ГЕНОЦИДАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ОСМАНСКИХ ВЛАСТЕЙ В ОТНОШЕНИИ ХРИСТИАН СВОЕЙ СТРАНЫ В ГОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Анаит ХОСРОЕВА | 07.02.2015 | 12:00
В 2015 году исполняется столетняя годовщина беспрецедентного по своим масштабам и жестокости бедствия – Первой мировой войны, которая была величайшей трагедией в истории человечества. Именно в этот период в Османской империи был осуществлен первый геноцид 20-го века – геноцид армян. Но одновременно и наравне с армянами, резне и погромам османских властей подверглись также ассирийцы и понтийские греки, как национальные и религиозные меньшинства этого государства (1). Сегодня это характеризуется как геноцид христианского населения Османской империи, осуществленный младотурецкими властями.
9-го декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию «О предупреждении преступления генoцида и наказании за него» (2) – документ, имеющий историческое значение. Геноцид в нем определен как политика, цель которой – уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным и религиозным мотивам, как методом непосредственного убийства, так и путем причинения членам этих групп серьезных телесных повреждений и психических травм. В данное понятие входит также предумышленное создание таких условий жизни, которые направлены на полное или частичное уничтожение этих групп; применение таких методов, которые преследуют цели предотвращения рождаемости в данной группе людей, насильственного перемещения детей из одной группы в другую и т.д. В этом документе ООН, впервые в истории геноцид международно определен как преступление против всего человечества, подлежащее наказанию.
Изучение и анализ геноцида армян, ассирийцев, греков, как первое преступление как такового, и последовавших за ними геноцидов в течение всего столетия, послужили основой для выдвижения концепции «геноцидального государства» и «геноцидального общества». Согласно этой концепции, геноцид не бывает случайным. Его осуществление возможно не во всех государствах, и не все общества готовы к нему. Осуществление геноцида возможно в обществах, имеющих специфическое устройство, базирующееся на человеконенавистнических принципах превосходства господствующей нации, стремления к избавлению от «чужеродных» элементов путем их насильственной ассимиляции или уничтожения, создания этнически однородного и «чистого» общества.
Когда мы применяем концепцию «геноцидального государства» к геноциду христианских народов Османской империи в годы Первой мировой войны, становится очевидным, что она полностью подходит к Османской Турции. Эта страна по всем параметрам может быть охарактеризована как «геноцидальное государство» и «геноцидальное общество», которая вела «геноцидальную политику» к христианскому национальному и религиозному меньшинству своей страны.
Современные турецкие и протурецкие авторы, пытаясь оправдать политику младотурок, связывают уничтожение христианского населения Османской империи в годы Первой мировой войны тем, что последние симпатизировали русским и готовили восстание в турецком тылу. Факты же говорят о том, что уничтожение готовилось задолго до войны, а война лишь предоставила младотуркам удобный случай беспрепятственно осуществить свои планы.
Специалисты в области геноцидологии едины в том, что такое грандиозное преступление как геноцид невозможно осуществить без тщательной подготовки, без четко разработанной программы действий, конкретного разделения функций и эффективного распределения имеющегося в распоряжения ресурсов.
Как все это случилось?
Османская империя была многонациональным государством, где вместе с турками проживали армяне, ассирийцы, греки, албанцы, болгары, евреи, арабы, курды и другие национальности. Не было случайностью, что политика погромов, принявшая особенно широкий размах в XIX веке и возведенная в ранг государственной политики, являлась наиболее характерной чертой внутренней политики и национальной жизни Османской империи, а также главным орудием решения национальных вопросов. Поэтому история Османской империи конца XIX и начала XX вв. предстает перед нами нескончаемой чередой погромов, притеснений и унижений достоинства армян, ассирийцев и греков империи.
