НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЮГЕ РОССИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | КАВКАЗ НА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ | Виктор АКОПЯН | 24.01.2015 | 00:00
В нынешнем (2014 – прим. ред.) году в России впервые широко отмечается 100-летняя годовщина начала Первой мировой войны (1914–1918), которую называли «Великой», «Второй Отечественной», «германской» и «империалистической» войной. Многие жертвы этого драматического события, предопределившего весь ход последующей мировой истории, были забыты. А Россия вышла из этой войны проигравшей стороной, хотя остальные участники Антанты и даже некоторые ее противники воспользовались ее победными плодами.
Настоящая статья рассматривает лишь одну проблему военного периода – деятельность армянских благотворительных организаций на Юге России в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.).
До Первой мировой войны большая часть армянского народа проживала на своей исторической родине: в Западной Армении – в османских вилайетах Ван, Муш, Эрзерум, Сасун, Зейтун и значительно меньше в Восточной (Русской) Армении (Ереванской, части Елизаветпольской и южной части Тифлисской губерний, а также в Карсской области). Османская империя в мировой войне выступила на стороне Германии и Австро-Венгрии и в октябре 1914 г. первой начала военные действия против России на кавказском направлении. С конца XIX века турецкое правительство осуществляло геноцид в отношении западных армян, кульминацией которого стало массовое уничтожение армянского народа в годы Первой мировой войны. Причем предлогом для окончательного «решения армянского вопроса» по-турецки стали подозрения в симпатиях армян к России и участие восточных армян в составе действующей российской армии. Хотя известно, что истинная причина крылась в стремлении уничтожить «армянский клин», препятствовавший реализации далекоидущих пантюркистских планов.
В армянских поселениях России глубоко сопереживали трагическим событиям, разворачивавшимся в Османской империи на протяжении многих десятилетий в отношении их соотечественников. Особую активность проявляли национальные революционные партии (Дашнакцутюн, Гнчак, Рамкавар), деятельность которых ранее царскими властями была запрещена.
Нападение Турции на Россию вызвало небывалый патриотический подъем и надежды на освобождение Западной Армении. Российские власти, заинтересованные в привлечении армянского населения на свою сторону, изменили свое отношение к армянским организациям. Предвидя неизбежную войну с Турцией, 17 сентября 1914 г. Николай II обратился с воззванием к армянам, в котором обещал окончательное освобождение от турецкого гнета.
В связи с объявлением 22 октября 1914 г. войны с Турцией в армянских общинах и поселениях создаются комитеты, приступившие к организации отрядов добровольцев и отправки их на Кавказский фронт. Видные представители общественности Нахичевани-на-Дону, Ростова, Армавира, Екатеринодара, Новороссийска, Пятигорска, Ставрополя, Святого Креста, Владикавказа, Грозного, Моздока, Кизляра, Дербента и других населенных пунктов, где имелись армянские общины, в своих обращениях отмечали, что создание добровольческих дружин являлось для российских армян возможностью выполнить свой долг перед родным народом и Российским отечеством.
26 октября 1914 г. в армянских церквах Северного Кавказа был оглашен обращенный ко всем соотечественникам указ Католикоса всех армян о начале войны. В армавирской церкви Сурб Аствацацин выступивший перед паствой священник Геворг Сеферянц заявил: «Мы как граждане великой России и как сыны армянского народа не остановимся ни перед какой жертвой, те, кто в силах и в состоянии носить оружие, должны стать на ноги и если понадобится, пожертвовать жизнью» (1).
Среди всех армянских общин Юга России внесших вклад для успеха российского оружия в Великой войне особо выделялась нахичеванская колония, объединявшая город Нахичевань-на-Дону (Новый Нахичевань) и окрестные села, многие десятилетия имевшие самоуправление дарованное Екатериной Великой. Видный театральный деятель Александр Абелян (1858/9 – 1940) отмечал: «К чести нахичеванских крестьян и горожан, – писал он в газете “Мшак”, – считаю нужным констатировать публично, что... ни один из наших городов не может похвалиться перед Новой Нахичеванью таким множеством своих богоугодных учреждений, которыми так изобилует Новая Нахичевань и содержание которых пало на плечи новонахичеванцев, которые безропотно, добровольно каждый год платят налоги, подати» (2).
