С РЕАБИЛИТАЦИЕЙ АХЫСКА ВОСТОРЖЕСТВУЕТ ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ: ВЗГЛЯД ИЗ БАКУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Адгезал МАМЕДОВ | 19.02.2015 | 00:00
На днях некоторые российские СМИ распространили адресованное Президенту Российской Федерации В.В.Путину обращение Международного общество месхетинских турок «Ватан». В документе затрагивается вопрос восстановления исторической справедливости, устранения последствий незаконной депортации с территории Грузинской ССР мусульманского населения (подавляющее большинство – месхетинские турки). Напомним, зарегистрирована в 1992 году общественная организация МОМТ «Ватан» объединяет более 100 тысяч турок-месхетинцев, являющихся гражданами РФ, проживающих в Ставропольском крае, Ростовской области, других регионов России, а также в постсоветских странах, в Турции и США(Огайо, Массачусетс, Пенсильвания, Виргиния, Мэриленд и Кентукки и др.).
Представляется, что это обращение является очередным шагом в деле возвращения турок-месхетинцев (турок-ахыска) в места их исторического проживания на территории Грузии и может рассматриваться в контексте возможной реализации интересов и прав турок-месхетинцев в рамках организаций, альтернативных ЕС. Факт, что Россия как правопреемник СССР имеет возможность озвучить существующую проблему через различные структуры ООН с просьбой о принятии специальной резолюции о реабилитации представителей ряда этноконфессиональных групп, депортированных с территории Советской Грузии в 1944 г. в республики Средней Азии.
В конце прошлого года представители организаций турок-месхетинцев, собравшись на конференции в Тбилиси, потребовали от официального Тбилиси выполнить свои обязательства по репатриации на родину жителей Самцхе-Джавахети, выселенных в 1944 году решением советского руководства. Ранее, в мае 2011 года около 13 тыс. проживающих в Азербайджане месхетинцев подали заявления о желании вернуться в Грузию. Они, по словам одного из руководителей созданного в Азербайджане общества «Самшобло» (Родина) Ш. Сарварова, хотят вернуться именно те края, откуда их депортировали в годы Второй мировой войны. При этом грузинские власти последовательно пытались расселить турок-месхетинцев в другие регионы страны, опасаясь осложнений в Адигенском, Ахалцихском, Аспиндзском и других южногрузинских районах, где предки депортированных жили до выселения. По мнению омбудсмена Грузии Уча Нануашвили, в стране «до сих пор сохраняется неприятие турок-месхетинцев жителями регионов, откуда они были выселены» (1).
Между тем, существующий Закон Грузии о репатриации месхетинцев, принятый при вступлении Грузии в Совет Европе 1999 году, не создает никаких условий для переселения месхетинцев на свою историческую родину. Закон устанавливает лишь общую схему присвоения статуса «репатрианта», при этом не определяя содержания этого статуса и прав репатриантов. Более того, закон вообще ни слова не говорит о каких-либо правовых и социальных обязательствах грузинского государства перед этими людьми. При этом получение статуса репатрианта максимально затруднено, обставлено множеством искусственных препятствий. Что важнее – государству дана полная свобода усмотрения в том, принимать или не принимать заявления от претендентов, присваивать или не присваивать статус. Хуже того, уже присвоенный статус, как следует из пунктов «г», и «д» ч. 2 ст. 10 закона, может быть аннулирован под произвольным предлогом. Как следует из ч.5 ст. 7 и ч.З ст. 8, решения властей не подлежат обжалованию в судебном порядке. Цель установления именно такой схемы очевидна – сократить число заявителей и создать возможность для произвольных отказов. То есть, в сущности, принят закон о невозвращении месхетинцев в Грузию.
Иного ожидать и не приходилось. Собственно, не было и нет никаких оснований всерьез воспринимать обязательства грузинских властей о возвращении месхетинских турок. Впридачу к этому, бывшей президент Грузии «борец» за права кавказках народов М. Саакашвили, раздававший грузинские паспорта жителям приграничных турецких провинций, как-то «забыл» о правах мехсетинцев. В том числе и в ходе своего демагогического выступления в 2010 году в ходе 64-й сессий Генеральной Ассамблей ООН, где он много распространялся о правах народов Кавказа. Характерный пример лицемерия и демагогии.
К сожалению, всё это находится в центре внимания руководства Турции, что, впрочем, вполне закономерно. Грузия рассматривается Турцией как важнейшее составное звено в реализации внешнеполитической стратегии на закавказском и центральноазиатском направлениях, цель которой заключается в обеспечении интересов своих нефтегазовых и транзитных компаний на Каспии и транзитные выгоды в связи с эксплуатацией маршрутов Баку – Тбилиси – Джейхан, Баку – Самсун.
И по существу, в рамках этой стратегии, по мнению многих наблюдателей, официальная Анкара, заинтересованная в позитивном сотрудничестве с грузинскими властями, проводит в отношении турок-месхетинцев предельно осторожную линию.