1-го августа 1914 г. началась Первая мировая война. Буквально на следующий день после объявлении Германией войны России турки и немцы подписали секретный договор, фактически переводящий турецкие войска под немецкое командование. По началу Турция объявила о нейтралитете, но это было лишь уловкой, чтобы успеть провести мобилизацию и лучше подготовиться к предстоящей войне. Османская империя, которой управлял младотурецкий триумвират, состоящий из министра внутренних дел Талаата, военного министра Энвера и военно-морского министра, адмирала Джемаля, официально вступила в войну на стороне тройственного союза 29-го октября 1914 г. В ответ 2 ноября Россия объявила войну Турции.
С вступлением Османской империи в Первую мировую войну в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителей турецкой расы для противостояния «неверным». В империи был объявлен «джихад» (священная война), что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения: положение христиан в империи ухудшалось с каждым днем.
К весне 1915 г. геноцидальная машина младотурок работала на полную мощность. Разоружение христианских народов, особенно армян, шло полным ходом. В одном из дипломатических документов российского Архива Внешней Политики, который 10-го апреля 1915 г. был направлен из Константинополя в министерство иностранных дел России, описана ситуация, царившая в стране: «Христианское население подвергается всяческим гонениям, часто – погромам. Под предлогом призыва на военную службу, людей арестовывают без различия возраста, забирая их на улицах, в церквах, магазинах». Тем временем в Константинополе начались массовые аресты видных армян: интеллектуалов, предпринимателей, политиков, религиозных деятелей, педагогов и журналистов.
В начале лета началась массовая депортация армян и ассирийцев в пустыни Междуречья (3). Почти во всех случаях власти действовали по одинаковой схеме: в самом начале мужчин отделяли от женщин и детей и при первом же удобном случае расправлялись с ними. В дороге многие погибали от голода и болезней. Колонны постоянно подвергались нападениям курдов, девушек похищали или просто покупали у конвоиров, а те кто пытались сопротивляться, убивали на месте. До места назначения доходила лишь малая часть депортируемых, но и их ждала смерть от голода, жажды и болезней.
В начале декабря 1914 г. турецкие войска начали наступление на Кавказском фронте, однако, потерпев сокрушительное поражение, были вынуждены отступить. Отступающие турецкие войска обрушили всю злость от поражения на христианское население прифронтовых регионов, убивая на своем пути армян, ассирийцев и греков.
Геноцид этих трех христианских народов Османской империи не был случайностью или неожиданностью. Он логически вытекал из десятилетиями, если не столетиями осуществляемой турецкими султанами, а затем и младотурками жестокой, националистической и погромной политики, которую они проводили по отношению к нетурецким народам империи. Это не была политика отдельных личностей, а официальная государственная политика Турции.
Операцией по уничтожению армян, ассирийцев и понтийских греков империи руководил лично министр внутренних дел Талаат паша. Отряды турецкой армии, силы министерства внутренних дел, полиция, специальные отряды «Тешкилаты махсусе», курдские племена врывались в христианские населенные пункты, села и города, убивали все население, уводили скот, грабили все, что представляло хоть какую–нибудь ценность. Сжигались дома, целые кварталы и села. Это было воистину тотальное убийство, геноцид по этническому признаку.
Периодически организуемые в Османской империи побоища ассирийцев, армян, греков привели к тому, что общество привыкло к погромам нетурецких народов. Даже самые жестокие и кровавые убийства и массовые погромы не могли послужить причиной для хотя бы малого недовольства турецкого общества, поскольку оно было хорошо выдрессировано. В подобной стране и в таких условиях легко было мобилизовать имеющиеся здесь различные темные жаждущие крови силы, не только для массовых погромов и этнических чисток, но и для организации и осуществления геноцида.
С приходом к власти младотурок, османские идеологи выдвинули теорию тюркизма-туранизма, который стал их официальной идеологией. Одной из основных задач тюркизма было подготовить почву, создать политические, военные и социальные условия, сформировать благоприятную морально-психологическую атмосферу для отуречивания всех народов империи. Политику тюркизации предполагалось осуществить на трех уровнях: 1. насильственное отуречивание мусульманских и христианских народов, а также насильственная исламизация христианских народов; 2. этническая чистка, предполагавшая насильственное выселение тех этнических групп, которые откажутся от отуречивания; 3. уничтожение целых этнических групп и народов, т.е. осуществление геноцидов.
