ЕВРОПА ГЛАЗАМИ ДОНСКОЙ КАРИКАТУРЫ: ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ В СОЗНАНИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Мария БРАТОЛЮБОВА | 29.01.2015 | 20:31
Несмотря на обилие публикаций по истории Первой мировой войны, ряд сюжетов остается до сих пор недостаточно изученным. В их числе – военная визуальная сатира. Карикатура лишь совсем недавно стала самостоятельным объектом исторических исследований (1). Нами предпринята попытка обратиться к большому пласту неизученной до сих пор карикатуры в донских периодических изданиях в 1914-1918 гг. и выявить, как воспринимался Европейский противник в контексте первой мировой войны (2).
В условиях тотальной войны 1914-1918 гг., карикатура пережила настоящий подъем во всех воюющих странах, заметно увеличились тиражи сатирических журналов, карикатуры ежедневно публиковались в газетах. Визуальная сатира была мобилизована «на службу интересам государственной обороны» (3). Газетная и журнальная стихия карикатур была рассчитана на городские, образованные в меру слои интересующихся политикой граждан. Важно учесть двойственную природу периодики. Она служила инструментом формирования общественного настроения и, в то же время, его индикатором. Все силы печати концентрировались «на главном направлении - формировании образа врага». «Образ врага является продуктом пропаганды, которая при помощи семантических, оптических и графических средств демонизирует политического и идеологического противника, для того чтобы (как правило) легитимировать собственное господство» (4).
В первой четверти ХХ в. произошли важные изменения в массовом сознании, связанные с восприятием внешнего мира. Помимо традиционных этнических стереотипов, отраженных, прежде всего в фольклоре и преимущественно отображающих личные качества, свойственные той или иной нации, появились стереотипы с ярко выраженной политической окраской. В обыденном сознании образ немца, англичанина, поляка дополнялся образом Германии, Великобритании, Польши как геополитической реальности (5). Этому способствовала всеобщая политизация массового сознания, вызванная потрясением начала века. На массовое сознание повлияла первая мировая война, в ходе которой последовательно были зафиксированы невиданный всплеск антигерманских настроений, целенаправленное формирование «образа врага» в лице немцев и их союзников. Психология «свой - чужой» в кризисный период обостряется до предела, проходя путь от высокомерно-пренебрежительного отношения до полного неприятия иной культуры, носителем которой является враг. Образы стран и народов – противников России – были составляющими элементами общественных представлений, являясь одновременно частью российского социокультурного контекста, синтезом бытовавших в общественном сознании идей, стереотипов, мифов, смыслов и предрассудков (6).
Рассмотрим некоторые карикатурные образы Европейских государств- военных противников России, использовавшиеся пропагандой. Образ немца как врага в первую мировую войну писался не с чистого листа, карикатура отсылала осведомленного читателя той эпохи к более ранним сюжетам. В русском образованном обществе немец как обобщённый, традиционный для русского общества образ до военного противостояния имел позитивный характер. Германия была для России длительное время положительным культурным ориентиром для дореволюционной интеллигенции. В начальный период войны карикатуры не преследовали агитационных целей и не были направлены на создание наводящих ужас образов врага; они хотели, прежде всего, выставить врага на посмешище и зачастую являлись для зрителя объектом веселья, чем средством внушения ненависти. Только с середины 1915 г. на страницах донских газет и журналов немец появляется уже в несколько ином образе: бездушного зверя и милитариста. В политической карикатуре не сразу был создан негативный «образ врага», Германия и ее союзники постепенно представлялись жестокими и коварными агрессорами, на которых целиком и полностью возлагалась ответственность за развязывание войны. Основной мишенью для насмешек местных карикатуристов стал кайзер Вильгельм II. На него переносились все возможные негативные стереотипы. На многих местных карикатурах кайзер изображен жалким, смешным, а то и просто мечтающим, подобно Наполеону захватить весь мир. В донской прессе был чрезвычайно популярен образ Вильгельма-Наполеона.
Карикатуристы рисовали немцев неправдоподобно худыми, сутулыми, с выраженными феминными признаками. Российские карикатуристы обыгрывали конвенции, существующие в Европе относительно телесных признаков маскулинности и феминности. Визуальные проявления феминности воспринимались зрителями как знак недееспособности врага, а также как отсутствие у него чести и человеческого достоинства. Для создания образа врага донские карикатуристы довольно часто пользовались зооморфизмом.
В годы Первой мировой войны основным союзником Германской империи была Австро-Венгрия - многонациональное государство во главе с дряхлеющей монархией, к началу XX в. раздираемое острыми межэтническими и социальными противоречиями, которые со всей определенностью проявились в ходе войны. В донской карикатуре достаточно часто изображается император Австрии и король Венгрии Франц-Иосиф, Австро-Венгрия в визуальной сатире воспринимались как второстепенный противник. Австриец как противник на первых порах вызывал даже известное уважение, однако впоследствии отношение к нему стало более негативным.
В донской карикатуре одним из первых сложился «образ турка». Образ «больного человека Европы» в целом соответствовал имеющемуся в то время в российской журналистике клише для обозначения Турции в мировом сообществе. В карикатурах изображена старая дряхлеющая Турция, которую немец целенаправленно натравливает на Россию. Турок в обобщенном визуальном образе – послушный инструмент в руках врагов с Запада.
