями Южного газового коридора, которому большое значение придает ЕС. Задержка в реализации этих проектов будет чревата сокращением валютных доходов страны от газа, которые призваны компенсировать прогнозируемое неуклонное падение добычи азербайджанской нефти.
По материалам: Пресс-Папье
Азербайджан экономика энергетика