На главную страницу Карта сайта Написать письмо

Публикации

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АБХАЗИИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Публикации | ПОПУЛЯРНОЕ | Сослан САЛАКАЯ | 16.01.2015 | 12:14

Первая Мировая война нанесла огромный ущерб экономике Сухумского отдела, как тогда называлась Абхазия, несмотря на то, что непосредственно здесь боевые действия не велись. И так слабо развитая промышленность пришла практически к полному краху. Быстро развивавшаяся на рубеже веков лесная промышленность из-за мирового экономического кризиса пришла в упадок из которого так и не вышла. Правда, перед самой Первой Мировой войной в районе Гагры было построено крупное лесопромышленное предприятие Балашова. Было арендовано свыше 15 тыс. десятин лесной площади, у моря построен 4-рамный лесопильный завод, проложена до хвойных лесов подвесная канатная дорога, в наиболее возвышенной части устроены желоба для спуска бревен. Общая сумма всех затрат доходила до 1,5 миллиона рублей. Но в связи с началом Мировой войны оно даже не успело полностью вступить в эксплуатацию. На 9 лесопильных заводах в 1915 г. работало всего75 человек, выпускавших продукции на 9700 руб.

Горная промышленность в Абхазии не развивалась, за исключением ничтожных кустарных разработок серебро-свинцовой руды на горе Дзышра. Учрежденное еще в 1903 г. крупным бессарабским помещиком и предпринимателем Г. В. Бутми-де-Кацманом (известным в свое время также как публицист и общественный деятель крайне правого, черносотенного толка) акционерное общество Ткварчельских каменноугольных копей начало свою деятельность лишь в 1908 г. Так как у акционерного общества не хватало денег (лишь незначительное число акций было оплачено наличными деньгами, остальные переданы в возмещение за передачу прав на «дозволительные» свидетельства) Бутми-де-Кацман обратился за финансовой помощью в правительство. Но здесь он встретил противодействие угольных монополистов Донбасса, объединенных в синдикат «Продуголь». На совещании созванном для рассмотрения прошения Бутми прямо было заявлено, что эксплуатация Ткварчельского угольного месторождения может вредно отозваться на развитии угольной промышленности, поскольку может вызвать падение цен на донецкий уголь.

Другие промышленные предприятия Абхазии представляли в огромном большинстве мелкие кустарные и полукустарные заведения. Они были непосредственно связаны с обслуживанием местного рынка теми продуктами, которые не завозились из центральной России.

Одним из основных тормозов развития производительных сил Абхазии продолжал оставаться недостаток путей сообщения. Относительно благоустроенным было лишь шоссе Новороссийск – Сухум, в известной мере обслуживавшее и жителей прилегающих к нему селений. Гораздо хуже обстояло дело в Восточной Абхазии. Автор заметки «Дорожный вопрос в Сухумском округе», опубликованной в «Сухумском листке» в декабре 1913 года, писал: «Нужно попасть в зимнюю погоду в Очемчиры. Разлившиеся от дождя реки не дают возможности выехать из Очемчир сухопутьем… Но еще хуже должно чувствовать себя население всего Кодорского и Самурзаканского участков. Оно лишается возможности подвозить… свои хозяйственные продукты и запастись в Очемчирах предметами первой необходимости…».

Морское сообщение, осуществляемое пароходами «Русского общества пароходства и торговли» и «Российского транспортного и страхового общества» было доступно только для таких населенных пунктов, как Сухум, Очамчиры, Новый Афон, Гудауты, Гагры, да и то не всегда, так как причальных пристаней в них не было.

Неоднократно поднимался вопрос о строительстве по территории Абхазии железной дороги, причем на самом высшем уровне. Но против государственного финансирования проекта выступил министр финансов В. Н. Коковцев. А когда он возглавил, после гибели П. А. Столыпина, Совет Министров, проект строительства дороги за счет казны был окончательно похоронен. В 1912 г. было создано «Общество Черноморской железной дороги» руководителями которой были инженер путей сообщения Н. Н. Перцов, известный финансист, председатель правления Петербургского международного коммерческого банка, действительный статский советник С. С. Хрулев и крупнейший промышленник и финансист, председатель правления Русско-Азиатского банка А. И. Путилов. Однако строительство дороги шло крайне медленно, на территории Абхазии почти ничего не было сделано. После начала Первой Мировой войны работы по сооружению Черноморской железной дороги были полностью остановлены. 

