О СОСТОЯНИИ НЕКОТОРЫХ РАЙОНОВ ПРЕДГОРНОГО И ГОРНОГО ДАГЕСТАНА
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Александр СКАКОВ | 27.01.2015 | 15:35
Табасаранцы (табасараны) проживают преимущественно в Республике Дагестан, в его юго-восточной части, в Хивском, Табасаранском (центр – аул Хучни) и Дербентском районах. На равнину в Дербентский и восточную часть Табасаранского районов табасаранцы переселились уже в советское время (1950-1960-е гг.). Изначально же местом их проживания были горные и по большей части предгорные районы.
В 1926 г. табасаранцев насчитывалось 31983 чел. (из них всего 41 жил в городе), в 1939 и 1954 гг. – по 33,4 тыс., в 1959 г. – 34700, в 1970 г. – 53,3 тыс., в 1979 г. – 71,7 тыс. Общая численность табасаранцев по переписи 1989 г. – 98,4 тыс. чел., из них в Российской Федерации проживало 93,6 тыс., в Дагестане – 78,2 тыс. До сих пор у табасаранцев сохраняются многодетные семьи. Поэтому у представителей данного народа отмечается один из наибольших показателей приростов населения по республике. По оценкам 1995 г., в Дагестане проживало 93,6 тыс. табасаранцев. По переписи 2002 г. в РФ насчитывалось 131785 табасаранцев, по переписи 2010 г. – 146360. В настоящее время более трети табасаранцев проживает в городах, а на 1959 г. доля горожан составляла всего 8 %. В частности, по данным на 1995 г. табасаранцы составляли 14,2 % населения Дербента. По данным переписи 2010 г., 78752 табасаранца проживали в сельской местности, 67608 – в городах. Так, табасаранцы являются крупнейшей этнической общиной города Дагестанские Огни (основан в 1914 г. как поселок при стекольном заводе), где составляют 46,2 % населения (12901 чел.). Таким образом, наблюдается быстрый рост численности табасаранского этноса и столь же быстрая его урбанизация.
По переписи 1989 г. только 59,8 % табасаранцев свободно владели русским языком. Это объясняется использованием многими из них в качестве второго языка азербайджанского или лезгинского. Нередко заключались браки табасаранцев с лезгинками.
При общем достаточно быстром росте численности табасаранцев население исконно табасаранских Табасаранского и Хивского районов в последние годы уменьшается. Население Хивского района с 20747 чел. в 2002 г. и 22753 чел. в 2010 г. снижалось до 22485 чел в 2011 г., 22266 чел. в 2012 г., 21744 чел. в 2013 г. и 21622 чел. в 2014 г. Аналогичная ситуация прослеживается в Табасаранском районе: численность населения с 52886 чел. в 2010 г. упала до 52550 чел. в 2011 г., 52252 чел. в 2012 г., 51632 чел. в 2013 г., 51027 чел. в 2014 г. Сокращение населения идет в обоих районах, хотя и не катастрофическими темпами, и тенденция налицо. В Табасаранском районе проживало (на 2010 г.) 52886 чел., из них 41813 (79,06 %) табасаранцев (на втором месте идут азербайджанцы – 9731 чел. или 18,39 %, отметим, что на 1939 г. табасаранцы в районе составляли 83,2 %, а азербайджанцы – 12,7 %); в Хивском районе (на 2010 г.) – 22753 чел., из них 13521 (59,42 %) табасаранцев (на втором месте лезгины – 8847 чел или 38,88 %).
Табасаранский район (первоначально – кантон) был создан в 1928 г. из бывших Южно-Табасаранского участка Кюринского округа и Северо-Табасаранского участка Кайтаго-Табасаранского округа. В 1935 г. его центром стал аул Хучни. Хивский район был создан в 1935 г. из селений Касумкентского и Табасаранского районов. Экономика носит аграрный характер, 65 % приходится на продукцию животноводства, 35 % - растениеводства.
Традиционная экономика Табасарана основана на земледелии и скотоводстве. Развиты были также виноградарство и садоводство. С второй половины XIX в. стали развиваться табаководство и производство шелка-сырца. Из народных промыслов сохранилось ковроткачество (табасаранские ковры считаются одними из лучших в Дагестане), восстанавливается гончарство и производство натуральных красителей. Одним из крупнейших центров производства расписной керамики в Дагестане был аул Джули. В середине 1930-х гг. здесь при совхозе была создана гончарная мастерская, но к концу 1950-х гг. гончарство в Джули исчезло, промысел не выдержал конкуренции с фабрично-заводской посудой, а потомственные мастера-гончары ушли из жизни. Резьба по камню и дереву, которой также славился Табасаран, за последнее столетие почти полностью утрачена, единственным центром деревообработки остается сел. Хурик (изготовление кухонной утвари и веретен).
Большое распространение в советское время (с 1960-х гг.) получило отходничество табасаранцев на заработки в другие регионы России и СССР. В какой-то степени сохраняется его значение и по сей день. Уровень развития промышленности (особенно, в Хивском районе) остается крайне низким, летних и зимних пастбищ не хватает. В Хивском районе до недавнего времени полностью отсутствовали заасфальтированные дороги. В целом Табасаран характеризуется в настоящее время как один из наиболее отсталых в социально-экономическом отношении регионов Дагестана.
В 1991 г. в Махачкале было создано историко-культурное общество «Табасаран», а в октябре 1992 г. прошел съезд табасаранского народа. Собственно, на этом и закончилось национально-культурное возрождение табасаранского народа, хотя у табасаранцев, учитывая их урбанизированность, наблюдается достаточно значительная прослойка собственной интеллигенции, нередко выходящей на общефедеральный уровень (С.О. Хан-Магомедов, М. Чудакова, Е. Исинбаева).
Таким образом, у табасаранцев как этноса наблюдается целый ряд кризисных явлений: при высокой рождаемости и нарастающей урбанизированности в районах традиционного расселения наблюдается нарастающий экономический кризис и, как следствие, депопуляция. Это ускоряет процессы переселения на равнину и в города. В таких условиях вчерашние горцы становятся легкой добычей для вербовщиков из среды радикальных исламистов. Следует отметить, что депопуляция наблюдается не во всех районах горного и, тем более, предгорного Дагестана, соответственно, не все этносы Дагестана утрачивают, при том так стремительно, среду традиционного обитания. Было бы целесообразно продумать программу экономического возрождения традиционных табасаранских районов, возможно, за счет возрождения народных промыслов и развития туризма, пока условия безопасности позволяют об этом говорить.
Материал подготовлен в рамках проекта Научного общества кавказоведов «Этнокультурное разнообразие России как фактор формирования общегражданской идентичности», осуществляемого при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание»
Дагестан демография культура Общество «Знание» Табасаран экономика этничность / этнополитика