– Понеже Бог есть дух, Бог есть слово, Бог есть человек. Духом богу молюсь и кланяюсь, потому я и духоборец»
Когда сегодня россияне говорят о Грузии, то у многих, к сожалению, возникают самые различные ассоциации, немалая часть из которых носит в первую очередь негативный характер. Это и русофоб Михаил Саакашвили, поддержавший Евромайдан и чуть было не вошедший в состав правительства Украины. Это и развязанная им «пятидневная война», чуть было не переросшая в геноцид жителей Южной Осетии. Это и некоторый негатив к самим русским, приезжающим в Грузию. Однако мы начинаем забывать о том, что все мы жили дружною семьею в составе Российской империи, а потом и СССР. Вместе строили страну и государство. Русские ученые и инженеры развивали Тифлисскую губернию и Грузинскую ССР. Русские войска защищали ее от османского нашествия. Примеров можно приводить много, но я хотел бы в данной статье остановиться на том, что в Грузии до сих пор живут русские, бережно храня русскую культуру и неся в себе частичку единого Русского мира и Русской (Евразийской) цивилизации.
К сожалению, сейчас мы не можем сослаться на итоговые данные переписи населения Грузии, проходившей в ноябре 2014 года. Ее общие данные будут опубликованы в апреле 2015 года, а окончательные результаты в апреле 2016 года. Потому приведем данные I этапа переписи населения, проходившего в июле 2013 года, а они что ни на есть плачевные: из 4,5 миллионов населения республики русских осталось всего-навсего 67,5 тысяч человек, примерно столько жило русских в Тбилиси (Тифлис) по данным императорской переписи 1897 года. При этом не забудем, что в последние годы советской власти в Грузии проживало 341 тыс. русских (1989 г.). Но даже та цифра, которую показывала предварительная перепись, скорее всего, завышена и ни о каких 1,5% от общего числа населения говорить не приходится. Отток русских, в первую очередь в Россию, продолжается по сей день…
Так, по данным журналистки Ии Баратели русских в Грузии осталось не более 30 тысяч – весьма прискорбная цифра. А учитывая то, что миграции более подвержена самая мобильная часть населения: молодежь, понимаем, что тенденция старения населения нарастает, а численность русских ежегодно уменьшается.
Как и в любой другой стране, в Грузии действуют организации русских соотечественников. Пожалуй, самой многочисленной из них является Союз русских соотечественников Грузии «Отчизна», которая объединяет 27 организаций с численностью участников несколько тысяч человек. Организация действует с 2004 года и активно участвует в программе по оказанию помощи соотечественникам, которую осуществляет МИД РФ. Президентом организации является Валерий Сварчук. В его состав входят: Культурно-благотворительный и научно-просветительский Союз русской общины Грузии «Радуга», Союз «Славянский Дом» Грузии, Литературно-поэтическое объединение пушкинистов «АРИОН», Детская интеллектуальная академия «Мир искусства – детям», Социально-культурно-образовательный центр соотечественников им. Шартава, Ассоциация русских Аджарии «Дружба», Союз русских, проживающих в г. Поти «РУСЬ», Союз русских женщин в Грузии «Ярославна», Союз Русской молодежи Грузии, Ассоциация русскоязычных журналистов Грузии, Квемо-Картлийское Региональное Русское общество «Родник», Культурно-Благотворительный и Научно-просветительский Союз «Булгар» Татарской общины грузин, Центр Русскоязычной культуры «Искра», Международный союз – русское общество «Соотечественники», Международный Гуманитарный Благотворительный Союз «Надежда», Ассоциация грузино-российских взаимосвязей Аджарии, Союз русскоязычных граждан Шида-Картли «Спектр», Союз выпускников российских вузов Грузии, Русскоязычный культурный центр «Жемчужина», Международный Союз «Ассоциация адвокатов СНГ», Союз «Русское общество», Союз русско-грузинской дружбы «Калина», Неправительственная организация «Надежда Будущего», Союз педагогов «Русское слово», Ассоциация русскоязычной интеллигенции Аджарии «Рассвет», Союз казаков и др.
Однако, рассматривая русское население в Грузии, нам бы хотелось акцентировать внимание на представителях религиозного направления духоборов, которые в Российской империи были выселены из Воронежской, Тамбовской и Екатеринославской губерний в Джавахетию в XIX веке. Если в период правления Александра I духоборы пользовались его расположением, получили земли в Крыму (Мелитопольский уезд Таврической губернии), за что и поставили императору памятник, то сменивший его Николай I, опасаясь их религиозности, в 1837 году издал указ о переселении последователей Силуана Колесникова в Закавказский край, в Джавахетию, прозванной за суровые условия жизни «грузинской Сибирью». И должны они были ехать в села, оставленные грузинами после набегов Турции.