Сельское хозяйство переживало нелегкие времена. Зерновое хозяйство вступило в затяжной кризис. Экспорт кукурузы падал с каждым годом, посевы ее сокращались. Так, в 1907 г. из Сухума было вывезено 272,1 тыс. пуд. кукурузы, а в 1913 г. только 1653 тыс. пуд. Сокращение посевов перед Мировой войной приняло громадные масштабы. В 1911 г. в Сухумском отделе было засеяно 67 тыс. десятин земли, а в 1913 г. – только 24 тыс. дес., причем сокращение шло за счет площадей, занятых кукурузой. Почти не развивалось промышленное садоводство, виноградарство и виноделие, сокращалось поголовье скота. Все эти отрасли постепенно теряли свою роль в экономике края и все более отступали перед табаководством. Спрос на абхазский табак возрастал с каждым годом, что приводило к увеличению числа и площадей табачных плантаций.

В 1907 г. площади табачных плантаций занимали 4386 десятин, в 1913 г. – 8037 десятин, а в 1914 г. – 13104 десятины. Все активнее табаководством занимается местное население. К 1910 г. арендаторы составляли 60 % табаководов, а 40 % приходилось на собственников земли. Как отмечал Алферов в статье «От виноделия к табаководству» (1915) большая прибыльность табаководства стала ясна для населения Абхазии с особой очевидностью со времени Балканской войны.

Осенью 1913 года в Лондоне оформился табачный синдикат, скупивший более половины акций ведущих российских фирм, вырабатывающих высшие сорта табачной продукции. Председателем правления синдиката стал крупный представитель финансовой олигархии, бывший министр торговли и дарственного Совета Российской империи В. И. Тимирязев. Синдикатом были почти полностью захвачены табачные рынки Абхазии. Захват табачным синдикатом абхазских рынков усугубил нелегкое положение рядовых плантаторов. В докладе начальника Сухумского округа от 31 августа 1909 года наместнику Кавказа говорилось: «В Кодорском участке поземельное устройство крестьян чрезвычайно неправильно. В то время как лица влиятельные и, в частности, привилегированные имеют большие земельные наделы, доходящие до 20 десятин, почти во всех селениях имеется масса крестьян, обремененных большими семьями и имеющих весьма ограниченные наделы... В большинстве селений... имеется масса малоземельных крестьян, имеющих надел от одного вортала (менее 1/3 десятины) до одной и не более двух десятин.

Согласно столыпинскому аграрному закону от 9 ноября 1906 года, в Абхазии в 1909 году были начаты работы по межеванию земель. Но более подробная «Инструкция по земельному устройству населения Сухумского округа» была издана лишь 14 января 1914 года. Землеустройство отдельных хозяйств не было полностью закончено вплоть до 1917 года. Норма отвода из общинных земель была установлена в 3 — 7 десят. на двор. Фактически для громадного большинства крестьян она была значительно ниже. В Гудаутском участке в 1913 году 5034 крестьянских дыма имели «культурной» надельной земли 13 368 десят. или, в среднем, на дым 2,6 десятины. В размежеванной части Лыхнинской общины участки в 3 десят. и выше насчитывались лишь в 11 случаях, число же участков менее одной десят. равнялось 76 из общего числа отведенных участков 101. В Окумской общине Самурзаканского (Гальского) участка 78 хозяйствам было обмежевано 219 десят. или, в среднем, по 2,6 десят. на хозяйство. Менее одной десятины получили 11 хозяйств, от 1 до 5 десят. - 44 хозяйства, остальные 23 хозяйства — по 5 и более десятин(6).

На основании материалов по селам Гуп и Члоу Кодорского (Очемчирского) участка можно, составить приведенную на 9 странице таблицу, показывающую картину расслоения абхазского крестьянства.

Процесс разложения крестьянства с наибольшей яркостью выявлялся в наиболее товарной отрасли Абхазии – в табаководстве. Уже в 1905 году Абхазия по размерам табаководства занимала пятое место в Российской империи; в 1913 году площадь ее табачных плантаций составляла 79,4 проц. табачных плантаций Закавказья, а Грузии – 83,2 процента.

Почти 20 процентов (18,6) всех плантаторов, имевших плантации размером свыше 2 десят., надо полагать, применяли наемный труд в значительных размерах. В их руках было сосредоточено 44,6 проц. всей площади плантаций. 2,2 проц. плантаций с площадью свыше 5 десят. были определенно кулацкими.

Крестьяне Абхазии, испытывая острый земельный голод, вынуждены были идти в кабалу к помещикам и арендовать у них землю на условиях издольщины. Эта крепостническая форма аренды земли заключалась в том, что крестьяне должны были уплачивать землевладельцу за аренду натурой четверть или треть, а подчас и половину урожая. На условиях денежной аренды заключались договоры землевладельцами с арендаторами-табаководами. Надо сказать, что около 60 проц. всех табачных плантаций находилось на арендованной земле. Рост табаководства, форсируемый российским капиталом, происходил в условиях нещадной эксплуатации плантаторов-крестьян. Плантаторская масса эксплуатировалась также скупщиками, кулачеством и представителями торгового капитала. Она несла потери и от колебаний рыночных цен. Орган местной буржуазии газета «Сухумский листок» писала: «Испытывая большой недостаток в деньгах, они (табаководы) находятся в сильной зависимости от скупщиков...»

