САМОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ БОИ ЗАПАДНЫХ АРМЯН В 1915 ГОДУ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Рубен СААКЯН | 01.02.2015 | 12:00
Во время Первой мировой войны в Османской империи младотурецким правительством был организован геноцид армян. Погибли 1,5 миллиона гражданского населения. Однако не во всех местах погромщикам удалось безнаказанно убивать, насиловать армянское население. В Западной Армении и в армянских населённых пунктах Малой Азии было организовано сопротивление турецким и курдским вооружённым отрядам, воинским частям и другим вооружённым формированиям.
Одним из первых организовали сопротивление погромщикам в г. Ван и одноимённой провинции (вилайете). В ряде уездов – Шатах, Тимар, Айоц дзор – Ванской провинци были организованы бои самообороны. Основные боевые действия происходили в г. Ван – в двух его кварталах – Айгестан (20 тыс. чел.) и Кахакамеч (или Город, 2300 чел.). Два квартала были расположены друг от друга в 5-6 км. Между ними проживали турки.
Османское правительство предприняло некоторые предварительные шаги, чтобы свести к минимуму сопротивление ванских армян. Были арестованы или предательски убиты наиболее известные лица города и провинции, в том числе депутат османского парламента Врамян (Оник Дердзакян). Такую политику в отношени отношении армян османские власти проводили по всей империи.
Губернатор (вали) Вана Джевдет-бей стал притягивать к городу воинские части, курдские отряды и черкесскую конницу. В распоряжении противника сначала находилось двенадцать орудий, пушек, пулемёты и шесть тысяч солдат (1), в последствии были получены дополнительные подразделения и число войска дошло до 12-ти тысяч. Армянские кварталы - Айгестан и Кахакамеч 1 апреля 1915 г. был окружены противником и были взяты в плотное кольцо.
Армяне в г. Ван попробовали начать переговоры с Джевде-беем: к нему были посланы американские миссионеры, однако губернатор ответил отказом, заявляя, что он должен перебить всё армянское население (2).
Окончательно убедившись, что османские власти намерены уничтожить армянское население г. Вана, было принято решение создать орган самообороны – «Военный орган армянской самообороны Вана», куда вошли видные общественные и партийные (Гнчакян, Дашнакцутюн, Сахманадир-Рамкавар) деятели города. Военным руководителем был избран Арменак Екарян. Итальянский дипломатический агент (3). Г. Сбордон в г. Ван душою сопротивления армян называл Арама Манукяна.
Были организованы инженерно-сапёрное подразделение, Красный крест, перевязочные пункты, оружейная мастерская, полиция, продовольственная служба, информационный центр, который выпускал боевые листки, где рассказывалось о боевых действиях и т.д.
В Айгестане число бойцов составляло 1053, они были вооружены винтовками разных систем и охотничьми ружьями. Армяне вырыли окопы, возвели баррикады, квартал был разделён на 7 оборонительных районов с 79-ю позициями. С начал боев защитники приняли оборонительную тактику ведения боя и иногда сами предпринимали наступательные действия.
Бои самообороны начались 7 апреля 1915 г., когда турецкая сторона напала на армян. Был открыт артиллерийский огонь по армянским кварталам, после чего противник перешел в наступление, которая была отбита.
Военный орган с помощью листовок обратился к своим турецким гражданам, объясняя, почему армяне вооружились и организовали сопротивление. В воззвании отмечалось, что их враг не турецкий народ, а Джевдет-бей (4).
С помощью мастеров был вырыт подземный тоннель к турецкой казарме, из которого обстреливали Айгестан, чтобы взорвать. Вот что вспоминает хорунжий Баязетского отряда Ф. И. Елисеев об армянских позициях: «Окраины армянских садов сплошь защищены окопами в рост человека, бойницами и ходами сообщения. Всё укреплено по правилам военной науки» (5).
Со стороны турок воевал немецкий офицер, венесуэлец по национальности, капитан, впоследствии – генерал Рафаэл де Ногалес. Он оставил очень интересные свидетельства о самообороне жителей г. Ван (6).
Несмотря на героические усилия, ситуация оставалось серьезной – не хватало продовольствия. Чтобы усилить продовольственный кризис, Джевдет-бей приказал пригнать оставшихся в живых из окрестных и дальных сел армян и айсоров и направить их в армянские кварталы. У защитников Айгестана осталось продовольствия на 7-8 дней. Однако внезапное продвижение русского Баязетского отряда, в составе которого находился армянский добровольческий отряд под командованием Вартана (Саркиса Меграбяна), заставило османское командование снять осаду и спешно отступать.
