РЕПЕРТУАР СТАВРОПОЛЬСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕРИОДИКИ)
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Елена НОСАЧЁВА | 05.02.2015 | 00:00
Начало Первой мировой войны изменило слоившийся уклад жизни Ставрополя. Ставропольская губерния была объявлена на положении чрезвычайной охраны. Театр тоже переживал сложное время. Пайки «входили всерьез и надолго» и в обиход актерской жизни. В тяжелых материальных условиях лицо театра определяли агитспектакли с патриотическим насыщением. В его репертуаре появляются исторические постановки: «Война» Арцибашева, «Богатыри» Гарина, «Германская шпионка» и другие.
Зимний театральный сезон 1914 г. был представлен спектаклями как ставропольской труппы И. Судьбинина, так и украинской труппы Д.А. Гайдамаки с участием известных артистов: А.П. Затыркевич, Н.М. Кочубей-Дзабановской, Ю.С. Шостаковской, Л.Я Манько. Ими на сцене Ставропольского театра «Пассаж», достроенного до начала войны, были поставлены последние новинки украинского театра с роскошными историческими костюмами, оружием, декорациями, париками, реквизитами и бутафорией. Репертуар труппы Д.А. Гайдамаки включал исторические пьесы, картины народной жизни. Во время патриотического спектакля «Возрождение», изображая манифестацию по случаю объявления войны Германией России, хором и оркестром труппы были исполнены Русский, Сербский и Французский народные гимны. В антракте были исполнены Английский и Бельгийский гимны (1). Перед началом концерта-спектакля «Отечественная война» по пьесе Г.Гартвельда хором и оркестром украинской труппы исполнялся гимн «Боже царя храни». Исполнение гимнов на театральной сцены в период войны 1914-1918 гг. были весьма актуальны и нередки, причем исполняли не только гимн Российской империи. Через гимны своего государства и его союзников стремились донести дружбу народов, дух победы, трагедию войны, не ограниченную масштабами одной страны.
Особое внимание уделялось детской публике. Украинской труппой Д.А. Гайдамаки ставились утренники. Причем отмечалось, что Д.А. Гайдамаки ставил в утренних спектаклях хорошие пьесы с участием лучших сил труппы. Он не спешит «отыграть» спектакль, а проводит его внимательно и хорошо. Публики на утренниках было много, основную массу которой составляли учащиеся. Для них артисты охотно выходили на бисс. Зимний театральный сезон 1916 г. порадовал молодую публику московской детской труппой с постановками «Солдат и баба-яга», «Дедушка Лукьяныч» и др. (2)
Для ставропольского театра свойственно было проведение благотворительных спектаклей. Во время первой мировой войны такие спектакли стали особенно востребованы. Они проводились в пользу местного дамского комитета (3), который был организован для сбора пожертвований на нужды воинов раненых и находящихся на войне, ставились спектакли в помощь «недостаточных учениц 3-й женской гимназии», во время таких спектаклей «богато для военного времени был убран буфет». В организации одного из таких буфетов распоряжалась супруга г. вице-губернатора княгиня Шервашидзе (4). Ставропольская драматическая труппа Л.Я. Снегова ставила спектакли в пользу инвалидов войны (5).
Для солдат устраивали концерты, призывая к войне «до победного конца». В качестве дивертисментов в завершении спектаклей артисты читали патриотические стихотворения на тему переживаемых событий (6). В спектаклях широко использовали монологи о грядущем царстве культуры, основанном на принципе справедливости, гуманности и человечности, что, как правило, вызывало всплеск аплодисментов ставропольской публики (7).
Ставропольский театр стремился идти в ногу со столичными постановками. В театре братьев И. и А.Меснянкиных ставились пьесы являющиеся военными новинками сезона Петроградского литературного художественного и Московского драматического театров. Спектакль Урванцевой «Вера Мирцева», был поставлен на высоком уровне, о чем говорит рецензия на него в периодической печати 1915 г. «Видно дирекция не в пример старым антрепренерам решилась работать не за страх, а за совесть, за что остается ее только приветствовать. Публики было очень много и наконец-то, кажется, ставропольцы освобождаются от своей спячки и пользуются хоть одним культурным развлечением нашего города» (8). Были поставлены спектакли по произведениям талантливого писателя В.А. Рышкова: «Желанный и нежданный», «Первые шаги», пользуемого успехом в Московском и Петроградском театрах и во всех крупных центрах России. Зимний театральный сезон 1915 г. театра бр. Меснянкиных начался с гастролей популярнейшей оперетты московского театра «Эрмитаж» под управлением М.Л. Ливского «Зеленый остров». Ставропольская драматическая труппа Л.Я. Снегова ставила новинки театра Незлобина, идущие в Москве все время при переполненных сборах (9).
На сцене ставились так называемые «скороспелки», написанные на темы близко стоящие к войне: «Польское сердце», «Отечественная война» (10). В честь взятия Эрзерума, в театре устраивается патриотический спектакль «Измаил» (11), перед началом которого военным оркестром 112 запасного батальона были исполнены русский гимн и гимны союзных держав.
Театр и во время войны оставался трибуной просвещения. После спектаклей, нередко читались лекции преподавателями высшего народного училища (12). Ставились классические произведения. Зимний театральный сезон 1916 г. знаменовался успехом бенефиса премьеры Ставропольской труппы В.Л. Градова «Маскарад». Каждая постановка режиссера В.Л. Градова несла в себе яркие признаки творчества, вдумчивой работы, что особенно проявилось в спектакле «Маскарад», собравший полный зал (13).
Несмотря на то, что в начале XX в. в русском театре работали замечательные художники, в целом сценическое искусство переживало кризис. Тем не менее, хотелось бы отметить, что репертуар театра «Пассаж» бр. И. и А. Меснянкиных в период первой мировой войны отличается не столько качеством постановок, сколько высокой степенью присутствия театра в жизни горожан военного времени, в социокультурном пространстве их города, формируемом театром в годы войны.
Елена НОСАЧЁВА (Северо-Кавказский федеральный университет)
Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.). Доклады публикуются в авторской редакции.
Примечания
(1) Северокавказский край. 2014. № 1046. С.1.
(2) Северокавказский край. 2016. № 21. С. 3.
(3) Северокавказский край. 2014. №1076. С. 3.
(4) Северокавказский край. 2015. № 263. С.3.
(5) Северокавказский край. 2016. № 228. С. 3.
(6) Северокавказский край. 2014. № 1063. С. 1.
(7) Северокавказский край. 2015. № 228. С. 3.
(8) Северокавказский край. 2015. № 228. С. 3.
(9) Северокавказский край. 2016. №211. С. 1.
(10) Северокавказский край. 2015. № 228. С.1.
(11) Северокавказский край. 2016. № 35. С. 3.
(12) Северокавказский край. 2015. № 228. С. 3.
(13) Северокавказский край. 2016. № 3. С.1.
историография культура Первая мировая война Россия