КУБАНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО: МЕЖДУ ДВУХ ОГНЕЙ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Юлия ЧМЕЛЕНКО | 17.03.2015 | 00:00
Военно-политический кризис на территории Украины сделал актуальным вопрос истории кубанского казачества, его традициях и культуре, как главных составляющих национальной самоидентификации народа. Но что сегодня связывает Украину и Кубань, сохранили ли запорожскую идентичность кубанские казаки и может ли найти украинский национализм поддержку в Краснодаре? Ответить на эти вопросы нельзя не затронув историко-культурных традиций кубанского казачества.
В силу особенностей исторического развития, Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали и формировались в одно целое элементы южно-русских, восточно-украинских и иных культурных традиций. С истории заселения региона берут свое начало и истоки культуры кубанского казачества. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска.
Исторической родиной казаков является Запорожская сечь, но с заключением Кючук-Кайнарджийского договора (1774) Россия получила выход к Чёрному морю и Крым. Таким образом, дальнейшая необходимость в сохранении присутствия казаков на их исторической родине для охраны южных российских границ отпала, и Екатериной Второй Черноморским казакам были пожалованы земли на Тамани и Кубани «в вечное и потомственное владение».
Важным элементом традиционной народной культуры кубанского казачества исторически являлось строительство дома. В этом большом для казаков событии обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей станицы. По народной примете, сулящей достаток, на место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья. Плату за помощь в работе брать не полагалось, но после окончания строительных работ хозяева устраивали угощение.
Традиционным украшением кубанского жилища считаются рушники. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вышивали по краю крестом или гладью. С появлением фотоаппарата, чрезвычайно популярным украшением казачьей хаты стала фотография на стене. Небольшие фотоателье в кубанских станицах датируются еще 70-ми годами XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны. Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.
Мужчины, как правило, всегда фотографировались в традиционной казачьей форме. Она утвердилась к середине XIX века и состояла из черной черкески, темных шаровар, бешмета, башлыка, зимней бурки, папахи, сапог. Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я более перед богом за тебя не ответчик». Первая мировая война показала неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, и после революции традиционная казачья форма была оставлена как парадная.
Отметим, что до сих пор на Кубани в большом почете большие семьи. Поскольку главной обязанностью казака раньше была военная служба – в 18 лет юноша принимал военную присягу и до 38 лет участвовал в регулярных военных сборах, в казачьих семьях большую роль играла женщина. В казачьей семье было обычным явлением рождение 5-6 детей. Мальчику радовались больше: помимо продолжателя рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли.
Интересный случай из жизни кубанского казачества описывает в своей книге Г. Солодухин «Жизнь и судьба одного казака»:
«Осенью 1917 года мне пошёл восемнадцатый год. Мать решила меня женить. Услышал об этом Федя Иванов, очень богатый казак нашей станицы. Он имел две двенадцатисилковые паровые молотилки, до дюжины хороших упряжных лошадей и красивого орловского рысака. У него одна-единственная дочка Леночка. Он хотел выдать её замуж. Но с условием, чтобы зять после свадьбы перешёл жить в его дом. Он думал, что наша мать-вдова, с небогатым хозяйством, с удовольствием отдаст своего сына к нему в зятья. С таким планом он и подлетел к нашему двору на своём рысаке орловской породы.
Мать знала его хорошо, ещё с детства. И они были друзьями. Она любезно пригласила его в дом. Войдя в дом, Федя Иванов объяснил матери, зачем он приехал. Своим предложением он так обидел мою мать, что она закричала: «Да за кого ты меня считаешь? Я не дожила до такого позора, чтоб сыны мои пошли жить под чужой фамилией и под чужой крышей! Народи себе сыновей. А теперь убирайся "под-черты" вон с моего двора!»
Так поступила казачка – вдова и мать с шестью малолетними детьми и небогатым хозяйством. Разве это не пример казачьей гордости?»
Как и у большинства южных народов, в семье казаков особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении. Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу. Особым событием и торжеством в народе считали Пасху.
Самым распространенным блюдом казаков является борщ. В казачьих семьях готовят его по разному, но везде главное – это умение правильно делать зажарку.
Неотъемлемой частью традиционной народной культуры является устная разговорная кубанская речь. Она представляет собой смесь русского и украинского, а также заимствованные слова из языков горцев.
Но сохранили ли тесные этнокультурные связи кубанские казаки с Украиной? Как отмечает писатель и историк Игорь Васильев, на кубанских землях действительно селились украинцы. «Но ни в какие украинские государственные образования и этнические автономии эти земли никогда не входили. Тем более, везде на этих землях в большом количестве жили не только украинцы, но и русские, представители других этносов. На том же основании Россия может претендовать на американский Лос-Анджелес – в нем живет немало этнических русских и представителей других коренных народов нашей страны, например, осетин», – говорит ученый. Он отмечает, что лидер украинских националистов Симон Петлюра недолгое время жил на Кубани и был вынужден уехать от туда, поскольку в регионе его идеи были совершенно непопулярны. Игорь Васильев отмечает, что украинские националисты в прошлом, особенно в начале XX века, не раз пытались «раскачать» вопрос самостийности на Кубани. Но их попытки не увенчались успехом, поскольку большинство кубанских малороссов были казаками. «А казаки очень остро чувствовали себя верноподданными Российской империи. Кубанские казаки никогда не отделяли себя от «большого» русского народа, в который включали и великороссов, и украинцев, и белорусов». Отметим, что кубанские казаки составляли часть первой русской экспедиции на Эльбрус в 1829 году.
«Сегодня Кубанское казачество ощущает себя, несомненно, частью России. Изменение казачьей идентификации произошло в конце XIX – первой четверти XX веков. Тогда сформировался кубанский казачий субэтнос русского народа. На основе объединения как украинской, так и русских групп казаков, элементов их культуры», – убежден Игорь Васильев.
Таким образом, несмотря на то, что среди кубанцев немало людей с украинскими корнями, на Кубани и много людей, которые ни слова по-украински не знают и являются по крови русскими. При этом и первые и вторые считает себя кубанскими казаками – народом, создавшим и сохранившим свою самобытную историю и культуру.
Сегодня существует немало казачьих сообществ, целью которых является популяризация традиционной культуры народа среди молодого поколения. В их числе сообщество «Голос казаков», «Кубанское казачье войско».
Активную деятельность ведут и кубанские художники. Так, 12 февраля этого года состоялось открытие экспозиции «Товарищества кубанских художников» в Краснодаре в краевом выставочном зале изобразительных искусств. В выставке приняли участие более 150 мастеров живописи, графики, декоративно–прикладного искусства, представившие 300 работ. В их числе портреты Ольги Сальковой, лирические пейзажи Светланы Катковой, сюжетные многоплановые композиции Анатолия Кашкуревича, Александра Строма, Ларисы Ильченко и многих других.
«Товарищество кубанских художников» было основано в 1991 году. Первоначально организация называлась «Объединенный союз кубанских художников». Целью творческого союза было и остается способствовать развитию изобразительного искусства в регионе.
Таким образом, сегодня идея возрождения исторических традиций кубанского казачества активно привлекает к себе молодежь. Молодые казаки, как и прежде, учатся бережно хранить традиции предков, петь дедовские песни, танцевать народные танцы, хорошо знать историю своего края и гордиться своими казачьими традициями, являющимися органичной частью российской культуры.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
казачество культура Общество «Знание» Россия традиционализм