Начиная с 1-го мая, защитники города видели как уходило из города мусульманское население. Утром 4-го мая Ван был освобожден.
Отдельно от Айгестана вел самооборону другой квартал г. Ван – Кахакамеч. Здесь был сформирован Военный орган, куда вошли Левон Галчян, Мигран Тороманян, Михрдат Мирзаханян, Саркис Шагинян, Айкак Косоян (руководитель) и Арутюн Неркарарян (все члены партии Дашнакцутюн).
Как в Айгестане, так и в Кахакамече организуются необходимые органы для самообороны. Квартал был разделен на 4 оборонительные линии с 25-ю позициями. Граждане были вооружены оружием разных систем и калибров.
В первый же день были отбиты атаки превосходящих сил турок и курдов, черкесской конницы. Армянами были уничтожены несколько важных позиций противника. Видя, что невозможно силой победить армян, губернатор Джевдет-бей предложил им безпрепятственно покинуть квартал, обещав им сохранность жизни. По свидетельтству Р. де Ногалеса, губернатору нужно были вывести армян из города, чтобы уничтожить, и своим обещанием сохранить их жизнь, он хотел их выманить из города, чтобы убить всех. Однако армяне Кахакамеча не поверили словам губернатора и продолжали сопротивление.
Самооборона жителей г. Вана занкочилась успехом. Турки сняли осаду и спешно ушли. В город вошли армянские добровольцы и части Баяазетского отряда во главе генерала А. М. Николаева. По приказу русского командования, предводитель ванских армян Арам Манукян был назначен временным правителем (губернатором) г. Ван и провинции. Однако, 11 июля 1915 г. русские войска внезапно начали отступать, и ванские армяне, не имея достаточно средств для защиты города, вынуждены были отступить.
Трагично окончилась самооборона армян Муша и Сасуна. Потерпев неудачу в Ване, османское правительство направило огромные силы для уничтожения армян г. Муш и окрестных селений. Имея количественный перевес в войсках и артиллерии, турецкие власти с 28-го по 30-ое июня смогли прорвать оборону армян, после этого начали массовые убийства гражданского населения – женщин, детей и стариков. Из 10 тысяч жителей армян города и укрывшихся в Муше около 20 тысяч жителей окрестных сел остались живы только 50 человек.
Османским войскам и курдские курдским отрядам упорное сопротивление оказали жители горного края-Сасун. Здесь, вместе с сасунци, укрылись армяне из других мест, и их число составляло около 50 тысячи. У армян было мало оружия и поэтому число бойцов достигало около 600.
Начиная с апреля-мая до конца июня 1915 г. армяне успешно оборонялись, однако, после подавления самообороны г. Муш, турецкое командование перебросило освободившиеся силы на сасунцев. Силы противника вместе с курдскими отрядами достигало 30 тысяч. Основные бои самообороны произошли с 19-го июля по 3-е августа 1915 г. Самооборона окончилась поражением армян. Почти полностью были уничтожены противником жители 98 сел.
В феврале 1916 г., когда русские заняли г. Муш, оставшиеся в живых сасунцы организовали отряд из 400 человек, который разведывал позиции османских войск и организовывал диверсионные вылазки в тылу противника.
В провинции Себастия, в армянском квартале г. Шапин-Карахисар армяне, около 5 тысяч человек, решили не подчиниться приказу о депортации и поднялись в находящуюся рядом с городом старинную крепость и стали укреплять ее. Был избран военный орган, который возглавил Гукас Теовлетян. Армянская оборона была разделена на 7 участков, в каждом из которых было от 8 до 25 человек. Не хватало оружия и боеприпасов.
Крепость окружили регулярные турецкие войска численностью около 2500 солдат. Была приведена артиллерия (7). Атака турецких регулярных войск началась 5 июня. Армяне смогли отразить атаку противника с помощью самодельных гранат. После неудачных боев турецкое командование усилило осаду армянских позиций, не давая им возможности спуститься в город и добыть продовольствие. 20-го июня турецкие силы после артиллерийской подготовки перешли в наступление, однако были отброшены назад. В этот день армяне потеряли убитыми 50 человек. Так как заканчивались боеприпасы, руководство самообороны решило прорвать осаду турок. 29-го июня был предпринят прорыв и только около 1000 армянам удалось прорвать осаду противника. Большинство населения было убито. Так свидетельствует немецкий капитан, впоследствии посол в СССР Вернер фон Шулленбург, который в апреле 1916 г. побывал в крепости: «Повсюду видны разбросанные в разных местах клочья одежды, черепа и другие человеческие останки, между ними - спутавшиеся в клубки длинные женские волосы. Зрелище было настолько неприятным, что мой слуга-мусульманин попросил меня покинуть крепость, так как он не мог больше выносить этого» (8).
