ИМПЕРСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ В РОССИЙСКОЙ ЛИБЕРАЛЬНОЙ МЫСЛИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Наталья ДМИТРИЕВА | 30.01.2015 | 13:51
Целью данной статьи является проследить наличие или отсутствие точек соприкосновения между национально-государственной идеологией и политикой имперского правительства и программными и тактическими установками русского либерализма в годы Первой мировой войны. Современные проблемы национально-государственного устройства стран с полиэтническим составом населения объясняет общественно-политическую актуальность обращения к опыту решения данного вопроса представителями русского либерализма. Представители либерального движения понимали, что реализация модели конституционного государства с гарантированными правами граждан предполагала существенную трансформацию механизма взаимодействия имперских властей и местных сообществ. Речь шла о возможности или невозможности сохранить Российскую империю как геополитическое целое.
Исследователи сходятся во мнении, что к основным идеологическим параметрам классической либеральной модели общественного устройства в национальном вопросе следует относить именно национализм в смысле приоритетов национальной государственности (1). Сложившаяся в России в годы правления Александра III имперская политика, направленная на внутреннюю экспансию, централизацию и унификацию систему управления государством, русификацию и христианизацию национальных окраин, во многом сохранила свои черты в первой четверти XX века. Понятия «империя» и «самодержавие» были неразрывно связаны. Таким образом, отечественная либеральная мысль столкнулась с необходимость решения национального вопроса не только с точки зрения возможности расширения прав наций, входящих в состав Российской империи, но и определением собственного отношения к имперскому характеру российского государства в целом в условиях перехода от абсолютной монархии к представительной системе правления. С началом Первой мировой войны данный вопрос встал еще более остро.
В отечественной историографии достаточно широко освещены и проанализированы основные пункты либеральной программы, показаны расхождения между кадетами, с одной стороны, и октябристами (а также прогрессистами), с другой. В конце XX века началось подробное исследование генезиса и развития программ местных отделений либеральных организаций по национальному вопросу. Однако национальный аспект либеральной модели общественного переустройства в контексте противопоставления «нация-империя» до сих пор остается неразработанным.
В период Первой мировой войны основополагающие влияние на позицию отечественных либералов оказала внутриполитическая ситуация в стране. С первых дней вооруженного конфликта кадеты отказались от оппозиционных позиций по отношению к царскому правительству в национальном вопросе. Милюков П.Н. писал о необходимости «сохранить нашу страну единой и нераздельной и удержать за ней то положение в ряду мировых держав, которое оспаривается у вас врагами» (2). В 1914 году кадеты продолжали придерживаться точки зрения о необходимости сохранения унитарного характера российского государства. Эта концепция для программы кадетской партии была разработана еще в 1905 г.
Ф.Ф. Кокошкиным.
Следует отметить, что деятельность кадетов по национальному вопросу можно разделить условно на два направления: думское и партийное. Необходимость подобного деления обоснована тем, что партийная деятельность кадетов была значительно шире. В рамках думских выступлений кадеты придерживались программы Прогрессивного блока, суть которой сводилась к отмене ограничения прав поляков по всей территории России, вступление на путь ограничения прав евреев, примирительная политика в финляндском вопросе, восстановление малорусской печати (3).
