РОССИЯ – ГРУЗИЯ – АРМЕНИЯ: «ТИХАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ПРОКЛАДЫВАЕТ ДОРОГУ К ОБЩЕМУ РЫНКУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Михаил АГАДЖАНЯН | 06.03.2015 | 08:00
Диалог Россия – Грузия на уровне заместителя министра иностранных дел Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Зураба Абашидзе возобновился 26 февраля. Четырёхмесячная пауза в пражском процессе улучшения отношений между двумя странами таким образом прервана. Результативная часть дипломатического контакта, как и на предыдущих встречах, строилась вокруг оздоровления межгосударственного климата торгово-экономическим и культурно-гуманитарным инструментарием. На этот раз стороны сконцентрировались на обсуждении вопроса реализации Соглашения о таможенном администрировании и мониторинге торговли товарами от 2011 года, подтвердив обоюдное стремление завершить эту работу в ближайшее время (1).
Был продолжен диалог по конкретным вопросам нормализации грузино-российских связей на тех направлениях, где при отсутствии дипотношений возможен прогресс, сообщил МИД России.
Взаимная торговля России и Грузии бьёт новые рекорды, что диктует установление дополнительных механизмов стимулирования двустороннего товарооборота.
Перед проведением встречи грузинское руководство вновь высказало пожелание определиться с будущей повесткой пражского диалога, дабы состыковать его с политическими дискуссиями в Женеве. Как известно, к подобным устремлениям Тбилиси в Москве относятся крайне сдержанно, всякий раз подчёркивая целесообразность проведения параллельного, но не связанного друг с другом обсуждения политических проблем в Женеве и вопросов восстановления торгово-экономических отношений.
В условиях отсутствия дипломатических отношений показатели российско-грузинской торговли красноречиво свидетельствуют о правильности избранного пути медленного продвижения к всеобъемлющему примирению. Если в Тбилиси не удовлетворены нынешними темпами такого сближения, то они, безусловно, могут быть пересмотрены в сторону большей интенсивности. Однако, с одним важным уточнением, на котором настаивает Москва – интересы Абхазии и Южной Осетии при этом должны строго соблюдаться.
Показатели российско-грузинского торгово-экономического сотрудничества пока далеки от той точки, после которой стороны будут гарантированы от нового конфликта. К примеру, о таких объёмах взаимной торговли и инвестиций, которых удалось достичь за последние годы и десятилетия затяжного конфликта Китаю и Тайваню в связке Россия – Грузия пока приходится только мечтать. Но именно этот алгоритм снятия опасности новой войны наращиванием торгово-экономического потенциала сотрудничества позволил Пекину и Тайбэю минимизировать риск «горячего» конфликта. Пример с двумя Китаями не во всём подходит для сложных межгосударственных конфигураций на Кавказе. Впрочем, здесь важно обратить внимание на культурно-историческую сторону взаимоотношений соседей. Грузия находится в самых тесных политических, военных, экономических связях с теми государствами, отношения с которыми у России далеки от идеальных. Крупнейшим военно-политическим патроном Грузии являются США, главными торговыми партнёрами – Турция и Азербайджан. Если к этому добавить попытки некоторых европейских держав усилить свои позиции в регионе, то южнокавказская композиция сил и интересов становится куда сложнее «китайского прецедента». Однако Россия и Грузия принадлежат к одному цивилизационному пространству, между ними тысячи нитей культурного и гуманитарного взаимообмена, единый православный стержень религиозного взгляда на мир.
Скупые цифры протекающего в российско-грузинских отношениях торгово-экономического «ренессанса» важны сами по себе, но за ними важно не упустить определённые тенденции интеграционного характера. Согласно опубликованным 21 января данным Службы статистики Грузии, в 2014 году внешняя торговля Грузии выросла на 5% по сравнению с предыдущим годом и составила 11,45 млрд. долларов. Крупнейшим торговым партнёром Грузии остаётся Турция, оборот с этой страной в 2014 году составил 1,96 млрд. долларов, что на 23,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на то, что торговый оборот с Азербайджаном в 2014 году сократился и составил 1,18 млрд. долларов, соседняя республика всё же продолжает уверенно занимать вторую строку внешнеторгового партнёра Грузии. Импорт из Азербайджана (в основном, природный газ, нефть и нефтепродукты) сократился на 2,3%. Грузинский же экспорт в Азербайджан претерпел кратное сокращение – на 23,3%. Падение вызвано, в основном, снижением объёмов реэкспорта легковых автомобилей.
Россия, которая в 2013 году была четвёртым крупнейшим торговым партнёром Грузии, в прошлом году переместилась на третье место. Российско-грузинский товарооборот составил 852,6 млн. долларов, что на 9,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Всего на Россию пришлось 7,4% внешнеторгового оборота Грузии. Что особенно отрадно для грузинского бизнеса, ориентированного на внешние рынки, экспорт республики на российском направлении вырос на 44,1%, составив в абсолютных цифрах без малого 275 млн. долларов. Россия стала третьим крупнейшим экспортным рынком Грузии после Азербайджана и Армении.