Армяне поселились на побережье Средиземного моря в древнейшие времена. В 12-ом веке там был основан царство-Киликийская Армения, которая просуществовала до 1375 г. Часть армян, которые жили в 6 армянских селах (Кебусие, Вагыф, Хдрбек, Егонолук, Хаджи-Хабибли, Битиас) - более 4 тысяч, воспротивились приказу и поднялись на гору Муса (Гора Моисея), организовали самооборону. Был организован штаб самообороны.
7 августа произошел первый бой, однако армянам удалось отбить атаку неприятеля. Перестрелка между двумя сторонами продолжалась до 10 августа, когда турки, получив в поддержку артиллерию, пошли в атаку. Однако, одному из армян – Петросу Галстяну, удалось меткими выстрелами убить артиллеристов, и атака турецких войск захлебнулась.
19-го августа противник повторил атаку, но на этот раз наступление турецких войск происходило в нескольких направлениях. Такую тактику противник предпринял, чтобы не дать армянам перебросить из других участков подкрепление. В некоторых участках обороны туркам удалось вплотную подойти к армянским позициям, даже вступить в рукопашную. Но армянам удалось отбить атаку противника и заставить их отступить. С поля боя армянам досатлось 7 винтовок системы «Маузер» и боеприпасы.
После неудачи, турецкое командование решило сузить кольцо осады и ждать, когда у армян законичтся продовольствие. Армяне время не теряли даром. Они изготовили два флага, но одном из них был вышит красный крест, а на другом по английский было написано: «Христяне в опасности».
5-го сентября к г. Муса подошел французский эсминец «Гишен», который патрулировал в этой части Средиземного моря, армяне связались с капитаном корабля и через некоторое время подошли британские и французские корабли и армяне – 4058 человек были эвакуированы в Египет – в Порт-Саид. В 1916 г. значительное число армян вступило на службу французской армии и сражалось против турок до окончания Первой мировой войны (9).
29-го сентября 1915 г. армяне г. Урфы (древняя Едессия), закрепившись в армянском квартале, организовали самооборону. В г. Урфе из 100 тысяч жителей около 35 тысяч были армяне. Самооборону возглавил Мкртич Еотнехбайрян. Были организованы инженерно-сапёрное подразделение, Красный крест, перевязочные пункты, оружейная мастерская, полиция, продовольственная служба и т.д.
Сначала местные власти вооружили местное мусульманское население и предприняли несколько бесполезных атак на армянские позиции. После неудачи были посланы регулярные войска и артиллерия под командованием военного коменданта Алеппо Фахри-паши и немецкого полковника, графа Вольфскехла фон Райхенберга (Eberhard Graf Wolffskeel von Reichenberg).
Против защитников армянского квартала были мобилизованы более 6 тысяч солдат и местного населения и 4 орудия. Число обороняющихся было более 800. Было организовано отдельное подразделение, куда вошли около 200 женщин и девушек.
Начиная с 9-го октября турецкие войска несколько раз шли в атаку, однако они вынуждены были отступить с большими для них потерями. После нескольких неудачных попыток взять штурмом армянский квартал, турецкое командование решило начать переговоры с армянами – обещав сохранить их жизнь, если они сдадутся, однако получили отказ.
После этого турецкое командование с помощью артиллерии, которую вывели на прямую наводку, стали один за другим разрушать армянские позиции и сразу бросали войска в атаку, чтобы не дать возможность армянам востановить позиции.
Основные бои самообороны продолжались до 23 декабря, когда были взяты последние позиции армян. Однако защитники, скрываясь в развалинах домов и колодцах, оборонялись до середины ноября (10).
Вошедшие в армянский квартал турецкие войска убивали женщин и детей, а оставшихся в живых депортировали в пустынные районы Сирии.
В 1915 г. летом османским правительством было депортировано или убито большинство жителей армян в провинции Трапизон. Оставшиеся в живых, армяне укрылись в окрестных горах и сформировали боевые отряды и стали мстить погромщикам.