В период 1841-1845 гг. примерно 5000 человек получили новую родину в Джавахетии и Дманиси (район Дманиси расположен в наши дни в области Квемо Картли, и был прежде известен как Борчало), а также Кедабек (сегодняшний Азербайджан) и Карс (сегодняшняя Турция, туда перебрались духоборы в 1879 году). Согласно переписи населения 1886 года, в Закавказье уже насчитывалось 13 тысяч духоборов, из них в Тифлисской губернии (Ахалкалакский и Борчалинский уезды) – 7132 человека, в Елисаветпольской – 2280, в Карсской области – 3396, в Эриванской губернии – 200 человек.
К основным местам расселения духоборов следует отнести следующие села Ниноцминдского (ранее Богдановка) муниципалитета: Гореловка, Ефремовка, Орловка (Терпение), Спасовка, Родионовка, Тамбовка, Богдановка, Троицкое, и на востоке – с. Красногорка. Все они названы по аналогии с селами в Запорожье, где духоборы проживали ранее. В Дманиси духоборы жили в пяти деревнях: Дманиси, Кировиси, Ваке, Гантиади и Ормашени.
Отметим, что представители иного сектантского направления среди русского населения Грузии – молокане проживали, в основном, в Восточной Грузии: с. Красногорка, (ранее Малхазовка) Сагареджойского района, с. Ульяновка (ранее Новоалексеевка) Сигнагского района, с. Нинигори (ранее Ново-Михайловка) и Свободное (ранее Графовка) в Лагодехском районе. Их малая часть также проживала в Тбилиси. С 1990 г. они убыли в эмиграцию и сегодня поселение сектантов практически не существует. До 90 семей остались в селе Свободное, а также в малом количестве проживают в Ульяновке.
Возвращаясь снова к духоборам, отметим, что после введения всеобщей воинской повинности на Кавказе в 1897 году, духоборы воспротивились подобной политике царской власти. Ссылаясь на религиозные убеждения, они отказались брать в руки оружие, за что 300 отказавшихся служить молодых духоборов были направлены в Екатериноградский дисциплинарный полк, где были подвержены жестокому и нечеловеческому обращению. Больше 4 000 духоборов были сосланы в другие грузинские регионы (Кахети и Имерети) и Осетию. Видя сложившуюся ситуацию, Лев Толстой принял активное участие в сборе средств для эмиграции духоборов. В результате в 1898-1899 гг. 7681 сторонник Петра Веригина эмигрировал в Саскачеван (Канада), а в Джавахети осталось 10000 человек.
Заметим, что сегодня в Канаде проживает порядка 30-50 тысяч русских духоборов, немного меньше (а по другим данным столько же), чем русское население Грузии (1).
Приход советской власти также способствовал оттоку духоборов из Джавахетии. У них отняли большинство земель, которые перешли в пользование грузинского и армянского населения. Это послужило причиной тому, что в 1923 году 4,5 тысячи духоборов переселились в Сальские степи Ростовской области.
К началу 1990-х годов численность духоборов составила порядка 7 тысяч человек. Большая их часть впоследствии по специальной программе переселения (2) выехала в Брянскую, Тамбовскую и Тульскую области. На настоящий момент их число колеблется в пределах 700-800 человек, проживая в основном в Гореловке (150 чел.) и Орловке (600 чел.). Пытаясь прояснить причины миграции духоборов из страны, приведем мнение председателя Союза русских женщин Грузии «Ярославна» и автора книги «Страна Духобория» Аллы Беженцевой: «Причиной переезда была не националистическая рознь, а экономическая ситуация. Многие работали на российской военной базе в Ахалкалаки, и, когда эта база закрылась, почти пять тысяч остались без работы. Второй момент, который вызвал миграцию – это то, что молодежь не смогла сразу приспособиться из-за плохого знания языка, продолжать обучение, найти элементарную работу».
Распад Советского Союза и расформирование колхозов больно ударило по духоборам. Но традиции общинной жизни у русских, обосновавшихся на юге Грузии, сильны. Они пытаются держаться вместе, и около 15 человек, объединенных в духоборческий кооператив, содержат около 140 коров.
Местные жители, как в давние времена, носят национальную одежду, которая передается из поколения в поколение. А каждое воскресенье они собираются в «Сиротском доме» на молебен, куда, к сожалению, приходит все меньше человек. В Гореловской школе, построенной в 1903 году Николаем II и носящей имя Льва Толстого, сейчас учится всего 80 человек.
Орловка и сегодня выступает значимым культовым центром для духоборов всего мира. Там находятся «могилки» праведников, там есть и «пещерка», в которой 29 июля 1895 году было сожжено оружие в знак протеста против призыва духоборов в армию. Туда же каждый год приезжают канадские духоборы – поклониться родным местам. Сегодня эти места, к сожалению, не имеют статуса культурных памятников Грузии, и если оставшиеся духоборы уедут в Россию, то они окажутся под угрозой полного и одновременного разрушения.
Большая помощь оставшимся в Грузии духоборам идет от духоборцев Канадской общины. Ранее поддержку оказывало посольство Российской Федерации в Грузии: школьные учебники, материальная помощь, помощь в оформлении документов. Гореловская школа (построенная почти сто лет назад) была отремонтирована и снабжена печками и дровами по программе волонтеров ООН. Пока существовала Ахалкалакская военная база российских войск – она также оказывала внимание духоборческой общине.