Первый месяц 2015 года несколько замедлил темпы роста товарооборота России и Грузии, но тенденция на активизацию экономических отношений далеко не растратила свой потенциал. Что важно отметить, рост объёмов взаимной торговли сопровождается повышенным вниманием Москвы и Тбилиси к открывающимся возможностям выхода на новые рынки с весьма неожиданных региональных площадок. Полублокадное положение Армении не устранено, но вступление Еревана в Евразийский экономический союз привело к появлению дополнительных ресурсов в перекрёстных торгово-экономических связях.
Подписание Грузией соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом даёт возможность армянским компаниям инвестировать и производить в
Грузии, иметь свободный доступ к европейскому рынку. Об этом заявляют грузинские эксперты. Их армянские коллеги, в свою очередь, говорят о не менее многообещающих перспективах, в частности, для российского бизнеса в Армении. Став резидентами местной экономики, компании из стран ЕАЭС могут воспользоваться льготным режимом торговли с Евросоюзом (GSP+), согласно которому 6400 товаров экспортируются из Армении в Европу по нулевым либо сниженным таможенным пошлинам. Если к этому добавить факт состояния Грузии и Армении в режиме свободной торговли, то в треугольнике близких по своему культурно-историческому наследию странам может зародиться своя интеграционная связка. Без заключения межгосударственных соглашений и громких деклараций о слиянии экономик, Россия, Грузия и Армения могут приступить к рутинной, трудоёмкой, длительной, но весьма перспективной работе построения «де-факто» общего рынка.
По итогам недавних армяно-грузинских консультаций на уровне экономических ведомств двух республик была достигнута договорённость об установлении переходного периода длительностью несколько лет, в течение которого стороны намерены работать при нулевых таможенных ставках. В случае прихода в Армению российских компаний, возможна ситуация, когда частный капитал северной державы воспользуется не только преимуществами льготного режима торговли Еревана с ЕС, но и откроет для себя новые возможности на грузинском рынке. Очевидно, что под эти планы должна быть подведена стабильно работающая логистическая база поддержки бизнеса. Нынешние транспортные коммуникации в треугольнике Россия – Грузия – Армения явно неудовлетворительны с позиций максимального снижения транспортных расходов для хозяйствующих субъектов. Прорывом может и должен стать проект восстановления железнодорожного сообщения Россия – Абхазия – Грузия – Армения, однако, его реализация сталкивается с серьёзными политическими препонами, в чём можно было убедиться по итогам очередного Пражского раунда грузино-российских консультаций.
Автомобильные перевозки могут на определённое время скомпенсировать отсутствие сквозного железнодорожного сообщения, но вопрос требует своего долгосрочного решения. Напомним, в декабре 2014 года, в ходе визита премьер-министр Армении Овик Абрамяна в Грузию было парафировано межправительственное соглашение о строительстве нового моста через реку Дебед у пропускного пункта Садахло-Баграташен на границе двух республик. Главы правительств подписали также протокол, достигнув договорённости о том, что окончательное соглашение по проекту будет подписано до 2015 года и новый мост между Арменией и Грузией получит название «Мост Дружбы».
Грузия и Армения избрали различные пути приобщения к многосторонним схемам экономической интеграции. Ныне Ереван и Тбилиси самым предметным образом заняты изучением всех нюансов и возможных «внештатных ситуаций», которые могут произойти в связи с разностью таможенных режимов. Предстоит большая совместная работа правительств соседних стран, к которой, безусловно, необходимо привлечь и российскую сторону.
Война 2008 года отбросила Москву и Тбилиси практически к «нулевой отметке» двусторонних отношений. Разрыв дипломатических связей, отсутствие торговых представительств, выход Грузии из СНГ усложнили экономическое сотрудничество до предела. Между тем, стороны нашли ресурсы для выведения торгово-экономических отношений из «комы», добившись за прошедшие шесть лет значительных результатов. В этом, несомненно, свою роль сыграл диалог Карасин – Абашидзе, как одно из свидетельств неисчерпанного соседями потенциала к полному примирению.
(1) Грузия согласилась на вступление России в ВТО после того, как Тбилиси и Москва при посредничестве Швейцарии в ноябре 2011 года подписали соглашение, которое предусматривает создание комплексной системы наблюдения и аудита за перемещением грузов через Абхазию и Южную Осетию. Помимо прочего, соглашение предполагает привлечение «нейтральной частной компании» с целью осуществления мониторинга за перемещением грузов через три торговых коридора. Два из них расположены в Абхазии и Южной Осетии, третий – на КПП Казбеги-Верхний Ларс. Для осуществления мониторинга была выбрана швейцарская компания SGS. Теперь Грузия и Россия должны оформить отдельные контракты с этой компанией (Встреча Абашидзе и Карасина в Праге // Civil Georgia, 27 февраля 2015 г.).
Специально для kavkazoved.info
Армения Грузия дипломатия коммуникации Россия экономика