Первые бои произошли уже в июне 1915 г., однако османскому командованию не удалось достичь каких-либо значительных успехов, потеряв около 60 человек, командование вынуждено было приостановить наступление.
По приказу командира Приморского отряда (1-й Кавказский армейский корпус) генерала В. П. Ляхова группа трапизондских армян перешла линию фронта и стала добывать разведывательные данные об османских войсках. В то же время группа армян, спасшихся от геноцида, сражаясь в горах против турецких войск, сумела связаться с русским командованием и получить от них оружие и боеприпасы (11).
Русскому командованию стало известно, что в селении Терме, которое находилось на берегу одноименной реке, заготовлено большое количество зерновых для нужд османской армии, часть которых уже была загружено загружена на фелюг. Командование решило организовать нападение на склады с пшеницей захватить или уничтожить парусные суда.
2-го ноября 1916 г. 3-я эскадренными миноносцами и транспортом был организован набег с высадкой десанта - 40 дружинников и 150 местных армян партизан. Операция прошла успешно. С тыла десанту помог армянский партизанский отряд. Удалось вывести загруженные пшеницей 20 фелюги (12).
В Трапизондской провинции армянские партизанские отряды сражались против османских войск до окончания Первой мировой войны.
Таким образом, в годы Первой мировой войны турецкоподданые армяне, в ответ на геноцид османского правительства, в некоторых населенных пунктах Западной Армении и Малой Азии предприняли самооборону. Несостоятельны утверждения османских властей, турецких и некоторых других иностранных историков о том, что турецкоподданные армяне подняли восстание, чтобы облегчить наступление вражеских армий. В 1915 г. армяне предприняли самооборону, чтобы защитить свои семьи от османских погромщиков. Сегодня ни у кого из уважающих себя историков и политических деятелей не вызывает сомнения самооборона армян в 1915 г. была ответом против политики геноцида, осуществляемого младотурецким правительством Османской Турции.
Рубен СААКЯН (Институт истории Национальной акадении наук Республики Армения)
Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.). Доклады публикуются в авторской редакции.
Примечания
(1) Геноцид армян в Османской иммперии. Сборник документов и материалов. Под ред. М. Г. Нерсисяна. 2-е доп. изд. Ереван, 1983. С. 287.
(2) Ussher C. D., Knapp G.H., An American Physician in Turkey. A Narratives of Adventures in Peace and War, New York, Boston, 1917. Р. 239-240; Lepsiusus Joh., Deutschland und Armenien 1914-1918. Sammlung diplomatischer Aktenstücke, Potsdam, 1919. S. 476.
(3) Геноцид армян в Османской иммперии. С. 288.
(4) The Treatment of Armenians in the Ottoman Empire, 1915-16. Documents presented to Viscount Grey of Fallodon by Viscoun t Bryce : with a pref. of Viscount Bryce, London, 1916. Р. 35.
(5) Елисеев Ф. И., Казаки на Кавказском фронте. 1914-1917: Записки полковника Кубанского казачьего войска в тринадцати брошюрах-тетрадях. М., 2001. С. 99.
(6) Более подробно см.: Rafael de Nogales, Four years beneath the Crescent, New York, 1926, его же: Memoirs of Soldier of Fortune, New York, 1932.
(7) Армянский вопрос и геноцид армян в Турции (1913-1919). Материалы Политического архива министерства иностранных дел кайзеровской Германии. Новые документы. Сб. (Ответ. ред. В. А. Микаелян). Документы с немецкого перевели А. Саакян, В. Саруханян. Ереван, 1995. С. 333.
(8) Армянский вопрос и геноцид армян в Турции. С. 333.
(9) Героическому сопротивлению армян на горе Муса был посвящен исторический роман австрийского писателя Франца Верфеля “Сорок дней Муса-дага”. Ереван, 1988. Впервые книга вышла в 1933 г. на намецком языке.
(10) Lepsius Joh. Deutschland und Armenien. S. 178, 191.
(11) Архив института Истории НАН РА. Личный фонд Лео. Ф. 1. Оп. 1. Д. 225. Л. 12-13.
(12) Боевая летопись русского флота. М., 1948. С. 418; Флот в первой мировой войне. Т. 1. М., 1964. С. 483-484; История первой мировой войны. 1914-1918, в двух томах. Т. 2. М., 1975. С. 278.
Армения воинское искусство / вооружения историография Россия Турция