19 ноября 1914 г. в нахичеванском соборе Св. Григория Просветителя состоялась церемония освящения боевого знамени армянских добровольцев Донской области, отправлявшихся на русско-турецкий фронт. Нахичеванская община организовала экипировку отрядов добровольцев, их обучение, а затем и проводы их в Тифлис, а оттуда на фронт. Женщины во главе с госпожой Е. Берберьян создали специальный комитет, который занимался обеспечением добровольцев бельем, теплой одеждой, пропитанием (3).
Только на территории Кубани с начала войны было сформировано четыре добровольческих армянских отряда (4). В ежегодных списках армянских предпринимателей г. Екатеринодара, пожертвовавших внушительные средства на нужды войны, находим следующие фамилии и названия фирм: «Т-во мануфактур бр. Тарасовых», Б.В. Черачев, «Т-во бр. Богарсуковых», Торговый дом «Иван Тарасов с сыном», Х.Р. Хачадуров, «Т-во бр. Арзомановых», «Т-во К.А. Демержиев», «Арзуманов Л.Г. и К0», А.А. Аведов, «Алавердов X.Е. с сыном» и десятки других (5).
Небывалый патриотизм демонстрировали жители городов Кавказских Минеральных Вод, Ставрополя и Святого Креста, основанного армянами в конце XVIII в. «Город Св. Креста (Карабагла), этот заброшенный уголок,.. – читаем в губернской газете, – покрытый густым налетом городских сплетен, с маленькой группой интеллигентных сил, обыкновенно далекий от интересов общечеловеческих, и он встряхнулся, и он заявил о своей готовности послужить родине» (6). 31 октября 1914 г. в газете «Северокавказский край» священник С. Тер-Ованнисянц выступил с воззванием, заканчивавшимся такими словами: «Настал суд Божий, и он зовет нас на ратный подвиг во имя спасения Армении под протекторатом великой России» (7).
В период войны в города и села Юга России, где имелись армянские общины, происходило переселение тысяч западных армян, чудом избежавших гибели от турецкого ятагана. Для оказания им помощи среди местных армян развернулось широкое движение. Значительную роль играли благотворительные организации, которые и в прежние годы оказывали помощь ранее прибывшим беженцам. Наибольшую активность проявляли отделения Армянского Благотворительного общества на Кавказе, женские организации, церковные попечительские советы, политические партии и отдельные предприниматели. Они выдавали продовольствие, одежду и отопление нуждающимся, организовывали единовременные или периодические выплаты денежных пособий, занимались трудоустройством беженцев, устраивали богадельни и приюты для стариков, размещали детей в учебные заведения и сиротские дома.
В 1914 г. в Тифлисе прошел съезд армянских обществ, в котором приняли участие 39 делегатов от провинциальных отделений Армянского благотворительного общества и около 300 представителей педагогических, литературных и других организаций России. Это собрание постановило открыть лазареты и госпитали с возможно большим числом кроватей, что было весьма актуально в условиях Первой мировой войны и геноцида (8).
Так, например, екатеринодарская комиссия по делам беженцев, возглавляемая Е. Пирумовой, взяла на попечение 350 человек, еще 900 помогла выехать в Закавказье. В 1915 г. в Екатеринодаре армянским благотворительным обществом был открыт для беженцев лазарет, главным врачом которого являлся Н.А. Сырмакешев (9).
В Нахичевани-на-Дону чтобы придать организованный характер сбору пожертвований местный армянский комитет разбил город на 26 участков и для каждого назначил ответственное лицо. В январе 1915 г. нашедшие в Нахичевани пристанище около 500 армянских беженцев, преимущественно из приграничных Карсской и Батумской областей, начали получать помощь от местных благотворительных организаций, церковного попечительского совета и армянского комитета. Кроме того, для нужд беженцев поселившихся в городах Закавказья ими было на имя католикоса переведено 20 тыс. руб. и значительная партия одежды. Армянская интеллигенция Таганрога в начале года организовала в городском театре благотворительный вечер, в пользу беженцев было собрано 1000 руб. (10)
30 августа 1915 г. в Нахичевани было проведено собрание представителей армянской общественности. Приняв во внимание создавшееся тяжелое положение, собрание решило открыть детский приют для 250 сирот и взять их на попечение общества. Для организации приюта и ведения его дел была назначена специальная комиссия (Г. Бахчисарайцев, Е. Шахазиз и др.). Армянских беженцев не оставили без внимания и представители ряда официальных учреждений России. В январе 1915 г. Московская городская дума приняла решение выделить в пользу беженцев 100 тыс. руб. (11)
Накануне февральского переворота, в январе 1917 г. на Северный Кавказ прибыл национальный герой Армении генерал Андраник. Его пламенные выступления перед представителями армянской общественности способствовали мобилизации сил и средств на помощь беженцам. Где бы он ни выступал, его речь была пронизана болью за судьбу оставшейся части нации. Он обличал тех национальных политиков, которые во имя своих узко партийных и классовых интересов, псевдоинтернационалистских идей забывают о главном – национальном выживании. «Политика всеобщего уничтожения – политика геноцида – уже осуществлена в самых широких масштабах и в самом жестоком виде. И в силу этого классовые различия среди турецких армян…стушевались – они все стали жертвами одной судьбы, одного правового положения, они все живут единым идеалом, единым горем, имея перед собой одного общественного врага… В разоренной нашей стране партии пусть проповедуют не отвлеченные теоретические учения, а то, каким способом обеспечить физическое существование уцелевших остатков истребленного народа… Нам надо подумать о спасении уцелевших, чтобы завтра или послезавтра мы могли перестроить армянское общество на той же родине в соответствии с ее исторической миссией и чаяниями…» (12) Эти слова он произносил в Тифлисе, Новой Нахичевани, Армавире, Пятигорске и в других городах. Местные армяне, вняв его призыву, собрали крупную сумму для помощи беженцам и раненым военнослужащим.