Что касается проведения столыпинского аграрного законодательства, то в Абхазии оно было ограничено. 14 января 1914 года были изданы «Инструкции по поземельному устройству населения Сухумского округа», согласно которой в общинах Гудавской, Шешелетской, Баргебской, Набакевской, Чубурхинджской, Саберийской, Гальской, Окумской, Мухурской, Бедийской, Поквешской и Илорской всем жителям отводились на правах собственности из общинных земель усадебные, пахотные и возделанные садовые земли. В остальной Абхазии землями из общинного фонда наделялись (также на правах собственности) лишь жители приписанные к общинам. Полностью землеустройство по инструкции 1914 г. закончено не было.

Единственным городом в Сухумском округе был Сухум, Гудаута и Очамчира имели местечковое управление. В 1914 г. население Сухума насчитывало чуть более 24 тыс. чел.

Подъем национального самосознания абхазов после снятия «виновности» привел к патриотическому порыву после начала Мировой войны. Хотя абхазы (за исключением самурзаканцев) не призывались на военную службу, развернулось движение по созданию добровольческого военного формирования, получившего название Абхазская сотня. Назначенный ее командиром штабс-ротмистр Г. Ф. Бьерквист писал командиру Черкесского полка: «Люди прибыли. Огромный труд Засыпкина (ген-м. Ф.А. Засыпкин – начальник Сухумского округа), дал хороший результат. Все молодцы. Конский состав частью хорош, частью удовлетворителен, седла очень хорошие, местные. Есть бравый абхазский священник православный, предлагающий свои услуги, половина абхазцев православные да еще кадры урядников полка и офицеры. Не найдете ли возможным взять его с собой». Священник, о котором говорит Бьервист, был из Чиловского (Члоуского) прихода, фамилия его Какалия. Следует отметить, что в Абхазской сотне было 21 человек мусульманского и 107 – православного вероисповедания, которых перед походом, 21 сентября 1914 г., привел к присяге священник Сухумского кафедрального собора. Присяжные листы были составлены на арабском и на русском языках. Всадники 4-й (абхазской) сотни Черкесского конного полка с первых дней своего пребывания на фронте выказывали храбрость и бесстрашие в бою с неприятелем, получали награды, о чем свидетельствуют многочисленные архивные документы. Черкесский конный полк в составе Кавказской туземной конной дивизии, входившей во 2-й кавалерийский корпус, принимал участие в операциях 7-й, 8-й и 9-й армий на Юго-Западном фронте. В период Горлицкого прорыва австро-венгерских войск (весна - начало лета 1915 г.) полк вел оборонительные бои и отступал из городов Станислав - Коломня за р. Днестр. В июне 1916 г. полк в составе 7-й армии участвовал в Брусиловском прорыве и наступлении русской армии в районе рек Стрына и Днестр и г. Галич. В начале 1918 г. полк был расформирован, как и все части Императорской русской армии. Подвиги абхазских всадников в немалой степени содействовали возрождению национального самосознания абхазов.

И хотя на территории Абхазии боевых действий не было, экономика пришла в глубокий упадок. Мобилизация или добровольный уход на фронт значительно части мужского населения привел к резкому сокращению трудовых ресурсов. Неурожайные 1914 и 1915 годы привели к значительному обнищанию крестьянской массы, особенно больно ударив по арендаторам. Урожай зерновых, в основном кукурузы сократился более чем вдвое. Больно ударил по сельскому хозяйству реквизит рабочего скота на нужды фронта. Кроме того, был падеж скота, а также разразилась эпизоотия среди домашней птицы. Введенный «сухой закон» больно ударил по виноделию. И так переживавшее нелегкие времена, оно оказалось в глубоком кризисе. Все это не могло не сказаться на основной массе крестьянства Абхазии, которое в годы войны попало в тяжелое положение. Даже самая доходная отрасль абхазской экономики – табаководство, переживает тяжелые времена. В годы войны производство табака падает, т.к. был крайне затруднителен его вывоз из Абхазии. Появление на Черном море германских крейсеров «Гебен» и «Бреслау» привело к дезорганизации морского сообщения. Появление немецко-турецкой эскадры у берегов Абхазии в конце октября 1914 г. привело к панике население Сухума, которое устремилось в горы. И так очень слабо развитая промышленность пришла в полный упадок. Наступившая в годы войны инфляция и дороговизна привела к росту социальных противоречий и напряженности среди населения Сухумского округа. Все это привело к бурным событиям 1917 – 1918 гг., в результате которых наступил распад Российской империи и оккупация Абхазии меньшевистской Грузией. 