В частности, первый секретарь посольства Турции в России Садин Аййылдыз очень аккуратно заявляет: «Посольство Турции признает этот легитимный орган, который избирается всенародно и признается как Советом общества «Ватан», так и месхетинскими турками в Российской Федерации и за рубежом. Мы помогали, и будем помогать в решении данной проблемы. Президент и Правительство Турции при встречах с руководством Грузии всегда ставит данную проблему на рассмотрение. В решении данного вопроса заинтересована не только Турция, но, думаю, и все страны, и Совет Европы в том числе. Так как просматриваются нарушения международных норм по правам человека, я уверен, и сама Грузия заинтересована в решении данного вопроса. Хочу вас заверить, что данный вопрос рано или поздно должен разрешиться» (2).
Полагаю, что игнорирование вышеупомянутого обращения со стороны общественных деятелей и представителям СМИ постсоветского пространства было бы не совсем логичным. Турки-месхетинцы чувствуют живую связь с народами нашего региона. Следует согласиться с оценками сотрудницей РИСИ Тайибы Хизриевей в том, что «турки-месхетинцы имеют единый менталитет с представителями всех народов бывшего СССР и связаны с ними элементами «советской» культуры. Было бы странно, если бы большая и многонациональная страна, всегда бывшая убежищем для множества народов, не откликнулась на крик о помощи единственного не реабилитированного народа, переживающего сегодня трагедию исчезновения» (3). На самом деле мы, представители народов бывшего Советского Союза, никогда не считали себя порабощенными Россией, а были и ощущали себя полноценными гражданами одного единого интернационального государства, которые дружили и ссорились между собой независимо от национальности, делили общие радости и горе. При наличии общей, советской культуры, национальные особенности разных народов способствовали нашему взаимному обогащению.
Любой народ тесно связан с территорией, на которой он проживает или когда-либо проживал. Поэтому законы общества, как и любой другой закон не могут быть написаны без привлечения разума. Наши народы всегда жили на этих землях. Веками, передавая друг другу свои культурные ценности, почти что создавали общие нравственные нормы. В течение длительного периода этот регион был неисчерпаемой колыбелью этнических и территориальных общностей, столетиями формировавших свои воинственные и мирные качества, которые и поныне можно найти у представителей разных народов Кавказа.
Многие представители турок-месхетинцев проживают в настоящее время в России, на Украине, в Азербайджане, Казахстане и Грузии и во многих других странах. Конечно, многие из них интегрировались в окружающие общества, сохраняя свою национальную идентичность, язык, культуру. Жители ряда поселений активно занимаются возрождением национальной кухни, пользующейся заслуженной популярностью окружающегося населения. «В России нам нравится. Наши дети учатся в школе, в детский сад ходят. Мы прописаны здесь, имеем российский паспорт. Но, понимаете, 70 лет прошло, а мы все еще тоскуем о родине», - говорит представитель Совета старейшин региональной общественной организации «Ватан» Азим Кучали-Оглы (5). По данным руководителя Всемирной ассоциации месхетинских турок Ниадина Казанова, из (приблизительно) полумиллиона проживающих сегодня в мире турок-месхетинцев, в Грузию могут переехать не более 10-15 тысяч (6).
Однако сложные процессы на постсоветском пространстве, включая межгосударственные осложнения, негативно влияют на связи как организаций, так и отдельных граждан, не по своей воле оказавшихся по разные стороны государственных границ. Не исключено, к сожалению, внимание к территориально разобщенным народам и со стороны различного рода авантюристов и «геостратегов», стремящихся зажечь в Евразии новые очаги этнополитических конфликтов (7). В этой связи проведение (например, в России или Азербайджане, где нашли убежище более 50 тысяч турок-месхетинцев (8)) представительного форума турок-месхетинцев способствовало бы привлечению общественного внимания как к сложным политико-правовым реалиям, осложняющим жизнь разделённых народов, так и проблемам, связанным с восстановлением исторической справедливости по отношению к депортированным народам.
Адгезал Мамедов - политолог и психопортретолог, лидер движения славяно-тюркского единения и председатель НПО «Евразийский Выбор Азербайджана»
Примечания
(2) это заявление нашло отражение в резолюции 5-го съезда Международного общества месхетинских турок «Ватан».
(4) Калатозишвили Г. Указ. раб.
(6) Калатозишвили Г. Указ. раб.
(7) По некоторым данным, в числе участников группировки «Хизб-ут-Тахрир» в Крыму были и турки-месхетинцы, один из которых по имени Мурад занимал лидирующие позиции среди радикалов, нелегально, но совершенно открыто проживал на территории Украины. Официальный Киев никак не препятствовал пропагандистской и организационной работе на своей территории «строителей всемирного Халифата», активно используя их в антироссийских целях - см.: Барсов В. В чьих руках трагическая судьба турок-месхетинцев.
(8) Миграционные проблемы обсужденына мероприятии ТюркПА в Баку
Азербайджан Грузия диаспоры ислам политика и право Россия СССР