В партийной программе младотурок говорилось: «Рано или поздно все турецкоподданные народы должны быть отуречены. Ясно, что это не произойдет добровольно, и мы будем вынуждены применить оружие» (4). Во время одной из тайных совещаний младотуркский идеолог доктор Назым говорил: «Резня необходима. Все нетурецкие элементы, какой бы национальности они бы не были, должны быть уничтожены» (5).
Таким образом, целью этой политики было создание «чистого» турецкого государства. Можно сказать, что геноцид армян, ассирийцев и греков полностью укладывался в рамки осуществления младотурецких программ по созданию этого «чистого» турецкого государства. Здесь необходимо иметь ввиду еще одно обстоятельство – эти три народа крепко держались за свою национальную самобытность, вековые национальные ценности, язык, религию, культуру, и никоим образом не желали отуречиваться. Поэтому младотурецкое руководство окончательно встало на путь физического уничтожения этих народов посредством геноцида.
Эта политика удалась, поскольку для нее существовали все предпосылки – государственная система, способная на насилие, гонения и массовые кровопролитные резни и погромы, богатый опыт их осуществления, соответствующая идеология, соответствующие механизмы и благоприятные внешние и внутренние условия. Однако, эти предпосылки, вероятно, не смогли бы осуществиться, если бы не было Первой мировой войны.
Талаат-паша во время беседы с работником германского посольства доктором Мортманом сообщил, что турецкое правительство, пользуясь военным положением, наконец-то избавится от внутренних врагов – христиан, не боясь даже дипломатического вмешательства европейских держав (6). Приблизительно то же самое повторял создатель и руководитель «Специальной организации» Бехаэддин Шакир: «Мы в войне, нет угрозы вмешательства со стороны Европы и великих держав. …Вскоре предстоящая проблема станет сбывшимся фактом, голоса утихнут, и никто не осмелится поднять протест. Мы должны максимально воспользоваться тонкостями этой исключительной ситуации. Такой случай не часто предоставляется…» (7)
Несмотря на все попытки османских властей скрыть масштаб геноцидальных акций и сохранить лицо цивилизованной страны, консулы иностранных государств и миссионеры в годы войны регулярно посылали сообщения о происходящих в Турции событиях.
Таким образом, на всей территории Османской империи в годы Первой мировой войны геноциду подверглись 1,5 млн. армян, 500-750 тыс. ассирийцев и 300 тыс. понтийских греков. Этот геноцид христианского населения в новой истории человечества стал первым широкомасштабным международным преступлением, который был совершен с целью уничтожения целых народов по политическим мотивам, который не остался без последствий и для самой Турции: она вошла в историю как первое геноцидальное государство и родина геноцида (8).
Анаит ХОСРОЕВА (Институт истории Национальной академии наук Республики Армения)
Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.). Доклады публикуются в авторской редакции.
Примечания
(1) Хосроева А., Турция в 1890-1910-е годы: Геноцид ассирийцев, Бюллетень: антропология, меньшинства, мультикультурализм. Краснодар: Центр понтийско-кавказских исследований. Выпуск 1. № 4. 2006. C. 394-409.
(2) General Assembly Resolution 260A (III) Article 2. (3) Leslie A. Davis. The Slaughterhouse Province. An American Diplomat’s Report on the Armenian Genocide, 1915-1917. New Rochelle, NY., 1989. P. 143-144.
(4) Lepsius J., Bericht über die Lage des Armenischen Volkes in der Türkei. Potsdam, 1916. S. 220.
(5) Мевлан Заде Рифат Темные изгибы Османской революции и программа Иттихада по уничтожению армян. Ереван, 1990. C. 98-99.
(6) Lepsius J., Deutschland und Armenien, 1914-1918: Sammlung Diplomatischer Aktenstucke. Potsdam, 1916. S. 26.
(7) Левон Месроп, Тер-Зор, Париж, 1955. С. 258.
(8) Оганесян Н. Геноцид армян. Ереван, 2005.
Армения геноцид Первая мировая война Турция