На вопрос о том, есть ли будущее у духоборческой общины в Грузии, у нас ответа нет. Русские деревни вымирают, а духоборы все больше и больше теряют свою культуру. Сначала приняли западный образ жизни духоборы из Канады. Затем европейскими привычками обзавелись духоборы, мигрировавшие в Брянскую область. Орловские и гореловские духоборы – самые стойкие. Многие оптимисты возвращаются на родину своих предков и верят в возрождение общины. И здесь у России есть свой интерес: несмотря на проводимую в их отношении на протяжении ряда периодов политику, духоборы были и остаются хранителями традиций «Русского мира». Так почему бы в таком благом деле не использовать русскую (духоборческую) диаспору Канады, как это успешно делают украинцы, и совместно со столь крупным североамериканским государством не пролоббировать особые права и возможность автономии для тех, кто будут русскими до конца…
Бредихин Антон Викторович - Политолог, аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ
(2) постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. «О мерах государственной поддержки переселения членов сельскохозяйственной общины духоборов из Грузии в Российскую Федерации»
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.
АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.
ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...
УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...
РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...
Армения и Азербайджан сегодня. События и комментарии. Электронный бюллетень N 2, 2012
При поддержке посольств Британии в Армении и Азербайджане Исследовательский центр «Регион» (Армения) и Институт мира и демократии (Азербайджан) реализовываютso проект «Расширение знаний о «той стороне» и утверждение взаимопонимания между армянами и азербайджанцами с помощью информации «из первых рук» (апрель 2012- апрель 2014). Это – новый раунд работы, направленной на расширение знаний армян и азербайджанцев друг о друге.
Внешние связи стран Прикаспия в условиях глобального кризиса и интересы России
В сборнике анализируются различные аспекты внешних связей стран Прикаспия, получившие развитие в условиях глобального финансово-экономического кризиса, а также действияих важнейших внешнеполитических и экономических партнеров - прежде всего США и Китая. Предлагаются оценки влияния этих процссов на интересы России...
Север - Юг - Россия. Ежегодник. 2009
В ежегоднике прослеживаются основные тенденции, процессыи наиболее важные события во взаимоотношениях стран Центра, Полуперифесии и Периферии, а также позиции России в этом взаимодействии.
ГОВОРЯТ АРХИВЫ. О ДИСЦИПЛИНЕ В РУССКОЙ АРМИИ В 1914-1915 ГГ.
...До сих пор полковые архивы малоизвестны даже специалистам-историкам и используются ими очень ограниченно... Архивы полков русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, дпют возможность узнать о событиях по уникальному первоисточнику...
On the Vector of Economic Development of Post-Communist Georgia
The paper discussed the problem of the vision about the issues concerning the direction of development of Georgia’s economy after the restoration of the country’s independence and the model upon which it should be based. The victory of the Georgian Dream coalition in the Parliamentary elections of 1 October 2012 made the issue of choice topical again in Georgia as high priority was given to the subject of which vector of development needed to become determining after the nine-year governance of the United National Movement leaded by Mikheil Saakashvili.
О проекте общекавказского алфавита
В работе приводятся обобщенные алфавиты западно- и восточнокавказских языков в раз работанном нами специальном шрифте Aria Caucasica Unicode, основанном на изометрических прин ципах семейства Arial, наряду с фонетической транскрипцией букв в обозначениях IPA.
Убыхи и их этнокультурные связи с абхазами
...Изложенные факты, количество которых можно было бы значительно увеличить, с несомненностью свидетельствуют не только о тесных социально-экономических и политических связях убыхского народа с его юго-западными соседями, но и о том, что убыхи, обладая бесспорной этнической индивидуальностью, о чем говорит, прежде всего, наличие у них самостоятельного языка, исключающее встречающееся в литературе отождествление их с абхазскими или адыгскими племенами, проявляли вместе с тем большую этно-культурную близость именно к абхазам в единой абхазо-адыгской группе родственных народов.
КАВКАЗОВЕДЕНИЕ [О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗИАТСКОГО МУЗЕЯ]
...Естественно, что современное развитие науки в советских республиках Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджане - и на Кавказе изменило традиционное содержание кавказоведения как исторически сложившейся комплексной дисциплины... Отдельные проблемы истории и культуры Кавказа и Закавказья ещё могут потребовать своего решения путём комплексного рассмотрения...
Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе
В. В. Латышев — автор классических трудов, наибольшее значение среди них имеют: «Свод античных надписей, найденных в Северном Причерноморье» (в 2-х т., в 4-х вып., 1885—1901), «Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе» (в 2-х т., в 5 вып., 1893—1906, оригиналы и русский перевод; русский перевод переиздан в 1947—1949 гг. в журнале «Вестник древней истории»)...
Зимние походы убыхов на Абхазию
Ежегодные походы убыхов на Абхазию заслуживают особенного внимания по многим обстоятельствам и в особенности по необыкновенным затруднениям с какими они совершаются...