Кипучую работу развернуло пятигорское отделение Кавказского армянского благотворительного общества. В 1915 г. в парке Цветник состоялось открытие необычного по своей архитектуре здания Всесословного общественного клуба или Народного дома, построенного по инициативе и на средства армянских предпринимателей – Нацвалова, Карапетяна, Ходжаева и Тер-Теряна. Хотя Всесословный клуб строили не как национальное заведение, в тот сложный период в его помещениях проводились благотворительные вечера, во время которых выступали видные представители армянской и русской культуры. Спасшимся от геноцида армянам оказывала помощь не только армянская община, но и представители русской общественности. Так, благотворительные вечера и спектакли в 1915 году в пользу беженцев-армян и раненых солдат устраивала жена директора Пятигорского городского общественного банка Е.К. Кузнецова. 3 августа 1917 г. в Народном доме состоялся благотворительный вечер-встреча с выдающимся армянским поэтом Ованесом Туманяном. На эту встречу специально приехали Валерий Брюсов, Сергей Городецкий и Бальмонт. Живой классик армянской литературы, обращаясь к переполненному залу, сказал: «Наше будущее, как я и говорил всегда, и вы это знаете, связано с Россией, а чем свободнее будет Россия, тем лучше для Армении и для всего мира!» (13)
Виктор АКОПЯН (Пятигорский государственный лингвистический университет)
Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.). Доклады публикуются в авторской редакции.
Примечания
(1) Погосян Л.А. Армянская колония Армавира. Ереван, 1981. С. 127.
(2) Бархударян В.Б. История армянской колонии Новая Нахичевань (1779–1917). Ереван, 1996. С. 331.
(3) Бархударян В.Б. Указ. соч. С. 328-329.
(4) См.: Карапетян Л.А. У истоков российской многопартийности: Северо-Кавказский регион (конец 90-х гг. XIX века – февраль 1917 г.). Краснодар, 2001.
(5) См.: Симонян М.С. Армянская диаспора Северо-Западного Кавказа: формирование, конфессиональный облик, взаимоотношения с властью, общественными и религиозными объединениями (конец ХVIII – конец XX века). Дис. ...канд. ист. наук. Краснодар, 2003.
(6) Северокавказский край. 1914. 2 августа.
(7) Северокавказский край. 1914. 31 октября; Акопян В.З. Город Святой Крест. Между прошлым и настоящим. 1799-2009. Исторический очерк. Пятигорск: ПГЛУ, 2009. 360 с.
(8) Ованесов Б.Т. Благотворительность армянских общин Российской империи на Се-верном Кавказе // Культурная жизнь Юга России. Краснодар, 2009. № 5 (34). С. 58.
(9) Кубанский край. 1915. 22 мая, 17 июня, 2 сентября.
(10) Бархударян В.Б. Указ. соч. С. 329-330.
(11) Бархударян В.Б. Указ. соч. С. 330.
(12) Андраник Озанян. Документы и материалы // Вестник архивов Армении. 1991. № 89-90. С. 223-231.
(13) См.: Акопян В.З. История прихода Армянской Апостольской Церкви города Пятигорска. Пятигорск, 2005. 176 с.
Армения диаспоры историография Кавказ Первая мировая война