Болгария, Греция и Румыния с лёгкого пера донских карикатуристов предстают отталкивающего вида алчными персонажами, выжидающими удобного момента и легко продающимися любому, кто больше заплатит. Чаще всего на страницах донских газет встречаются образы Болгарии, Румынии как союзников Германии. Болгария, которую Россия неизменно защищала и поддерживала в борьбе с турецким игом, помогла обрести независимость, в первой мировой войне была в лагере врага и воевала на стороне Германии. Однако эта страна никогда не воспринималась всерьез в качестве противника ни русскими властями, ни русским общественным сознанием, что нашло отражение и в визуальной сатире.
Первая мировая война сыграла определяющее значение в формировании внешнеполитических стереотипов, системы представлений о «другом», образе противника своего государства. Базируясь на образах «других», возникающих в предшествующий период, они получили в период первой мировой войны новое наполнение, обусловленное обстоятельствами и природой тотального военного конфликта, переживаемого на определенной историко-культурной почве. Предрассудки, стереотипы восприятия «других», были в большей степени порождены длительной межкультурной коммуникацией, обстоятельствами исторических контактов народов, отразившихся на этническом сознании и психологии русского народа (7). Сформировавшиеся образы включали неосознаваемые стереотипы и предубеждения, влияющие на восприятие «другого». Представления о «чужих», их образы, базирующиеся на эмоционально окрашенных представлениях, ценностях и нормах своего сообщества, были в значительной степени проекцией последних.
В условиях первой мировой войны традиционные стереотипы все больше вытеснялись внешнеполитическими стереотипами, основанными на представлениях о других государствах, как выразителях интересов определенных наций, их роли на международной арене, внешнеполитическом поведении. Поэтому восприятие противников российским обществом в условиях первой мировой войны рассматривалось, прежде всего, в контексте международных отношений и военно-политической конъюнктуры. В ходе войны 1914-1918 гг. Запад, расколовшийся на врагов и союзников, вызвал в обществе не просто интерес, но интерес в высокой степени эмоционально окрашенный. Налицо всплеск антигерманских настроений, целенаправленное формирование «образа врага», в лице немцев и их союзников.
Мария БРАТОЛЮБОВА (Южный федеральный университет)
Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.). Доклады публикуются в авторской редакции.
Примечания
(1) Голиков А.Г., Рыбаченок И.С. Смех – дело серьезное. Россия и мир на рубеже XIX–ХХ веков в политической карикатуре. М., 2010; Купцова И.В. Тема патриотизма в российской художественной культуре в годы Первой мировой войны // Границы: Альманах Центра этнических и национальных исследований ИвГУ. Вып. 2. Иваново, 2008; Лазари А. де, Рябов О.В., Жаковска М. «Русский медведь» в западноевропейской пропаганде Первой мировой войны // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 4; Оболенская С.В. Немецкий вопрос и представления в России о немцах в годы Первой мировой войны // Россия и Германия. М., 2001;Поршнева О.С. Внешний враг в сознании народных низов России в период Первой мировой войны / «Наши» и «чужие» в российском историческом сознании. Материалы междунар. науч. конф. СПб., 2001; Рябов О.В.Образ врага в гендерном дискурсе российской пропаганды периода Первой мировой войны // Vater Rhein und Mutter Wolga: Diskurseum Nation und Genderin Deutschland und Russland. / Hrsg. v. Cheaure E., Nohejl R. Und Napp A. Wurzburg: ERGON Verlag, 2005. (Identitaeten und Alteritaeten. Sbd. 20); ФилипповаТ.А. «Враг с Востока». Образы и риторика вражды в русской сатирической журналистике начала ХХ века. М., 2012; Цыкалов Д.Е. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. 2012. № 1 (21); его же. Образ «русского медведя» в отечественной карикатуре периода Первой мировой войны (июль 1914 – февраль 1917) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2013. № 4.
(2) О том, как формировалось отношение России к Европе, см.: Борисов Ю.С., Голубев А.В., Сахаров А.Н. История и Запад // Образ России. Русская культура в мировом контексте. М., 1998. С.21-37; Голубев А.В., Поршнева О.С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. М.: Новый хронограф, 2011. 392 с.; Россия и Запад. Формирование внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины ХХ века. Lewiston, 1999. С. 12-40; Чугуров С.В. Россия и Запад: метаморфозы восприятия. М., 1993; Щукин В. Размышления о русском европеизме // Европа. Т.1. №1 (2001). С. 65-82.
(3) Цыкалов Д.Е. Карикатура как орудие пропаганды в период Первой мировой войны //Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. 2012. № 1 (21). С.85.
(4) Buchbender O. Zentrum des Bosen. Zur Genesis national-sozialistischer Feindbilder // Wagenlehner G. Feindbild. Geshichte-Dokumentation-Problematik. Fr./M. S. 18.
(5) Голубев А.В. Советская Россия и Запад: динамика восприятия // История в ХХI века: историко-антропологический подход в преподавании и изучении истории человечества. М., 2001. С. 118-125.
(6) Голубев А.В., Поршнева О.С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. М., 2011. С. 12.
(7) Голубев А.В., Поршнева О.С. Образ союзника в сознании российского общества в контексте мировых войн. М., 2011. С. 374.
историография Первая мировая война Россия