Партийная деятельность кадетов по национальному вопросу была значительно шире: при ЦК партии существовали комиссии по еврейскому, украинскому, польскому, армянскому, литовскому вопросам. Из них наиболее серьезно разработанными оказались польский, армянский и литовский вопросы. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Наиболее дискуссионным являлся польский вопрос, суть которого сводилась к выбору типа автономии, которая будет предоставлена Царству Польскому. Кадеты самым категорическим образом высказывались против предоставления Польше политической независимости. Ф.Ф. Кокошкиным был разработан проект закона «Об устройстве Царства Польского», в основу которого была положена английская концепция гомруля Ирландии, которая
предполагала, что известная часть государства наделяется своим особым управлением и законодательством, осуществляемым через местный парламент, но в общегосударственных вопросах подчиняется целому. В случае конфликта региона и центра последний наделяется правом пересмотреть (в одностороннем или двустороннем порядке) региональное самоуправление, взяв назад предоставленные гарантии (как это имело место в случаях Польши, Финляндии и Ирландии) (4). Военные поражения России в 1916 г. вновь обратили внимание кадетов на польский вопрос. В тот момент польский вопрос рассматривался больше как тактический, нежели, чем программный. На заседании МО ЦК 8 ноября 1916 г. были приняты специальные тезисы по польскому вопросу, в которых была изложена окончательная позиция кадетов. Суть их сводилась к следующему: выступление партии с признанием о независимости или вообще с какими-либо проектами устройства Польши несвоевременно, так как польский вопрос приобрел международный характер, то решение его должно предполагать определенный международный акт, каким бы ни оказалось в будущем устройство Польши «во всяком случае мы не можем себе представить ее иначе, как соединенной известной связью с Россией» (5).
В 1914 г. на заседании ЦК с предложениями решения армянского вопроса выступил П.Н. Милюков. Он видел три варианта решения данного вопроса: во-первых, создание политически независимого армянского государства, во-вторых, автономия Армении под формальным протекторатом Турции, в-третьих, аннексия турецкой части Армении Россией. Сам
П.Н. Милюков в армянском вопросе придерживался третьего варианта решения. Его поддержала большая часть участников заседания, обосновывая свой выбор не только политическими интересами России, но и взаимовыгодными экономическими последствиями для обеих сторон.
В 1916 г. на заседании комиссии ЦК по литовскому вопросу обсуждался вариант предоставления автономии Литве. В своей основе данный проект имел проект закона об устройстве Царства Польского. Согласно проекту в этнографических границах Литва получала автономию, но оставалась в составе Российской империи. Во внутренних делах она должна была управляться особыми установлениями на основе особого законодательства.
После Февральской революции позиции отечественных либералов по национальному вопросу практически остались без изменений: необходимость сохранения единой и неделимой России, без права национальностей на политическую автономию.
Проанализировав тактические и программные установки русского либерализма по национально-государственному устройству Российской империи в период Первой мировой войны, можно сделать несколько выводов. Во-первых, многонациональный состав Российской империи ставил перед отечественным либерализмом задачу выработки такой модели национально-государственного устройства, которая бы привела в соответствие социальные и политические институты с национальными и культурными различиями отдельных частей страны. Признание специфических исторических условий развития России побуждало теоретиков либерализма разрабатывать собственные, адаптированные, концепции национально-государственного устройства. Во-вторых, Первая мировая война с большей силой актуализировала необходимость разработки конкретной модели решения национального вопроса для отдельных национальностей. Основные принципы национально-государственного устройства, разработанные представителями отечественного либерального движения, выступали, не менее важным компонентом общей программы переустройства страны, чем ее политическая или социальная часть. Однако наличие законопроектов по польскому вопросу, обращение к армянскому вопросу и неразработанность украинского и еврейского вопросов позволяет сделать вывод об отсутствии единой, четко сформулированной концепции. В думской деятельности кадетская партия придерживалась основной линии Прогрессивного блока по национальному вопросу, поддерживая политику центральных властей. Таким образом, мы можем говорить о том, что в годы Первой мировой войны отечественный либеральный лагерь сохранял в национальном вопросе основные черты имперской идеологии.
Наталья ДМИТРИЕВА (Южный федеральный университет)
Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.). Доклады публикуются в авторской редакции.
Примечания
(1) Модели общественного переустройства России. XX век. /Отв. ред. В.В. Шелохаев. М., 2004. С. 45.
(2) Милюков П.Н. Тактика фракции народной свободы во время войны. Пг., 1916. С. 5.
(3) Милюков П.Н. Тактика фракции народной свободы во время войны. Пг., 1916. С. 33.
(4) Кокошкин Ф. Ф. Избранное / Ф. Ф. Кокошкин [сост., автор вступ. ст. и коммент. А. Н. Медушевский]. М., 2010. С. 40.
(5) Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996. С. 108.
Первая мировая война политика и право Россия