С. Ш. Салакая (Абхазский институт гуманитарных исследований им. Д.И.Гулиа Академии наук Абхазии)

Доклад представлен в ходе международной научно-практической конференции «Кавказ в годы Первой мировой войны» (Пятигорск, 28-30 ноября 2014 г.). Доклады публикуются в авторской редакции.

Литература
 
1. Анчабадзе З. В., Дзидзария Г. А., Куправа А. Э. История Абхазии. Сухуми, 1986.
2. Бгажба О. Х., Лакоба С. З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. Сухум, 2007.
3. Дзидзария Г. А. Очерки истории Абхазии. 1910 – 1921. Тбилиси, 1963.
4. Олонецкий. А. А. Очерки по развитию капиталистических отношений в Абхазии (конец XIX – начало ХХ века). Сухум, 1934.
5. Салакая С. Ш. Абхазия в годы аграрной реформы П. А. Столыпина. Сухум, 2012.

Абхазия Первая мировая война Россия экономика



Добавить комментарий
Ваше имя:
Ваш E-mail:
Ваше сообщение:
   
Введите код:     
 
Выбор редакции
22.02.2022

"Очевидно, что Анкара и Баку продолжат политику...

21.05.2020

Интервью Александра КРЫЛОВА


01.10.2019

Рассматривается роль ведущих мировых и региональных держав в геополитических процессах Кавказского...

17.09.2019

В уходящем летнем сезоне – закроется он примерно в ноябре – Северный Кавказ переживает настоящий...

11.08.2019

Отказ правительства от эксплуатации Амулсарского золотого рудника даже в случае позитивного экспертного...

05.05.2019

Джордж Сорос выступил с идеей подчинения армянского государства транснациональным «неправительственным» структурам

27.03.2019

В настоящее время выстраивается диалог между новой армянской властью и Россией. Кроме того, те шаги,...

Опрос
Сворачивание военных действий в Сирии

Библиотека
Монографии | Периодика | Статьи | Архив

29-й и 67-й СИБИРСКИЕ СТРЕЛКОВЫЕ ПОЛКИ НА ГЕРМАНСКОМ ФРОНТЕ 1914-1918 гг. (по архивным документам)
Полковые архивы представляют собой источник, который современен Первой мировой войне, на них нет отпечатка будущих потрясших Россию событий. Поэтому они дают читателю уникальную возможность ознакомиться с фактами, а не с их более поздними трактовками, проследить события день за днем и составить собственное мнение о важнейшем периоде отечественной истории.

АРМЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Крылов А.Б. Армения в современном мире. Сборник статей. 2004 г.

АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ОСОБЕННОСТИ «ВИРТУАЛЬНОЙ» ДЕМОГРАФИИ
В книге исследована демографическая ситуация в Азербайджанской Республике (АР). В основе анализа лежит не только официальная азербайджанская статистика, но и данные авторитетных международных организаций. Показано, что в АР последовательно искажается картина миграционных потоков, статистика смертности и рождаемости, данные о ежегодном темпе роста и половом составе населения. Эти манипуляции позволяют искусственно увеличивать численность населения АР на 2.0 2.2 млн. человек.

ЯЗЫК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА: ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Анализ политических решений и проектов относительно региональных конфликтов требует особого рассмотрения их языка. В современной лингвистике и философии язык рассматривается не столько как инструмент описания действительности, сколько механизм и форма её конструирования. Соответствующие различным социальным функциям различные модусы употребления языка приводят к формированию различных типов реальности (или представлений о ней). Одним из них является политическая реальность - она, разумеется, несводима только к языковым правилам, но в принципиальных чертах невыразима без них...

УКРАИНСКИЙ КРИЗИС 2014 Г.: РЕТРОСПЕКТИВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
В монографии разностороннему анализу подвергаются исторические обстоятельства и теории, способствовавшие разъединению восточнославянского сообщества и установлению границ «украинского государства», условность которых и проявилась в условиях современного кризиса...

РАДИКАЛИЗАЦИЯ ИСЛАМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Монография посвящена вопросам влияния внутренних и внешних факторов на политизацию и радикализацию ислама в Российской Федерации в постсоветский период, а также актуальным вопросам совершенствования противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в РФ...



Перепечатка материалов сайта приветствуется при условии гиперссылки на сайт "Научного Общества Кавказоведов" www.kavkazoved.info

Мнения наших авторов могут не соответствовать мнению редакции.

Copyright © 2024 | НОК | info@kavkazoved.info